Нанотехнологии и дети

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

«Детей заинтересовать нанотехнологиями очень легко!»

Нанотехнологии все теснее входят в нашу жизнь. Изучить и почувствовать мир на уровне нано сегодня доступно почти каждому. Школы, колледжи, лицеи, ВУЗы предоставляют такую возможность своим учащимся. Все зависит лишь от уровня учебного заведения. Где-то нанотехнологии изучают на факультативных занятиях, а где-то по этой дисциплине сдают обязательный итоговый экзамен

Bogdanov_K_Yu.jpg Константин Юрьевич Богданов

Так, в одном из столичных лицеев – № 1586 ученики 9–11 классов знакомятся с нанотехнологиями во внеурочное время, посещая специальный кружок. Об особенностях восприятия нанотехнологий школьниками и о влиянии данной дисциплины на изучение обязательных школьных предметов рассказывает Константин Юрьевич Богданов, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, преподаватель лицея № 1586.

  • Уже в течение трёх лет Константин Юрьевич ведет в лицее кружок по нанотехнологиям для учеников 9–11 классов. Эти занятия проходят в лицее как дополнительные и элективные. На них школьники знакомятся с общими представлениями о нанотехнологиях. По материалам работы кружка преподавателем написана книга Что могут нанотехнологии (издательство «Просвещение», 2009) и опубликовано несколько статей в научно-популярном журнале для школьников “Квант” и газете “Физика” для учителей.

Некоторые его научно-популярные материалы о нанотехнологиях для школьников размещены на сайте нанотехнологического общества «Нанометр». Кроме того, Богданов К.Ю. прочёл около 20 лекций о нанотехнологиях для школьников ЮВАО г. Москвы. В содружестве с творческим коллективом “Смешарики” им снят мультфильм о нанотехнологиях для детей Спасение улетающих.

Константин Юрьевич, Вы занимаетесь популяризацией в нашей стране нанотехнологий среди школьников и учителей. Существуют ли отличия в подаче такого материала детям и взрослым?

Мне было легче читать научно-популярные лекции детям, особенно когда они сами приходили на них. Ведь, не секрет, что некоторые учителя и их начальники делают дополнительные занятия обязательными. А если учащихся заставляют идти на лекцию по нанотехнологиям после уроков, то никакой пользы большинству детей она не принесёт. Это всё равно, что водить слепых по Третьяковской галерее. Что касается взрослых, то одно только упоминание о нанотехнологиях вызывает у большинства улыбку, а у некоторых такой отклик: “Опять, Чубайс!” или “Нано – это способ отпилить деньги от госбюджета”.

За такую реакцию взрослых мы должны “поблагодарить” наши СМИ, которым нужна не информация о развитии нанотехнологий, а “горячие” фактики вокруг, которые могли бы сделать эти статьи более дорогими в рублёвом выражении, а не в информационном. В результате, в течение последних десяти лет СМИ “грузили” нас слухами о том, как воруют деньги, и практически не образовывало читателей. В этом смысле детям повезло. Они меньше смотрят телевидение и читают газеты. Поэтому детей заинтересовать нанотехнологиями очень легко.

Изучение нанотехнологий в лицее № 1586 начинается в 9–11 классах. Почему именно в этот период?

В 9 классе заканчивается основная школа. Учащиеся уже знакомы с основами физики, химии и биологии. Одной из задач 9 класса является профориентация учащегося. Необходимо обнаружить, какая учебная дисциплина больше всего нравится школьнику. Определить профориентацию не поздно и в старшей школе (10–11 класс). Поэтому с новыми отраслями знаний учащихся лучше знакомить в 9–11 классах. То есть, перед тем, как сделан осознанный выбор. Однако в некоторых странах, например, в Японии, с нанотехнологиями начинают знакомить в виде игр даже в детском саду. В конце октября прошлого года я был на фестивале науки в г.Генуя (Италия) и там видел, как с нанотехнологиями знакомили учеников младших классов.

