Компания "Оптоган" и её юго-осетинский проект
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Алексей Ковш: «Повышение энергоэффективности – задача национального масштаба»
Представители группы компаний «Оптоган» (крупный производитель сверхярких светодиодов и приборов освещения на их основе) посетили Южную Осетию, чтобы изучить возможность начала производства своей продукции на территории республики. О том, чем привлекательна для «Оптогана» молодая республика, как внедрение и производство светодиодов скажется на экономике и жизни населения Южной Осетии в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал директор по развитию бизнеса компании Алексей Ковш, со-основатель компании
Алексей Ковш
ИА REGNUM: В Южной Осетии о вашей компании известно немного. Расскажите, что представляет собой «Оптоган»?
На сегодняшний день «Оптоган» – быстрорастущая хай-тек компания. Мы занимаемся разработкой и производством как самих светодиодов, так и проектированием и сборкой светодиодных светильников. Фирма начиналась как стандартный высокотехнологичный «стартап». Мы собрались со своими друзьями и одногруппниками Максимом Одноблюдовым и Владиславом Бугровым на кухне и начали думать, каким образом коммерциализировать наши научные разработки. Ребята занимались тогда научными разработками технологий нитрида галлия, который является основой светодиодов. Я специалист немного другого профиля – полупроводниковых лазеров на квантовых точках. И вот мы втроем решили создать компанию. Написали основную концепцию бизнес-модели, наши технологические преимущества, и первые патенты, которые стали основным вкладом в капитал компании. Привлекли деньги венчурных инвесторов.
ИА REGNUM: Когда и как начинался путь «Оптогана»?
Это был 2004 год. В России тогда получить инвестиции на такой сложный технологический процесс, как производство светодиодов, было невозможно. Поэтому первый прототип был показан в Финляндии на базе Хельсинкского технического университета. Удалось убедить инвесторов участвовать в реализации нашего проекта. На эти венчурные деньги мы получили еще и государственные деньги – это достаточно стандартная на Западе схема, когда половина средств вкладывает частный инвестор, а остальное дают государственные фонды, ориентированные на инвестиции в высокотехнологичные стартапы.
Это составило бюджет компании, на эти деньги началась дальнейшая разработка технологии и создание прототипов. На следующий год появилась возможность создать свою небольшую фабрику по производству светодиодов, включая все технологические процессы. Мы открыли дочернюю фирму в немецком городе Дортмунд, потому что там формировался инкубатор для хайтек-компаний. Этот инкубатор, принадлежащий правительству города, также оказал нам помощь, купив все необходимое нам оборудование. В течение года мы запустили в Дортмунде собственное производство, небольшое, для светодиодной индустрии. Там был выпущен конечный продукт – светодиоды мирового уровня!, по авторской технологии.
Владислав Бугров, Упр. Директор ЗАО Оптоган
ИА REGNUM: Когда вы решили прийти на российский рынок?
К 2007 году встал вопрос о масштабировании производства. К этому моменту технология была уже защищена более чем 30-ью международными патентами, нам были понятны рынки сбыта, но нужно иметь достаточно массовое производство, чтобы быть конкурентоспособным в полупроводниковой электронике. Перед Оптоганом встал вопрос: либо дальше двигаться в Азию, либо пробиваться на Западе, либо возвращаться домой в Россию, где неожиданно проснулся интерес к нанотехнологиям. Мы провели переговоры с несколькими финансовыми группами на предмет создания и масштабирования созданного в Германии завод – на территории РФ. В итоге группа ОНЭКСИМ, которая принадлежит Михаилу Прохорову, выкупила долю в нашей компании у венчурных капиталистов, которые инвестировали в компанию на первичном этапе. Совместно с группой ОНЭКСИМ мы реализовали проект с «Роснано» (Российская корпорации нанотехнологий), которая вложила дополнительные средства в уставной капитал, а также предоставила нам заем для развития производства на территории России. Также мы привлекли средства Республиканской инвестиционной компании (РИК) из Якутии – это государственный фонд, который проявил интерес к инвестициям в нашу компанию. Таким образом сегодня акционерами компании являются ОНЭКСИМ, «Роснано», РИК и основатели Оптогана, которые сегодня являются ее менеджментом. Мы понимаем, что основным рынком для светодиодов в России будет твердотельное освещение, потому что у нас нет развитой индустрии, которая производит, например, бытовую электронику.
