Нанорак на безрыночье

-->

Борис Грызлов вышел на новенького

Перед бизнесом, наукой и государством поставлена мегацель. По инновационному сценарию, утвержденному МЭРТом, Россия должна к 2020 году занять лидирующие позиции на четырех-шести мировых рынках высокотехнологичной продукции (доля не менее 10%)

Сначала нужно повысить удельный вес инновационной продукции на внутреннем рынке (до 25–35%, или более чем в 10 раз), а также увеличить удельный вес инновационно активных предприятий (до 40–50%, или более чем вчетверо). Первую роль должны сыграть нанотехнологии. Именно они, по сценарию МЭРТа, помогут поднять на новый уровень российскую авиацию, ракетно-космическую промышленность, судостроение, электронику, атомную промышленность и информационные технологии.

Наноизация Бориса Грызлова

Gryzlov3.jpg

В среду Госдума в третьем чтении приняла проект закона «О Российской корпорации нанотехнологий», а в четверг поддержку «Единой России» получила и наноизация всей страны. «Есть реальная угроза, что поручения президента и наноидеи могут завязнуть в бюрократических процедурах», – сетовал в четверг на совещании по развитию нанотехнологий в Госдуме спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. Он пообещал, что единороссы «могут стать толкачами, лоббистами» нанопроектов, чтобы не допустить бюрократических проволочек.

По словам директора РНЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, нанотехнологии – это надотраслевой приоритет и фундамент науки. Однако для их дальнейшего развития нужно запустить в стране рынок наукоемкой продукции.

«Нанопроект превышает по своим размерам атомный и космический проекты. У тех были конкретные задачи, а это – качественное изменение всего технологического базиса экономики», – считает Ковальчук.

В наноусловиях можно скрестить органику и неорганику, что позволит получить биоробототехнические системы. Тогда и сбудется мечта всех армий мира – появятся невидимые наносолдаты.

В цинковом лесу

Нанотехнологии – это уже практика. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в России выпускается около 1,6 тысячи изделий, содержащих нанопродукты. Ученые МГУ, к примеру, из тончайшей нанопроволоки создали цинковый лес и вырастили титановый апельсин.

На выставке в Госдуме в четверг были представлены и другие образцы: кусочек легкого наноструктурированного бетона и тяжелого баллистически устойчивого фибронанобетона, энергосберегающая фара с нанодиодами, нанодисперсный раствор для автомобильного двигателя и другие изобретения. Покупателей этой продукции пока немного.

«Главная проблема – неразвитость рынка. Грамм нашего нанопорошка стоит $20. Мы можем выпускать в месяц до 20 кг. Но такой объем пока не требуется покупателям. Поэтому мы сейчас готовим рынок, ходим по предприятиям», – рассказывает гендиректор концерна «Наноиндустрия» Михаил Ананян.

Глава Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров также считает, что основной проблемой в России является не отсутствие мозгов, способных создать мельчайшие наноматериалы, а нехватка рынков сбыта. По его словам, основная задача нанокорпорации и правительственного наносовета – выстроить цепочку от академической науки до рынка.

С госпомощью можно будет впоследствии захватить и мировой рынок. Прорваться на него частным нанокомпаниям пока довольно сложно: нужны серьезные инвестиции – зарубежные сертификаты стоят очень дорого, да и таможенные поборы пока никто не отменял.

«Недавно мы в Турцию отправляли раствор с наночастицами серебра, – говорит Михаил Ананян. – Как только они услышали слово «серебро», началась волокита. Конечно, мы потом все решили, но были потеряны время и средства. В итоге сделка оказалась убыточной. Если такая ситуация будет продолжаться, нас ничего не ждет на мировом рынке».

Cтоит ли российским производителям нанотехнологий ориентироваться на мировой рынок или лучше ждать, пока сформируется внутренний?

Иван Силаев / вице-президент Российского союза машиностроителей:

Я не сомневаюсь, что нанотехнологии у нас будут востребованы и сегодня. Стоит только навести порядок с тем, что уже разработано и до сих пор просто лежало на полках. После того как это сделают, технологии нужно будет внедрять и продолжать разрабатывать дальше. Едва ли у нас уже сейчас есть столько наработок, что можно их разбазаривать и продавать Западу. Скорее наоборот, Запад уже прошел этот путь, и нам не стоит бояться заимствований и импортирования. Догоняющим всегда было проще, поэтому нужно проводить интенсивную работу, после чего станет возможно вырваться в лидеры. Но все должно делаться без аврала, формальностей, а также без превращения связанных с нанотехнологиями вопросов в моду.

Виктор Глухих / член комитета Совета федерации по промышленной политике, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей:

Мы уже упустили то время, когда можно было чего-либо ждать. Сегодня необходимо осознавать то, что делается в мире, поэтому ориентироваться стоит, безусловно, на международный уровень.

Александр Гончарук / президент АФК «Система»:

Лучше всего ориентироваться на мировой рынок, основываясь и взрослея на отечественном. Без отечественного рынка ничего не получится.

Наталья Золотых / председатель комитета по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности «ОПОРЫ России», гендиректор компании «Транстехнология»:

Как в общем случае, так и в этом в частности ориентироваться стоит только на мировой рынок. Потому что пока будем ждать формирования собственного рынка, мы безнадежно отстанем. Кроме того, международный рынок более емкий, и только в этом случае можно получить коммерческую отдачу. Да и вообще, если ждать, то свой рынок мы просто не сформируем – это путь в никуда. Тем более в наше время, когда границы стираются и проводится все больше совместных исследований и разработок.

ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ, АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

http://gzt.ru/…/220028.html

Интересно написано, но без стёба – никуда… Такие вот времена… (С) В.В.Познер