По Вашему мнению, с какого возраста оптимально начинать знакомить ребенка с понятием “нанотехнологии”? Например, мультфильм про Смешариков «Спасение улетающих» показал, что “нано” может быть вполне доступно и для малышей.

Chto_mogut_NT.jpg .

Действительно, почему детям можно рассказывать о космосе и роботах, а нельзя о нанотехнологиях? Если мы всё время будем говорить взрослым и детям о том, что в космосе нечем дышать и там смертельные излучения, а роботы – это только бандиты, отбившиеся от рук, то никто из детей не захочет связать своё будущее с космосом или робототехникой. Так и с нанотехнологиями. Если молчать или давать только один негатив о нанотехнологиях, то будущего у них в нашей стране не будет.

Если мы хотим, чтобы машины (авто, стиральные, кофейные и т.п.) были более совершенными, детали этих машин должны быть сделаны с большей точностью, а значит, с использованием НАНОтехнологий. И ничего загадочного в этом НАНО нет. Элементы компьютеров уже сейчас имеют размер меньше 100 нанометров, а значит, выполнены с применением нанотехнологий.

А как сами школьники относятся к новому предмету “нанотехнологии”? Проявляют ли больший интерес, чем к уже «привычным» смежным наукам – химии и физике?

Чтобы заинтересовать школьников, надо рассказать им о том, как “выглядит” наномир. И рассказать интересно. Например, надо объяснить им, как в наномире исчезает понятие “увидеть”, а остаётся понятие “пощупать” и многое, многое другое… И конечно, когда учащийся удивляется этому новому открывшемуся наномиру, ему хочется понять, как живёт этот мир. Поэтому интерес учеников к физике, химии и биологии растёт.

Практические занятия вашего кружка проводятся в лаборатории МГТУ им. Баумана. Как часто они проходят и важное ли влияние оказывают на процессе изучения нанотехнологий в лицее?

Практические занятия проводятся раз в неделю. Если бы не было этих занятий, то интерес детей быстро бы угас. Именно возможность самостоятельно поработать за настоящим атомно-силовым микроскопом и разглядеть то, чего нельзя увидеть, поддерживает любознательность детей. Конечно, практические занятия можно было бы устроить и в нашем лицее, но техническое оснащение кабинетов физики и химии оставляет желать лучшего. Поэтому, если мы хотим возродить интерес детей к науке и технике, надо начинать с кабинетов физики и химии. Необходимо тратить деньги на их оборудование. В лицее № 1586 курс нанотехнологий – это дополнительные занятия.

Как Вы считаете, стоит ли в московских школах вводить эту дисциплину как обязательную? Требует ли этого современная эпоха “нано”?

Никакой дисциплины “нанотехнологии” вводить в школы не надо. Нанотехнологическим методам выпускников школ обучат в колледжах и университетах. Чтобы нанотехнологических производств в стране стало больше, в школе надо обучать математике, физике, химии и биологии и обучать хорошо.

Лилия Муравьёва

http://nano-info.ru/post/3230



nikst аватар

Да, нужно школьников знакомить с нанотехнологиями…

Вот как на вопрос:

  • А как сами школьники относятся к новому предмету “нанотехнологии”? Проявляют ли больший интерес, чем к уже «привычным» смежным наукам – химии и физике?

Отвечает учитель:

Чтобы заинтересовать школьников, надо рассказать им о том, как “выглядит” наномир. И рассказать интересно. Например, надо объяснить им, как в наномире исчезает понятие “увидеть”, а остаётся понятие “пощупать” и многое, многое другое… И конечно, когда учащийся удивляется этому новому открывшемуся наномиру, ему хочется понять, как живёт этот мир. Поэтому интерес учеников к физике, химии и биологии растёт…

Наши поздравления Константину Юрьевичу и пожелания новых, больших успехов!..