Дело в том, что сегодня основной рынок для наших светодиодов на Западе и Востоке – это компоненты для подсветки жидкокристаллических мониторов и телевизоров. Однако в России такая продукция не производится, поэтому основным рынком по нашим оценкам, будет энергоэффективное, экологически чистое светодиодное освещение. При этом этот рынок только формируется и пока там мало профессиональных игроков, поэтому мы решили продвигать собственные модели светильников, чтобы как-то стимулировать рынок. Производство светильников, основанных на светодиодах, Оптоган организует в партнерстве с российскими предприятиями, которым мы передаем конструкторскую документацию на разработанные нашей компанией светодиодные светильники и по ней они их собирают на основе аутсорсинга. Такая у нас бизнес-модель.
Максим Одноблюдов, гендиректор ЗАО Оптоган
ИА REGNUM: Что уже сделано вашей компанией в России?
Уже осенью этого года на недавно приобретенных площадях в Санкт-Петербурге будет запущена линия по производству светодиодов, включая порядка 50% технологических этапов. Впоследствии это предприятие буде наполняться все большими этапами цепочки производства самих светодиодов, и в итоге завод в Дортмунде будет служить пилотным производством.
Мы идем на рынок освещения в России не только потому, что в стране нет производства той же бытовой техники. Важным фактором является то, что энергоэффективность народного хозяйства в России – катастрофическая. 17% потребления электричества в России уходит на освещение. И оно абсолютно не энергоэффективное! Более половины всех осветительных приборов – это лампы накаливания. Россия в три раза отстает в энергоэффективности от Европы. А задача повышения энергоэффективности входит в пятерку приоритетных задач технологического развития страны, поэтому здесь наши возможности совпадают с пониманием государства того, насколько это необходимо. Т.е. наша технология удовлетворяет существующий спрос, который сформулирован на самом высоком государственном уровне и население в целом понимает, насколько это важно. Можно сказать, что это задача национального масштаба и мы, по мере развития нашей компании, готовы эту задачу решать.
Для Оптогана твердотельное освещение является приоритетной задачей развития рынка для нашей светодиодной продукции. Светодиоды – это не только освещение. Это огромное поле деятельности в развитии наноиндустрии.
ИА REGNUM: Когда вы обратили внимание на Южную Осетию?
Недавно мы узнали из СМИ, что Южная Осетия планирует взять курс на инновационное развитие. Понятно, что создание высокодобавленной стоимости – это очень актуально для экономики небольших стран. Эти заявления в прессе неожиданно подтвердились фактами. Состоялась встреча руководства компании Оптоган с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в Москве. На встрече президент подтвердил свою заинтересованность в развертывании высокотехнологичных производств в Южной Осетии и пригласил нас приехать в республику. И вот мы в Южной Осетии. Уже на следующей неделе сюда приедут наши инженеры, чтобы более детально поработать с местными специалистами над следующими шагами, чтобы уже в ближайшее время приступить к практической работе.
ИА REGNUM: Чем привлекательна для вашей компании Южная Осетия?
Для нас интересен рынок Южной Осетии. Здесь идет масштабное строительство. Внедрение светодиодных решений на этапе проектирования позволяет существенно снизить сроки окупаемости. Мы сформулировали для себя происходящие сегодня в республике процессы как энергию созидания. Мы видим эту энергию в осетинском народе. Люди начинают думать уже не о выживании, а о созидании. Мы видим в глазах людей желание работать. В страну пришла стабильность и теперь можно строить жизнь всерьез и надолго. Для создания высокотехнологических компаний такое отношение людей очень важно. Строить что-то новое с нуля – это всегда привилегия первопроходца. Необходимо, чтобы каждый работающий в компании человек понимал, что то, что мы делаем – меняет мир к лучшему. Также нам интересен рынок соседних с РЮО федеральных округов для светодиодных светильников Оптоган, произведенных в Южной Осетии.
ИА REGNUM: Что положительного для экономики Южной Осетии принесет внедрение светодиодных систем освещения?
Использование светодиодных технологий становится более экономически оправданным, когда идет не замена существующих ламп на светодиодные, а когда оно внедряется с самого начала при строительстве. Потому что, по сравнению с лампами накаливания, светодиодные светильники в восемь раз экономичнее, а по сравнению с т.н. «энергоэффективными» люминесцентными лампами, которые содержат ртуть, светодиоды экономичнее в два раза. Более того, светодиоды намного долговечнее. И за счет этой экономии Южная Осетия будет в разы меньше тратить бюджетные средства на оплату счетов за электричество или замену систем освещения, а также при изначальном подключении к электрическим мощностям. Это очень выгодный для государства проект, который окупит вложения в течение порядка двух лет. Кроме того при изначальном проектировании на стадии строительства достигается существенная экономия на понижении мощности энергосетей.
ИА REGNUM: Планируете ли вы развернуть в Южной Осетии производство светодиодов?
