Кризис продолжается: профессор полон сомнений

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Нефтегазовый поводок России и регионов

Воронеж. 25.08.2009 – Рассуждения на тему, будет ли вторая волна кризиса, потеряли свой смысл. В странах ЕЭС, в Японии, в США, в странах Латинской Америки обозначились явные признаки выхода из кризиса. А ведущие страны БРИК Китай и Индия в рецессию и не входили. Для России же волна кризиса будет одна, но высокая и длинная

Korchagin_Yu.jpg .

Не было бы счастья, да несчастье помогло – гласит народная мудрость. Миражи недавних виртуальных успехов экономики России 2006–2008 годов, возникшие на бурном и в основном спекулятивном росте цен на нефть, газ и металлы, улетучились. И фундаментальные проблемы России, проблемы ее экономики, глубинные проблемы регионов, включая Воронежскую область, прорехи в межбюджетных отношениях в условиях кризиса повылезли наружу, на всеобщее обозрение и на новый виток исследований и анализа. И в очередной раз кризис обнажил нефтегазовый характер экономики РФ и полную зависимость нашего благополучия от средней мировой цены на нефть. И теперь, в принципе, можно, засучив рукава, заняться делом. Было бы желание да понимание, что же нужно делать в первую очередь для выхода из кризиса и роста качества жизни населения. А с чем можно и повременить до лучших времен.

С каждым очередным заседанием Правительства РФ по поводу расходов бюджета 2010 года происходит ужесточение политики экономии бюджетных средств, приходит понимание того обстоятельства, что кризис этот всерьез и надолго. И что он есть продолжение перманентного полисистемного российского кризиса, а не некая вирусная инфекция извне. И денег на трансферты из федерального бюджета (ФБ) в регионы, на повышение заработной платы бюджетникам, не обеспеченной ростом производительности труда, и на пособия безработным, число которых растет, все меньше в казне. По итогам 7 месяцев 2009 года (данные ФНС) падение сборов в федеральный бюджет составило 39%, в сравнении с этим же периодом 2008 года.

  • Несколько обнадеживает подъем цены на нефть в районе 70–75 долларов за баррель, что, несомненно, повысит сборы доходов в бюджеты всех уровней. Выросли цены и на металлы. Слишком глубоко они упали до этого. Рост цены на нефть означает и рост цены на газ. Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил 1 августа, что, в связи ростом мировых цен на нефть, металлы и химическую продукцию, поступления в бюджет России будут больше запланированного уровня на 30–40 млрд долларов (около 1 трлн рублей). Но как долго продержится цена на нефть на этом достаточно высоком уровне, не известно. США принимают жесткие меры по наказанию спекулянтов на нефтяных биржах, чтобы сбить цену. И это может существенно опустить цены на нефть и газ. Выручает Россию и мир пока Китай, экономика и промышленность которого продолжают свой быстрый рост. И в меньшей степени Индия.

Среди стран БРИК Россия пока в хвосте очереди на выход из кризиса. ВВП Китая в I полугодии 2009 года вырос на 7,1% по сравнению с первым полугодием 2008 года. ВВП Индии за 1 кв. вырос на 4,1%, в Бразилии падение ВВП составило всего 1,6% к первому кварталу 2008 года. В России же ВВП, по данным ФСГС, за первое полугодие снизился на 10,4% против соответствующего периода 2008 года. В первом квартале ВВП упал на 9,8%, во втором – на 10,9%.

  • На фоне российских показателей Воронежская область выглядит вполне благополучным регионом (в части сбора налогов, а не качества жизни и экономического развития). Общее снижение поступлений доходов в бюджеты и внебюджетные фонды за 7 месяцев составило всего 3,2%. Снижение поступлений доходов в федеральный бюджет составило 19,2%, в территориальный бюджет – 1,6%, в областной бюджет – 12%. Поступления доходов в бюджеты муниципальных округов даже выросли на 25%.

В бюджет Воронежа рост поступлений доходов за 7 месяцев составил 22%. Это существенно, и, возможно, лед тронулся. И мы не напрасно много лет подряд и неоднократно писали об ошибочной межбюджетной политике, «раздевшей» бюджеты крупных городов, включая Воронеж, основных налоговых доноров территорий.

  • Рост доходов бюджета Воронежа, вероятно, связан с новым губернатором Алексеем Гордеевым. Возможно, и прекратят рубить голову курице, несущей золотые яйца. Снижение индекса промышленного производства Воронежа и других экономических показателей не дает оснований для роста сборов с его территории на 22%. Значит, выросли либо трансферты, либо доля налогов в пользу Воронежа. Или и то, и другое. К сожалению, отчеты по бюджету Воронежа поступают с большим опозданием. Точнее, на сайте Воронежа они вообще отсутствуют. Сохранить бы то положительное, что сделала прежняя администрация города – гласность бюджетного процесса. При мэре Борисе Скрынникове отчеты по исполнению городского бюджета обновлялись на сайте администрации Воронежа дважды в месяц.

