Иванов: Нанотехнологии должны стать ключевой точкой развития России

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Нанотехнологии станут ключевой точкой развития России – Иванов

МОСКВА, 15 фев – Нанотехнологии станут одной из ключевых «точек роста» инновационного развития России, считает первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий эту область в российском кабинете министров.

Ivanov_S_Bx.jpg

«Нанотехнологии в силу специфики и перспективности этого направления призваны стать одной из ключевых "точек роста» инновационного развития страны в целом", – сказал Иванов, выступая в пятницу на заседании коллегии Минобрнауки РФ.

«Добьемся успеха здесь – значит обеспечим условия для успешности всей высокотехнологичной сферы», – отметил Иванов.

Вместе с тем он заметил, что в России пока неважно обстоят дела с коммерциализацией результатов научных исследований.

«У нас это звено – коммерциализация – самое слабое. Мы это делать не умеем, но понимаем, что без этого звена не будут внедрения конкретного востребованного продукта», – заметил Иванов.

Он призвал верно расставить приоритеты при финансировании инновационных проектов.

«Если мы правильно сориентируемся и будем вкладывать средства в перспективные отрасли, то мы легко и быстро сможем поднять долю высокотехнологичной продукции в ВВП страны», – сказал Иванов.

http://www.rian.ru/…9289782.html

…Он напомнил, что сейчас российским «ноу-хау» принадлежит лишь 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет – 36%, Японии – 30 и Германии – 16%…

http://www.astera.ru/news/?…

Ivanov_S0.jpg

Сергей Иванов определил слабое звено наноиндустрии России

Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, выступая сегодня на Коллегии Минобрнауки, отдельно остановился на проблемах развитии наноиндустрии. Он напомнил, что «2007 год стал во многом определяющим. Постановлением Правительства была утверждена федеральная целевая программа развития инфраструктуры развития наноиндустрии в РФ до 2010 года, создана госкорпорация “Роснанотех”».

По его словам,

«причина столь пристального внимания к наноиндустрии очевидна. Именно нанотехнологии в силу специфики и перспективности этого направления призваны стать одной из ключевых точек роста всей страны в целом. Добьемся мы успеха здесь, значит, обеспечим условия для успеха всей высокотехнологичной сферы».

Он рассказал о том, что

«на заседании Правительства по развитию наноиндустрии в январе 2008 года, было признано, что господдержка Правительством наноиндустрии является адекватной, т.е. денег мы выделили достаточно. …Вопрос сейчас стоит в другом. Дело, опять-таки, не в деньгах, а в коммерциализации конкретных проектов. И здесь у нас дела обстоят не блестяще. В черновом плане такие проекты есть, …надо эту работу завершать и выходить на конкретные проекты».

С. Иванов выразил убеждение, что Министерство образования и науки должно играть ключевую роль в развитии наноиндустрии:

«При этом мы должны отдавать себе отчет, что только активное привлечение частного бизнеса способно всемерно содействовать эффективному развитию науки и позволить значительно сократить путь от возникновения идеи до созданного на её основе конкретного, востребованного на рынке продукта».

Ivanov_S0_0.jpg

По словам первого вице-премьера, эта цепочка, звено «идея – её коммерческое исполнение» – самое слабое в движении России по развитию нанотехнологий: «Мы этого делать не умеем, мы раньше этим не занимались. Но все прекрасно понимают, что без этого звена мы не добьемся тех результатов, на которые рассчитываем, особенно в прикладных отраслях науки».

Далее С. Иванов отметил, что прямое воздействие государства на сферу наукоемких технологий в большинстве случаев не позволяет ускорить процесс внедрения инноваций:

«Прямое, тупое бюджетное финансирование не дает эффективных результатов».

В этой связи, он напомнил об опыте Великобритании, где также пытались создать инновационный сектор экономики за счет госсредств.

«Деньги, по существу, ушли в песок, ничего не получилось, и только процесс включения частных консалтинговых компаний в эту сферу позволил добиться весьма неплохих результатов».

С. Иванов привел статистику по развитию инноваций в Кембридже, где 900 инновационных компаний обслуживаются 13 тыс. консалтинговыми сервисными компаниями, т.е. на 1 инновационную компанию приходится 13 сервисных.

По мнению Иванова,

«подобная практика, когда на базе университетов и научных центров создаются различные технополисы, территории науки, бизнес-инкубаторы, наиболее востребована во всем мире. Именно подобный подход лежал в основе экономического чуда в Японии, а сегодня практически во всех университетах США, старой и молодой (Восточной) Европы, странах Тихоокеанского региона, в Индии существуют и функционируют научные парки или их аналоги. Причем повсюду они содействуют проведению перспективных разработок и одновременно придают бизнесу современный инновационный характер».

Он отметил, что

«наукопарки – это визитные карточки прогрессивной экономики. И то, что в России последовательно идет формирование целой сети подобных структур, является весьма показательным. В частности, 12 муниципальных образований уже получили статус “наукограда”, и я уверен, что в самое ближайшее время этот процесс продолжится».

