Анатолий Чубайс выступит на Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
23 января генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс выступит на Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»
21–23 января 2010 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Институт экономики переходного периода и Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики проводят Международную конференцию «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»
.
Целью Конференции является выявление приоритетов социально-экономической политики и выработка инструментов их практической реализации в 2010-х годах. Конференция проходит в форме серии панельных дискуссий и экспертных «круглых столов», в ходе которых участники обсуждают свое понимание ключевых тенденций и вызовов для развития страны.
Анатолий Чубайс примет участие в пленарной дискуссии «Время инноваций», которая состоится 23 января с 10.00 до 13.30. Канал ВЕСТИ 24 проводит трансляцию мероприятия в прямом эфире.
В дискуссии также примут участие:
1.Сергей Собянин, заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ;
2.Доминик Фаш, исполнительный директор по России и странам СНГ, Глава представительства ENEL в России;
3.Александр Дынкин, академик РАН, директор Института мировой экономики и международных отношений;
4.Илья Дубинский, партнер Change Investments / Управляющий партнер CCI Russia;
5.Талия Хабриева, член-корреспондент РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;
6.Джек Голдстоун, профессор George Mason University;
7.Сергей Юшко, генеральный директор Инновационно-производственного технопарка «Идея»;
8.Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания»;
9.Армен Дарбинян, ректор Российско-армянского славянского университета.
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Целью Конференции является выявление приоритетов социально-экономической политики и выработка инструментов их практической реализации в 2010-х годах. Конференция проходит в форме серии панельных дискуссий и экспертных «круглых столов», в ходе которых участники обсуждают свое понимание ключевых тенденций и вызовов для развития страны.
Чубайс призвал изменить законодательство, чтобы перевести экономику России на инновационные рельсы
Задача модернизации нашей экономики разрешима, но для этого необходим коренной пересмотр большинства действующих в экономике законодательных норм. Такова оказалась главная мысль доклада генерального директора государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» Анатолия Чубайса, с которым он выступил сегодня на международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», которая проходит в Москве, сообщает ИТАР-ТАСС
По рейтингу инновационной активности мы на 51 месте из 130 стран мира, указал Чубайс.
В этой связи Чубайс назвал ряд факторов, которые мешают более эффективному развитию России в этой сфере.
В России также фактически нет адекватного технического регулирования, считает он. Крупнейшие вопросы вызывает законодательство в области интеллектуальной собственности, которую, по мнению Чубайса, необходимо приватизировать.
http://newsru.com/…10/chub.html
Генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс выступил на конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»
Генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс принял участие в Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», проведенной Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Институтом экономики переходного периода и Экспертным советом при Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики и посвященной памяти Егора Гайдара
Своим выступленим Анатолий Чубайс открыл пленарную дискуссию, состоявшуюся в завершающий день конференции.
Расшифровка аудиозаписи выступления генерального директора РОСНАНО Анатолия Чубайса:
Добрый день, уважаемые участники конференции, все, кто решил субботнее утро провести за дискуссией об инновационной экономике.
Все три дня, здесь на конференции, когда речь шла о том, какой быть нашей стране в следующее десятилетие, по сути дела, речь шла о большой проблеме модернизации. И сегодня, как мне кажется, мы хотим попытаться проникнуть в самую сердцевину этой проблемы и понять для себя – а, собственно, задача строительства инновационной экономики в нашей стране – это что? И что может быть еще более важно – разрешима ли она в принципе? И что для этого следует сделать? Вот Владимир Александрович и Юрий Аркадьевич уже в начале обменялись позициями на этот счет, и я попробую тоже включиться в эту дискуссию и свое сообщение я так, с некоторой опаской, назвал «Строительство инновационной экономики в России: попытка осмысления».
