Георгий Малинецкий Синергетика – от прошлого к будущему

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Синергетика – от прошлого к будущему

Георгий Малинецкий

Среди миров, в мерцании светил.
Одной Звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я Её любил.
А потому, что я томлюсь с другими.

И. Анненский

Целое обладает удивительной способностью придавать новый смысл частям, создавать внутреннюю гармонию, приоткрывать завесу грядущего.

Эта книга о целом. Путь к ней начался в 2002 году… Чтобы представить пройденный маршрут, перевалы и вершины, стоит взглянуть на карту. Такой картой для науки можно считать график, отражающий среднюю цитируемость статей в различных областях науки (см. рис.1). Эта величина показывает, насколько активно и энергично научное сообщество, развивающее данную область, какой путь уже пройден, насколько широк фронт исследований.

Моё сознание, как и мнение большинства коллег, до знакомства с подобными данными оставалось «школьным», связанным с детским восприятием отдельных «предметов».

И в этом восприятии «физика» сравнима с «химией», каждая из них по объему и трудности материала гораздо «больше» биологии и намного «меньше» математики.

Но «взрослая» наука оказывается совсем другой. Если взять вместе «лидеров», – молекулярную биологию и генетику, фармакологию и токсикологию вместе с биологией и биохимией («потомков» школьной биологии), то они в 7 раз превосходят физику и химию и в 17 раз математику или информатику.

Это результат того, что науки живут как бы «в разном времени», находятся «в разном возрасте» – одни в старости, другие в зрелости, третьи в юности. Отсюда следует, что многие идеи, методы, подходы, «пройденные» в одной области исследований, могут оказаться последним словом и волнующей перспективой в другой.

Поэтому самим учёным очень нужны междисциплинарные подходы, которые позволяют мыслить широко, поверх границ отдельных дисциплин, направлений, школ, традиций, помогают ломать барьеры, мешающие двигаться вперёд.

Более того, это хорошо понимается в мире (см. рис. 1). Цитируемость работ, посвящённых междисциплинарным исследованиям, всего лишь вдвое меньше, чем у статей по химии. Значит, в мире такими исследованиями занимаются масштабно и всерьёз.

Ну а теперь посмотрим на профиль российской науки. Он довольно сильно отличается от мирового. Как ни странно, ближе всего к мировым показателям находятся исследования, относящиеся к экономике и бизнесу. Если бы так же дела обстояли с экономикой и бизнесом в нашем отечестве …

Неплохо на мировом фоне смотрится физика. По большинству направлений науки бесстрастная статистика фиксирует отставание показателей российской науки вдвое–втрое.

По-видимому, XXI век будет веком человека. Развитие возможностей и способностей людей и коллективов станет магистральным направлением. С ним будут связаны и главные возможности, и основные угрозы. Поэтому очень показателен перечень «аутсайдеров» российской науки – это общественные науки, а также – психология и психиатрия. Здесь мы отстаём от мировых показателей вчетверо.

И завершают этот список междисциплинарные подходы, где отставание оказывается почти пятикратным…

И такое положение дел очень тревожит. В самом деле, до середины XX века магистральным путём развития научного знания был анализ («расчленение», «дробление» в дословном переводе). Организация науки походила на средневековый город – гильдия физиков, лига обществоведов, секта химиков и прочие сообщества были слабо связаны, не слишком хорошо представляли проблемы друг друга и уж, тем более, не опирались друг на друга и не очень поддерживали собратьев из других научных цехов. Да и до сих пор «корпоративные интересы» институтов, отделений, секций академии обычно выступают как непререкаемые аргументы или священные коровы Российской академии наук.

Пироги должен печь пирожник, сапоги тачать сапожник. А если что идёт не так, то, как в известном детском стихе Бориса Заходера, надо звать «академика по котам» и «академика по китам».

Привычное, по-своему очаровательное научное средневековье – «Только физика соль, остальные всё ноль», «что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне», «… а филолог и химик дуби-и-и-и-на!» «среди наук есть только физика, всё остальное собирание марок…"

http://rusnor.org/…les/7919.htm



nikst аватар

Все (ну, многие) знают Георгия Геннадьевича Малинецкого – сотрудника Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Многие слышали (или читали) его увлекательные выступления…

Теперь многие смогут прочитать его новую книгу, текст которой размещён на сайте НОР…

  • В добрый час! Наслаждайтесь!..