Дотационную Воронежскую область ожидают в 2010 трудные испытания. Правительство РФ приняло решение сократить безвозмездные трансферты в регионы. И перейти к их частичному кредитованию. А это две огромные разницы. В опубликованных «Основных направлениях бюджетной политики» Минфина прописано, что расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты составят в 2010 году лишь 85,1% от уровня 2009 года. В то же время из общей суммы бюджетных поступлений в консолидированный бюджет Воронежской области в первом полугодии 2009 года безвозмездные поступления составили 34%, налог на доходы физических лиц – 24,9%, налог на прибыль организаций – 12,2%, акцизы – 5,4%. Возможно подошло время перехода на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц.

  • Для российской экономики с преобладанием нефтегазового сектора и низкой диверсификацией основной причиной финансовых и экономических кризисов является снижение мировых цен на нефть.

Экономический и финансовый кризис в 1990 году был, наряду с общей неэффективностью экономики и государства, спровоцирован падением цен на нефть ниже 20 долларов за баррель. В 1991–1996 цены на нефть держались в районе 20 долларов за баррель, что поддерживало и инициировало кризисное состояние экономики и финансов, низкие уровень и качество жизни населения России.

  • Провал цен на нефть в район 10–12 долларов за баррель стал главной причиной дефолта 1998 года, наряду с неэффективной и непрофессиональной финансовой политикой руководства страны.

Кризис 2008–2009 годов был инициирован в России общим мировым финансовым и экономическим кризисом, наступившим в период взлета цен на нефть на их исторические максимумы в район 150 долларов за баррель. Сверхвысокие и экономически несправедливые цены на нефть, в которых превалировала спекулятивная составляющая, наряду с другими факторами, включая неконтролируемые спекуляции с финансовыми инструментами, затормозили развитие мировой экономики, подтолкнули ее к рецессии. В итоге цены на нефть (а также на другие сырьевые товары и продукцию) обвалились в район 30–40 долларов в конце 2008г. – начале 2009 года и спровоцировали финансовый и общий экономический кризис, а также спад экономики в России.

  • В странах ЕЭС (во Франции и Германии во 2 квартале 2009 года ВВП вырос на 0,3% относительно 1 квартала этого же года), в Японии (рост ВВП во 2 квартале – на 0,9%) и США (рост производительности труда, снижение падения ВВП, стабилизация финансовой системы) уже обозначились признаки выхода экономики из рецессии. Китай (ожидается рост ВВП на 8–9% в 2009 году) и Индия и не входили в рецессию.

В России экономический кризис приобрел более тяжелый и длительный характер из-за его полисистемности и фундаментальности. Связан перманентный полисистемный российский кризис с низким качеством накопленного российского человеческого капитала, с криминализацией экономики страны и государства (с высокой коррупцией), с сырьевым характером экономики, с ее сильнейшей зависимостью от нефтегазовых доходов, от экспорта нефти и газа. С глубоким кризисом экономики и общества в ХХ веке, неверной стратегией развития страны в ХХI веке и углублением полисистемного общего кризиса.

  • По данным ФСГС, промышленное производство в РФ в январе-июле 2009 года по сравнению с январем-июлем 2008 года снизилось на 14,2%. При этом индекс промышленного производства (ИПП) в июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года снизился на 10,8%. А по сравнению с июнем 2009 года уже подрос на 4,7%. Связан этот рост ИПП в июле, вероятно, с ростом средней мировой цены на нефть и металлы.

Основные программы развития России заторможены из-за недостатка финансирования. Даже финансирование важнейшей ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» на 2010–2015 годы снижено втрое по затратам на год. А предполагалось инвестировать в дороги и пути 4,65 трлн рублей. В то же время отдача от инвестиций в дороги – самая высокая и близка, по оценкам экспертов, к 100%, т.е. рубль, вложенный в дороги, приносит рубль дохода.

  • По оценкам многих аналитиков, и, прежде всего, западных экспертов и международных институтов, цены на нефть выше 70 долларов за баррель будут тормозить выход мировой экономики из кризиса и дальнейшее ее развитие. Справедливой ценой эксперты из развитых стран считают цену ниже 60 долларов за баррель.

Дальнейшее развитие России целиком и полностью в среднесрочном периоде зависит от динамики средней мировой цены на нефть, которая определяет также и цену на газ.

  • В долгосрочном периоде развитие страны будет зависеть от выбранной стратегии, от ее приземленности, рациональности и эффективности. И от эффективности управленческой элиты, которая либо, наконец, выведет страну на новую фазу технологического развития, в направлении эффективной индустриальной экономики и постиндустриальной экономики и высокого качества жизни. Либо оставит ее в прежнем состоянии духовной опустошенности и стагнации.