Я бы хотел упомянуть имена, которые всем известны, начиная с Альфреда Маршалла и Йозефа Шумпетера, который, насколько я понимаю (профессионалы меня поправят) и является человеком, введшим в научный оборот сам термин «инновации». Господин Тоффлер, который, в своей концепции третьей волны, следующей за аграрной и индустриальной, тоже предложил философское осмысление этой проблематики. Хочу сказать, что российская экономическая мысль находится совсем не на задворках этой проблемы. У нас есть имена в нашей истории, которые вполне сопоставимы, я имею в виду, прежде всего, Н.Ю. Кондратьева, с его уже практически классической теорией длинных волн. Которую, кстати говоря, очень высоко оценил Шумпетер.
В этом смысле интеллектуальный задел есть. Правильно, наверное, обратиться и каким-то, пусть даже самым легким и поверхностным, оценкам прикладного результата. А что собственно у нас за спиной, что в срезе под названием инновационная экономика, как бы она ни называлась, на самом деле было сделано, по крайней мере, в новейшей истории нашей страны и в советский период? Прежде всего, как мне кажется, есть очевидные фундаментальные прорывы в советской истории, о которых нельзя не сказать. Оба этих прорыва, на мой взгляд, носили, без всякого преувеличения, всемирный характер. Это абсолютно уникальные проекты: советский атомный проект и советская космическая программа. Я не хочу сейчас обсуждать политическую базу и напоминать, сколько лет провели в сталинских лагерях те люди, которые сделали эти проекты. Оставим это как отдельную тему. Признаем, что масштаб самих этих проектов абсолютно уникален и не имеет прецедента.
В 1985-м прошло крупное совещание ЦК КПСС, сегодня всеми уже забытое, по вопросам внедрения научно-технического прогресса. В тот же период был разработан, по-своему достаточно уникальный документ – комплексная программа научно-технического прогресса на 20-летний период. Здесь есть люди, которые участвовали в этой работе. Вместе с тем, мне кажется очевидным, что эти действия, даже в случае, когда за ними стояло серьезное обоснование, оказались в итоге безуспешными. Совершено ясно, что уже в 1970-е годы советский НИИ стал символом неэффективности использования интеллектуального потенциала. Символом, кочующим из одного юмористического рассказа в другой. Классики описали его как НИИЧАВО. Все, что делали наши ученые на овощебазах и уборке картошки, мы еще помним с вами сами, и в этом смысле следует признать, что советская попытка ответить на этот вызов времени провалилась.
Хорошо известно, что есть значительное количество отраслей, которые за этот период деградировали и существенно сократили объемы производства. Это касается и производства транспортных средств, производства машин, текстильного оборудования, швейного производства, ряда других отраслей. Менее известно, что существует ряд отраслей, которые существенно продвинулись вперед за тот же самый отрезок времени. Это производство электрооборудования, металлургия, химия, нефтехимия, телеком, просто возникший из ничего за это время, высотное домостроение, ряд других отраслей, которых не существовало в советское время. Тем не менее, агрегированный индекс промышленного производства находится на заколдованном уровне. Практически на том же самом, на котором он находился в начале 90-х годов.
По другому показателю, который называется рейтинг инновационной активности, по данным исследования Мирового экономического форума, мы находимся на 51 месте из 130 стран мира. Это не только не высшая, но и не первая лига, а, считайте, дворовая команда. Вот чем мы являемся сегодня по фактическому положению вещей. Обобщая эту часть разговора, мне кажется, можно с уверенностью сформулировать простую мысль – советская экономика уже не справилась и точно не справится с этой задачей. В то же время российская рыночная экономика еще не сумела справиться с этой задачей. Правомерно задаться вопросом – а может ли она это вообще сделать? Способна ли экономика такого типа, как в нашей стране, решить эту задачу? Если да, то мы стоим перед абсолютно уникальным вызовом, суть которого здесь, на этом слайде, я попытался отразить.
