Cенатор Пушкарев: больше средств на развитие нанотехнологий

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

На нанотехнологии нужно выделять больше средств из бюджета, уверен сенатор Игорь Пушкарев

На нанотехнологии надо выделять из бюджета больше средств, заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту «ФК-Новости» член комитета Совета Федерации по бюджету Игорь Пушкарев.

pushkaryov.jpg

Игорь Пушкарев

Он прокомментировал внесенный в Госдуму законопроект «О Российской корпорации нанотехнологий».

«Я и ряд моих коллег ознакомились с документом. Безусловно, мы будем его поддерживать. Ожидается, что законопроект будет принят в эту сессию, чтобы осенью корпорация уже была бы создана», – добавил сенатор.

Он напомнил, что о необходимости создания госинститута развития в области нанотехнологий говорил Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию. Тогда же была определена и сумма, которую корпорация (она получила сейчас название «Роснанотех») должна получить из федерального бюджета.

Всего – 130 млрд руб, из них 30 млрд руб уже в бюджете 2007 года. Корпорация как раз и займется развитием наноиндустрии и контролем средств, выделяемых на эти цели.

«Корпорация также может привлекать частные средства к новым проектам», – пояснил Пушкарев.

По его словам, создание корпорации явится настоящим мегапроектом, способным изменить всю экономику России.

«В первую очередь мы наконец-то слезем с сырьевой иглы», – подчеркнул он.

Корпорация будет создана в целях реализации государственной политики в научно-технической и инновационной сфере. Она должна содействовать переходу экономики Российской Федерации на инновационный путь развития. Корпорация должна способствовать созданию перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Для этого «Роснанотех» будет вести инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность по реализации проектов в области нанотехнологий в России и за рубежом.

«Впрочем, – отметил Пушкарев, – только на первый взгляд кажется, что 130 миллиардов – большие деньги. Если их распределить по научным институтам для ведения исследований, то окажется, что этих средств маловато».

Он привел такой пример: Ученым для работы нужны электронные микроскопы сверхвысокого разрешения, а один такой микроскоп стоит до 8 млн долларов.

«В европейских научных центрах таких микроскопов наберется около десятка, в России нет ни одного», – подчеркнул сенатор.

Он отметил, что заниматься такими серьезными вопросами, как изучение наноструктур и создание наноматериалов, без самой современной техники невозможно.

«В 2008 году бюджет американской Национальной нанотехнологической инициативы (U.S. National Nanotechnology Initiative) выделяет более 200 млн долларов для Национальных институтов здоровья. Европейский союз, особенно Германия и Великобритания, а также Япония тоже вкладывают большие капиталы в эту область. И это не случайно. Ученые обещают излечивать рак до его появления и предотвратить распространение СПИДа и других инфекционных болезней», – рассказал сенатор.

Он добавил, что военные также заинтересовались нанотехнологиями. Военные нанотехнологи ищут новые материалы, пытаются улучшить системы управления военной техникой и разработать системы защиты от бактериологического и химического оружия.

Сенатор также сообщил, что в течение последних пяти лет национальные программы развития нанотехнологий приняли около 50 стран. Но среди них пока нет России.

«Надеюсь, что корпорация ситуацию исправит», – отметил сенатор.

Отсутствие программы, по его словам, вовсе не связано с тем, что в стране никто не занимался нанотехнологиями. В России немало ученых, которые начинали исследования в этой области задолго до того, как в мире появился интерес к изучению наносистем. В нашей стране, скажем, выполнены пионерские работы в области коллоидной химии, химии полимеров, химии ультрадисперсных систем, атомной энергетики …

А именно, подобные работы лежат в основе современных нанотехнологических исследований. Но в 90-е годы российская наука оказалась никому не нужна, научные коллективы были фактически поставлены на грань выживания. Все это сказалось как на кадровом обеспечении, так и на оснащении институтов. В эти годы многие страны как раз стали активно работать в области нанотехнологий.

«Сегодня Россия отстает и от США, и от Японии. Нам придется эти страны догонять. Но угнаться за всем, что уже сделано, невозможно. Наше спасение – в правильном выборе приоритетов. Если сосредоточится всего на нескольких направлениях, не допустить распыления средств, то мы можем оказаться в конечном итоге в выигрыше. Но для этого надо провести полный анализ промышленности, выбрать те задачи, где нанотехнологии могли бы быть дать наибольший эффект», – подчеркнул Пушкарев.

«Можно с уверенностью говорить, что нанотехнологии так же изменят мир, как в свое время его изменила электрификация», – заключил он.

http://www.fcinfo.ru/…document.asp?…

Правильно, а главное – по-государственному мыслит сенатор. Ведь нанотехнологии, будучи ценными сами по себе, ещё могут стать тем локомотивом, который потянет за собой развитие и многих других научно-технических направлений. Причём, сразу во многих областях. И этот так называемый «эффект мультипликации», при правильном приложении сил, пожалуй, может и перевесить ценность самих нанотехнологий…