В зависимости от цены на нефть возможны следующие варианты выхода из кризиса и развития России:

  • 1) Цена на нефть на длительное время упадет ниже 50 долларов за баррель. Выход из кризиса затянется, придется экономить на всем, ВВП будет снижаться в течение нескольких лет, уровень и качество жизни населения также понизятся следом за ВВП на душу населения и нефтегазовыми доходами.

Кризис в Воронежской области углубится в связи с сокращением трансфертов из федерального бюджета. В то же время бюджет Воронежа вырастет за счет увеличения его доли налогов и сборов, собираемых с его территории. Постепенно будут расти сельское хозяйство, переработка, энергетика и обрабатывающая промышленность Воронежа. Они и станут локомотивами роста всей экономики области. Сократятся обороты торговли, сферы услуг, строительства, транспорта.

  • 2) Цена на нефть будет плавать в диапазоне 65–80 долларов за баррель. Устойчивый рост экономики и ИПП начнется в России во втором полугодии 2010 года. Рост средней заработной платы будет следовать за ростом производительности труда. Правительство РФ учтет ошибки 2007–08 годов. Рост качества жизни населения будет определяться ростом ВВП на душу населения и способностью страны справиться с коррупцией и преступностью, включая экономическую преступность.

Воронежская область уже в начале 2010 года выйдет на стадию устойчивого роста экономики за счет роста оборотов промышленности, торговли, сферы услуг, АПК, строительства, транспорта.

  • 3) Цена на нефть будет плавать в диапазоне 50–65 долларов за баррель. Предстоит длительная стагнация экономики России и регионов и небольшое снижение качества жизни населения. Длительность кризиса будет определяться эффективностью работы Правительства РФ и Президента РФ.

Кризис в Воронежской области завершится раньше, чем в большинстве других регионов. Бюджет Воронежа вырастет за счет увеличения его доли налогов и сборов, собираемых с его территории. И это повысит его инвестиционную привлекательность и возможности модернизации инфраструктуры и инженерных сетей. Будут расти сельское хозяйство области, переработка и обрабатывающая промышленность Воронежа. Они и станут локомотивами роста всей экономики области. Сохранятся на сравнительно высоких уровнях обороты торговли, сферы услуг, строительства и транспорта.

  • В стране происходит техногенная катастрофа за катастрофой. Саяно-Шушенская ГЭС – только их апогей. Вся инфраструктура страны и промышленность полуразрушена. Плохие дороги и гибель людей на них обходятся потерями, по словам Президента РФ, в 1 трлн рублей ежегодно. А тут вновь отдают еще около 100 млрд рублей на несуществующие нанотехнологии. Их новый руководитель Анатолий Чубайс не знает, куда вложить уже имеющиеся у него деньги, нет достойных проектов. И публично об этом заявляет. И в то же время вовсю пиарит некие десятки миллиарды долларов будущей прибыли в ближайшие 10 лет. И это без наличия достаточного количества реальных проектов по нанотехнологиям.

Научимся хорошо, качественно и добросовестно работать в традиционном индустриальном секторе экономики, в АПК, в переработке продукции сельского хозяйства, в энергетике, строительстве и т.д. Справимся с коррупцией и криминалом, с повальным пьянством на рабочих местах, с наркоманией, тогда и можно будет переходить к высоким технологиям на базе накопленного качественного человеческого капитала. А поспешишь – людей насмешишь.

  • Мы это уже проходили с СССР. Надобно бы когда-то и на своих ошибках учиться и не повторять их в гораздо худших условиях. А иждивенчество на распродажах природных ресурсов пора ограничивать на деле, а не на словах. Иначе так и будем вечно качаться на нефтяных ценовых качелях.

Полный текст статьи см. по адресу: http://www.lerc.ru/?…

Юрий Корчагин, доктор физ.-мат. наук, профессор

http://www.abireg.ru/?…



nikst аватар
  • Ну что ж, мнения могут быть разными… Хорошо, если они в той или иной степени подтверждаются фактами, расчётами, научными выкладками. Но мнения, как и идеи, нужно подтверждать (или опровергать) только реальными делами и реальными поступками. Тем более, что уважаемый профессор предлагает целый веер возможных вариантов выхода из кризиса – в зависимости от цены барреля нефти на международных рынках. Кроме того, есть так называемые «самосбывающиеся» прогнозы или сценарии. А есть так называемые «прогнозы-предупреждения», когда лица, принимающие решения, предпринимают рациональные действия, с тем чтобы избежать тех или иных неблагоприятных последствий… Вот и посмотрим, кто «в результате» окажется прав и в какой степени.