Второе десятилетие, 2000-е, это этап экономического роста, основанного, прежде всего, на сырьевом драйвере, совершенно специфического типа, с хорошо известными ограничениями. В этом смысле, суть задачи, перед которой мы сегодня стоим – переход к абсолютно новой модели, новому качеству экономического роста, основанному не сырьевом экспорте, а на инновационном развитии. Ставя перед собой вопрос, а возможен ли этот третий этап, по-моему, правильно опять оглянуться по сторонам и посмотреть, а что происходило в это время в мире. Мир дает нам простой ответ на этот вопрос. В таблице перечислены, может быть, экспертные, но достаточно адекватные оценки того, как сама задача строительства инновационных моделей происходила на наших глазах, пока мы занимались немножко другими делами. США начали ее решение где-то в начале 1960-х и точно справились с ней к началу 1980-х. 25 лет потребовалось этой стране для решения такой задачи.
Мир сообщает нам несколько совершенно очевидных истин. Во-первых, что 1980–1990-е годы сформировался пул стран-лидеров инновационного развития. Эта история – не столетней, не двухсотлетней давности, а совсем недавняя, свежая, происходившая в мире на наших глазах. Исторический срок, необходимый для решения этой задачи, вполне обозрим. Это не пятьсот и не сто лет, а десять, двадцать-двадцать пять. Кроме того, как мне представляется, наше время ожидания исчерпалось. Нас никто не ждал, и ждать не собирается: не хотите – не надо. Рынок-то остается. Вот как на нас смотрят извне: «нужна вам ваша промышленность – замечательно. Нужно вам авиастроение – чудесно. Не нужно – еще лучше. Поставим. Airbus и Boeing готовы, Bombardier на подходе».
Возьмем науку и образование, которые, очевидно, являются одной из главных основ для решения задачи создания инновационной экономики. Мы сегодня легко найдем людей, которые скажут: «наука и образование у нас полностью деградировали. Очевидно, что мы радикально отстали от мировых лидеров. Никаких шансов вырваться вперед нет». Есть и другая точка зрения: несмотря на серьезные проблемы в этой сфере, тем не менее, обе отрасли находятся на приемлемом уровне. За последние 5–7 лет, это надо признать, они получили очень серьезную поддержку со стороны государства. Я сам сегодня очень много разъезжаю по российским регионам. Вижу в воронежском госуниверситете оборудование такого класса, о котором в моем родном ленинградском инженерно-экономическом и мечтать не могли в 1970–1980-е. И это я вижу своими глазами практически везде. Я не стал выводить статистические оценки, хочу на качественном уровне прокомментировать наиболее значимые предпосылки для того, чтобы начинать решение задачи создания инновационной экономики.
Двинемся дальше. Еще один компонент в таких сопоставлениях в анализе возможности или невозможности создания инновационной экономики – частный бизнес. Очень распространено мнение о том, что он вообще в принципе не способен решать задачи инновационной экономики, инновационного развития. Принято считать, что это вообще не для него, частный бизнес не мотивирован, не ориентирован и никогда не будет ориентирован на эти задачи. Но есть и другая точка зрения. Наш российский частный бизнес очень молод, а точнее даже юн. Ему менее 20 лет. Всего 21 год назад в нашей стране частная предпринимательская деятельность, в соответствии с уголовным кодексом РСФСР, наказывалась лишением свободы сроком от 3 до 8-ми лет, давайте не забывать об этом.
Да мы понимаем, что инновационный бизнес, вероятно, с точки зрения интеллектуальной насыщенности, степени сложности, недетерминированности, стохастичности, наверное, один из самых сложных. Но, может быть, как раз сейчас российский бизнес и «дозрел» до того, чтобы замахнуться на эту задачу. Мы не увидели это сами.
Двигаясь в эту сторону, нужно начать с основы, с фундаментальных ценностей. На каких ценностях мы собираемся выстраивать наше движение в сторону инновационной экономики? В поисках ответа на этот вопрос я увидел некоторые совершенно очевидные вещи, а также те, которые для меня были не очевидны и которыми я бы хотел с вами поделиться. Очевидно, что частная собственность, конкуренция, общепринятые правила игры, долгосрочная макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, все эти фундаментальные рыночные ценности – основа основ, без которой невозможно построить рыночную экономику. Вместе с тем, есть еще один крайне важный аспект, не менее значимый, чем все, что я перечислил. Этот аспект потребует серьезного переосмысления позиций всех, в том числе и нас, российских либералов. Я имею в виду роль государства. Мы вновь должны всерьез подумать о многом. Думая о роли государства, нужно посмотреть и на мировой опыт – мы не первые на этом пути. С другой стороны, правильно задаться и вопросами о том, а что собственно следовало бы сделать государству?