Светодиоды – это что-то вроде сердца осветительных приборов. Пока сами светодиоды мы выращиваем в Германии, где у Оптогана есть собственное хай-тек производство. В ближайшее время вся технологическая цепочка будет поэтапно перемещена на территорию России. Сами светильники объемные и есть смысл налаживать локальные производства светильников на основе наших светодиодов непосредственно на местах. В том числе и в Южной Осетии. Сегодня мы уже посетили несколько югоосетинских предприятий и в самое ближайшее время определимся в выборе площадки, на которой мы планируем совместно с Юго-Осетинским государством наладить производство светильников. Конечно, надо начинать с простого.
Сначала это будет сборка, и постепенно мы будем локализовать на этом предприятии производство отдельных компонентов и, в перспективе, можно рассматривать возможность создания высокотехнологических, нанотехнологических этапов, а именно определенных переделов в цепочке производства светодиодов, которые могут производится на производственных мощностях этого предприятия. Т.е. начнем мы с конечной продукции, потому что тогда ей проще будет торговать на югоосетинском рынке, а также на рынках юга России. По мере развития производства и роста рынка, а спрос, как мы считаем, будет расти лавинообразно, мы планируем вводить все больше и больше технологических процессов.
Коста Хетагуров
ИА REGNUM: Что уже сделано за время вашего трехдневного пребывания в Южной Осетии?
Мы привезли в подарок два мощных прожектора, которые уже стоят на центральной площади Цхинвала и освещают памятник замечательного осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова. Также мы начали переговоры по переоснащению одной из центральных улиц города, которую скоро будут освещать наши энергосберегающие светодиодные светильники. Началось обсуждение применения светодиодного освещения на ряде крупных объектов в республике. Будет здорово, если произведенные здесь в Южной Осетии светильники сразу же найдут место в городской инфраструктуре. Как нас заверил президент Эдуард Кокойты, со временем вся республика будет переоснащена на светодиодное энергосберегающее освещение.
ИА REGNUM: Говоря более масштабно, чем, по Вашему мнению, Россия может помочь Южной Осетии в экономическом плане?
Я несколько лет работал на Тайване. Это очень красивая страна, тоже в горах, окружена океаном. Там трудолюбивый народ, тоже с непростой историей. После победы коммунистов генералиссумус Чан-Кайши спасся от Красного Мао с остатками армии и шанхайскими купцами именно на этом острове. И эта единственная территория, которая сохранила свою независимость от коммунистического Китая. В какой-то момент перед Тайванем стал вопрос: что делать? У них нет природных ресурсов, нет газа, нет нефти – есть только трудолюбивый народ. И буквально за 25 лет они превратились в одну из самых мощных экономик мира, заслужив для своего острова название «Кремниевый остров».
Сейчас Тайвань с их 22-миллионным населением производит микроэлектронных компонентов больше, чем вся Европа. Им удается сочетать свое культурное наследие с супер хай-теком. И в этом им во многом помогла Америка. Она предоставила для Тайваня свои рынки. И мне кажется, что Россия, которая спасла от уничтожения Южную Осетию в 2008-м, должна помочь Южной Осетии прежде всего стимуляцией торговли, дать ей свой рынок. Именно наличие рынка заставляет людей работать. Это было бы очень серьезной помощью для Южной Осетии, чтобы люди смогли здесь возродить производство. Но производство современное, конкурентоспособное. За рынками придут инвестиции.
ИА REGNUM: А чему, по Вашему мнению, следует уделять внимание в самой Южной Осетии?
В Южной Осетии необходимо реанимировать и всячески стимулировать программу образования по техническим специальностям. За время нашего пребывания в республике мы встречались с ректором Югоосетинского госуниверситета Таймуразом Кокоевым. Он показал нам список специальностей выпускников, которых готовит университет. В основном, это специалисты в гуманитарных областях. Это проблема не только молодого югоосетинского государства. Не открою большого секрета, если скажу, что и на российских просторах юристов и экономистов очень много, а инженеров хороших – не найти.
Между тем важно и нужно для молодежи получать техническое образование. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы наше предприятие успешно здесь функционировало, вопрос кадров является чрезвычайно важным. В университете мы подняли этот вопрос. Мы считаем, что в Южной Осетии нужно готовить свои кадры. Соответственно мы можем помочь в совместных образовательных программах. Сейчас мы ведем совместную программу с «Роснано» на базе недавно сформированного Академического университета Жореса Алферова. Там по нашей специальности готовится 15 человек. Они ездят для обучения и практики в Германию, на наше предприятие в Дортмунде. Для нашего будущего совместного предприятия в Южной Осетии было бы здорово иметь что-то подобное на базе местного университета.
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Ну что ж, молодцы ребята! На сегодняшний день «Оптоган» – быстрорастущая хай-тек компания. Занимается разработкой и производством как самих светодиодов, так и проектированием и сборкой светодиодных светильников.
В добрый путь и новых успехов!..