С. Иванов также сказал о том, что

«у Правительства есть планы расширения сети наукоградов, в том числе в авиационно-космической сфере. В этих центрах наукоградах сосредоточены главные научные ресурсы страны. Там ведется разработка ключевых проектов, позволяющих производить высокотехнологическую конкурентоспособную продукцию».

Ivanov_S9.jpg

По его словам, в России также созданы особые экономические зоны технико-внедренческого типа в Зеленограде, в Дубне, Томске и Санкт-Петербурге. Они строятся быстро, эффективно и расходование бюджетных средств находится под постоянным контролем Правительства. С целью развития инновационной среды, обеспечивающей конвейерное производство новых зданий одобрена программа развития технопарков в сфере высоких технологий.

Иванов повторил, что идея технопарков не является российским ноу-хау,

«мы здесь не изобретали велосипеда»: «Эффективность технопарков проверена экономиками всех ведущих стран мира без исключения». По его словам, в Германии доля государства в финансировании технопарков составляет 78%, во Франции 74%, в Бельгии 100%.

Существенная часть этих средств – вклад конкретных регионов: субъектов, графств, префектур и т.д. Местные власти борются за право открыть у себя технопарки, потому что «деньги возвращаются быстро и сполна. Отрадно, что многие субъекты РФ стали активно ставить вопрос об оказании помощи в создании технопарков».

http://www.polit.ru/…15/nano.html

Золотые слова! Каждое слово – «стреляет»… Вот вам и «главное руководство к действию»…



nikst аватар

Сергей Иванов: У Академии наук теперь больше свободы, но больше ответственности

15 февраля 2008 г. состоялась коллегия Министерства образования и науки России, на которой были обсуждены итоги деятельности Минобрнауки в 2007 г. и задачи на 2008 год. На коллегии принял участие первый вице-премьер Правительства РФ, курирующий направления науки и нанотехнологий, Сергей Иванов.

Он выступил с рядом тезисов о перспективных направлениях российской науки и образования, а затем выслушал отчетный доклад министра Андрея Фурсенко, выступления в прениях вице-президента РАН Валерия Козлова, председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, заместителя Министра экономического развития и торговли РФ Александру Левицкую, руководителя Федерального агентства по науке и инновациям РФ (Роснауки) Сергея Мазуренко.

В ходе своего выступления, С. Иванов, в частности, отметил, что

«миссия Министерства – это обеспечение новой экономики высококвалифицированными кадрами, эффективное управление развитие самой науки и организация тесного взаимодействия с бизнес-сообществом. Третью задачу я бы поставил во главу угла».

Самая острая проблема российской экономики, на его взгляд, это нехватка высококвалифицированных кадров: «На предприятиях разных форм собственности …все руководители говорят: У нас нет проблем с деньгами, с закупками любого оборудования, у нас одна проблема – кадры. …Все сейчас начинает упираться, в первую очередь, в кадры. Не хватает менеджеров, высококлассных инженеров (а лучше и то, и другое, в одном флаконе, извините за моветон), и высококвалифицированных рабочих».

Первый вице-премьер отметил, что последним по ряду специальностей требуется высшее образование:

«Люди с высшим образованием работают у станка, но мы то с вами понимаем, какой это станок, и какое образование нужно для того, чтобы на таком станке работать. Материальных жалоб от таких рабочих я не слышал, они получают 80–90 тыс. в месяц. Но таких рабочих очень мало».

По мнению С. Иванова, России необходима

«широкая интеграция науки и образования, их совместная деятельность в интересах и по заказам нашей растущей экономики. Только объединение усилий этих двух составляющих позволит, во-первых, полноценно задействовать потенциал российской академической науки. Во-вторых, обеспечить современную профессиональную подготовку молодежи, в-третьих, воспитать у нее устойчивую мотивацию к инновационной деятельности, и в-четвертых, существенно повысить качество научных исследований. И, в конечном итоге, создать необходимые условия для коммерциализации результатов научной деятельности».

Он также подчеркнул, что при движении к этим целям должны соблюдаться единые подходы, а именно:

«конкурсная основа и прозрачность распределения бюджетного финансирования, государственно-частное партнерство, развитие центров коллективного пользования, широкое международное сотрудничество и выработка актуальных научных проектов».

Говоря о проходившей последние несколько лет реформы Академии наук, С. Иванов отметил, что

«последовательная реформа академического сектора предоставила нашему РАН значительно большие права и одновременно возложила на РАН большую ответственность, в том числе финансовую».

Он акцентировал внимание коллег на словах

«прямую финансовую ответственность», а затем продолжил: «а также свободу выбора тематики исследования. Мы долго к этому шли, непросто к этому шли, я помню, какие были жаркие дискуссии, но в итоге мы коллективно пришли к такому принципиальному подходу: больше свободы, больше ответственности».

С. Иванов напомнил, что впервые были сформулированы и обеспечены ресурсами пятилетние перспективы развития фундаментальной науки: «На 5 лет вперед мы определили и направления и выделили под это финансовые ресурсы».

http://www.polit.ru/…/ivanov.html