Если это так, что мы должны делать по этому поводу? Каковы наши задачи? Можно бесконечно обсуждать теоретический аспект дискуссии. Я попробовал для себя ответить на более простой вопрос. А что сегодня должно сделать государство? Каковы его задачи, очевидно стоящие перед нами, если мы хотим продвигаться в эту сферу? Их оказалось столько, что для начала их пришлось как-то попытаться классифицировать, с некоторой долей условности, я разбил их на три группы: первая из них – цели, приоритеты, политика.
Законодательство – настолько крупный блок, что о нем я скажу особо. Здесь множество инструментов, механизмов, процедур, это сложнейший блок, требующий гигантских усилий со стороны государства, чтобы продвинуться, хотя бы близко, к современным инструментам и механизмам. Мы предприняли в РОСНАНО попытку сформулировать не отдельные законы, ключевые сферы, которые должны стать предметом государственных усилий. Что мы видим? Совершенно ясно, что корпоративное законодательство устарело и абсолютно очевидно, что оно не адекватно потребностям инновационной экономики. Приведу один пример, надеюсь, профессионалам он будет понятен. Венчурный фонд – простая, классическая элементарная ячейка инвестиционной системы в инновационной экономике всех стран мира, более или менее развитых.
Какой прогресс! Мы прорвались в новое пространство, этого еще никто в мире не сумел сделать, думаю я! Берем в руки второй документ – делать это разрешается только в те ЗПИФы особо рисковых венчурных инвестиций, паи которых котируются на действующих биржах в индексах ААА. Перевожу на русский язык – запрещено все. Первый документ – разрешено все, второй – все запрещено, мы передумали, концепция изменилась. Что это означает? Это означает простую вещь: никто никогда в нашей стране по-настоящему, всерьез, с профессиональных позиций не пытался осмыслить качество действующего законодательства с точки зрения инновационной экономики. Такая задача вообще не ставилась. Я же помню, как мы писали закон об акционерных обществах и какие задачи мы тогда решали. Я знаю, как мы писали налоговое законодательство, которое создавалось в значительной степени, Егором Гайдаром в Институте экономики переходного периода.
Корпоративное и налоговое законодательство нуждаются в крупном пересмотре. Мы сейчас завершаем эту работу совместно с Институтом экономики переходного периода. Эта работа велась Егором практически до самой смерти. Сейчас она на самой завершающей стадии, надеюсь, что в феврале мы сможем представить ее результаты.
Техническое регулирование. В декабре, как знают многие присутствующие, приняты крупные поправки, которые сильно меняют конфигурацию технического регулирования в стране, но главное в другом. Давайте назовем вещи своими именами – закон о техническом регулировании провалился. В стране нет технического регулирования. Остатки советской системы, перемежающиеся регламентом на молоко и еще пятью регламентами, принятыми в последнее время. Так можно было жить, когда весь рост был на трубе. Более мягко выражаясь: так можно было жить в концепции экспортно-ориентированного роста. Так нельзя жить, если мы собираемся создавать инновационную экономику. Без технического регулирования она не может функционировать. Так не бывает.
Бюджетный кодекс – сверхсложная история. Совершенно ясно, что бюджетный кодекс сегодня, по сути дела, убивает заинтересованность бюджетных организаций в долгосрочных исследованиях, а также в экономии затрат на них. Но ведь сегодня у нас 10 миллиардов долларов в бюджете на науку, это серьезные деньги. И не в этом главная беда, а в том, что сегодня именно эти бюджетные деньги составляют подавляющее большинство всего финансирования науки. Это означает, что тот канал, который работает в сегодняшней экономике финансирования, сегодня, здесь – неработоспособен. Он убивает заинтересованность в том, чтобы эффективно расходовать эти средства. За этим стоит, и специалисты знают это гораздо лучше, чем я, крупнейшая фундаментальная проблема конструкции самого бюджетного кодекса. Нам точно придется ею заниматься, предлагать решения. Миграционное законодательство. Если сегодня кто-то из вас в крупной компании внедряет самое современное сверхтехнологичное оборудование и для осуществления комплексных поставок приглашает главного технолога фирмы, например, Siemens, для шефмонтажа, то этот самый главный технолог будет у вас в тех же самых регламентирующих рамках, что и уважаемый строитель вашей дачи из одной из южных республик. Принципы те же самые. Мы сегодня ограничиваем иммиграцию, но это абсолютно неадекватно. Она разная, эта самая миграция в России. И не поняв это, нельзя выстраивать модернизационную задачу, нельзя строить инновационную экономику.
Совершенно ясно, что все регулирование в этой сфере должно быть сильно пересмотрено. Это только законодательство. Я сказал о том, что есть еще инструменты, механизмы и процедуры, о них можно говорить часами. Хотел бы сказать буквально несколько слов. Что имеется в виду?
В этой сфере можно выделить пять блоков.
Целостный документ, описывающие эти составляющие – насущная необходимость госкомпаний. С крупным и крупнейшим частным бизнесом так не получится – он так не работает. Такого рода требования к нему в нашей стране не жизненны. Работа государства с частным бизнесом, в моем понимании, должна основываться на двух принципах. Один – это поддержка инициатив. Если ты собрался делать что-то по-настоящему крупное в инновационной сфере, значит, ты можешь быть поддержан. Если ты собираешься выйти на мировой уровень с продуктами мирового класса. Сейчас налицо только другая сторона дела – получение помощи. Как мы знаем, за последний год едва ли не каждая крупная частная компания приходила за помощью к государству и продолжает приходить. Обусловь помощь. Conditionality – классический принцип. Такая логика бизнесу понятна. Это будет скоро обсуждаться, я полагаю, на одной из ближайших комиссий Президента, надеюсь, что выйдем на соответствующее решение.
Есть еще мелкий вопрос под названием федеральные органы исполнительной власти. Какое министерство сегодня отвечает за инновационную экономику? Если мы ее собрались строить всерьез, то кто главный, с кого спросить? А что с распределением полномочий между министерствами, а что с ресурсами, которые они реально на выполнение этой задачи имеют, а что с процедурами принятия решений, с механизмами, наши ФЦП – это вершина человеческого развития или можно шагнуть еще куда-то дальше? Десятки вопросов, возникающих в этой сфере, однозначно означают, что объем задач государства здесь колоссален. Просто колоссален. У меня недавно была одна дискуссия, в которой один, очень уважаемый мной, финский эксперт сказал: «Дорогой господин Чубайс, инновационная экономика не возникает по приказу правительства». Я подумал и сказал: «Да, вы правы, по приказу правительства инновационная экономика не возникает. Но особенность России состоит в том, что без приказов правительства она тоже не возникает». Вот так мы устроены.
Заканчиваю.
Хорошо понимаю, что мои выводы не являются истиной в последней инстанции. Хорошо понимаю, как практикующий экономист, в терминологии Владимира Александровича Мау. Здесь есть серьезные теоретики-ученые, коллеги-единомышленники, которых я призываю по-настоящему, всерьез включиться в эту задачу, в эту тему. Хочу обратиться и к оппонентам, тем, кто 20 лет пригвождали нас к позорному столбу: дайте ваш ответ, только не в режиме «Развалили Россию» и «почем ваучер за две волги?», а в серьезном режиме. Дайте ответ, какой-то конструктив. Он всем нам нужен. Дайте ответ на простой и в то же время мистический, исторический русский вопрос: «что делать?», тем более, что ответ на вопрос, «кто виноват?» уже, собственно, дан. Спасибо за внимание.
http://www.rusnano.com/…x/Show/24766