Нанотехнологии в Армении: современное состояние и перспективы
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
По коэффициенту статей, на долю одного автора, армянские ученые опережают своих коллег по СНГ
Интервью президента Национальной академии наук Армении академика Радика Мартиросяна агентству АрмИнфо
Г-н Мартиросян, Вы являетесь сторонником самостоятельной коммерциализации научной сферы или этот процесс нуждается в поддержке государства?
Коммерциализация бывает разного толка, к примеру, осуществление госзаказа научными институтами тоже является коммерциализацией. В нашем случае коммерциализация имеет равное отношение, как к исследованиям прикладного толка, так и к фундаментальным.
Конечно, Академия всегда занималась этим самостоятельно, для этого при ряде НИИ были созданы специальные конструкторские бюро, которые осуществляли коммерциализацию, создавая на основе наших разработок соответствующую продукцию, которая реализовывалась заинтересованным в ней предприятиям. И сейчас при некоторых наших институтах действуют совместные предприятия, осуществляющие производство совместной продукции. Поэтому процесс идет, и мы занимаемся коммерциализацией уже достаточно долгое время.
Существует расхожее мнение, что количество НИИ в Армении следует резко сократить, оставив лишь приоритетные институты, Вы с этим согласны?
Не думаю, что люди, выражающее это мнение, хорошо осведомлены о реальной ситуации в этой области. В Армении, к сожалению, есть фундаментальный подход к этой проблеме, когда люди не имеющие к науке ровно никакого отношения, занимаются ее проблемами. Думаю, что люди желающие сократить количество наших научных центров, в основном руководствуются при этом своими личными интересами, а не интересами развития науки в Армении.
Что же касается сокращений, этот процесс идет, и сводится к следующему: Мы не в состоянии поддерживать то широкое поле научных разработок, которое мы имели еще с советских времен. Для этого еще 2 года назад академия провела мониторинг в своих НИИ, выясняя насколько плодотворна деятельность того или иного НИИ, и насколько их работа способствуют развитию страны.
Исходя из результатов, мы пришли к тому, что нам нужно, прежде всего, развивать те приоритетные традиционные направления нашей науки, в которых мы имеем ряд достижений, имеем, так сказать, свое лицо. Это, прежде всего химия, биология, физика, астрономия, информатика, этнография, исторические науки, наука о Геноциде.
Исходя из этого, мы укрупнили ряд НИИ, сосредоточив наши силы в приоритетных научных направлениях. Процесс начат, и он продолжается, так мы укрупнили уже 6 научно-исследовательских единиц. В их число входят 3 института, занимающихся органической химией, которые мы объединили в один центр. Мы объединили в один центр Севанский институт гидрологии и Институт зоологии, Специальное конструкторское бюро инженерной сейсмологии в Гюмри и Институт наук о земле, Гарнийскую геолого-физическую лабораторию с Институтом геологии.
К слову сказать, этот процесс продолжается, и мы постепенно закрываем научные направления, не имеющие перспектив, концентрируя усилия на приоритетных направлениях.
По Вашему мнению, какая стратегия развития наиболее приемлема для Академии: создания проектов способствующих сближению науки и экономики или разработки долгосрочных исследовательских проектов?
В своей работе мы руководствуемся тем принципом, что любая современная научная разработка невостребованной не останется. Исходя из этого, если мы проводим долгосрочные исследования в той или иной области, то и государство, и частные предприниматели заинтересованы в употреблении результатов этих исследований. И трудно представить, что никто ими не заинтересуется. Совсем другой вопрос, что поскольку наша экономика находится в стадии становления, наши хозсубъекты не особенно восприимчивы к новым разработкам, появляющимся в Армении.
К примеру, если наш предприниматель поставил линию по производству бутылок, успешно их реализует и имеет прибыль, то он не имеет особого желания поменять их цвет. Сегодня в этой сфере есть и объективные и субъективные проблемы.
Объективно, наш экономический внутренний рынок очень мал, соответственно невелики и объемы сбыта продукции, и производитель пытается продать свой продукт за рубеж, что также проблематично, так как для этого требуется патент. Субъективно же, средний предприниматель, так или иначе, реализует свою продукцию и для него не так уж и важно производить что-то качественно-новое.
В связи с Вашими словами возникает вопрос, какие разработки Академии уже успешно внедрены в экономику республики?
Таких разработок очень много. НАН не занимается напрямую внедрением своих разработок, этим заняты исследовательские центры прикладной науки, раньше они назывались отраслевыми научно-исследовательскими институтами. К примеру, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства занимается проблемами сельского хозяйства по заказу Министерства сельского хозяйства.
Институт на основании разработок ученых Академии, производит соответствующую продукцию, то же самое в сфере здравоохранения и т.д. За границей функции подобных заведений выполняют сами фирмы-производители такие как: IBM, Samsung, Nokia и т. д.
Какие конкретные программы Академия представила в последнее время?
Недавно мы представили на рассмотрение правительства пакет, состоящий из 15 программ которые можно с успехом внедрить в нашу экономику. Они принципиально разные: в области физики это производство кристаллов, в химии – создание новых лекарственных препаратов, в области биологии – создание препаратов способных бороться с острыми инфекционными заболеваниями скота. Речь идет и о создании новых типов систем локационной связи и т. д. Они представлены на рассмотрение правительства, и сейчас находятся в стадии рассмотрения.
Каково количество научных работ изданных Академией, и на каком месте мы находимся в СНГ в этом контексте?
Прежде всего, следует различать научные работы не по их количеству, а по издаваемости за рубежом, по их востребованности, по количеству цитирований. Сейчас наши исследователи стараются публиковать свои работы в международных, авторитетных изданиях. К примеру, физика является успешно развивающимся направлением в Армении.
Наши молодые исследователи посчитали статьи армянских авторов в 8 авторитетных международных изданиях, сравнив их с количеством статей опубликованных учеными из других стран СНГ. Так вот, в течение 7 лет Армения заняла третье место, нашими учеными было издано 300 статей и это в абсолютных цифрах, после России – порядка 1,5 тыс. и Украины – около тысячи статей. Если же посчитать коэффициент статей, приходящихся на долю одного автора, то мы, безусловно, займем первое место, далеко опередив всех наших коллег по СНГ.
Конечно, это не показатель, способный вызывать у нас чувство гордости, однако при всем при этом он указывает нам нашу роль в науке.
В последнее время внимание мировых научных центров приковано к научным разработкам в сфере нанотехнологий. Что делается в Армении в этом направлении, и какова степень участия НАН в этом процессе?
В течение последних 6 лет в Армении реализуется Государственная целевая программа по развитию нанотехнологий. Программа, разработанная 6 лет назад по инициативе НАН, направлена на развитие в республике наноэлектроники и нанотехнологичной и полупроводниковой электроники. Этим программа не ограничивается и есть смежные подходы, в которых используются эти технологии и физические последствия аналогичных размеров.
Программа включает в себя несколько научно-исследовательских групп и НИИ, как в составе Академии, так и в вузовской системе, разумеется, вся эта работа координируется с нашей стороны. В этом направлении проделана изрядная работа, внесен ряд предложений, изданы определенные работы, в этой сфере мы также сотрудничаем с нашими российскими коллегами.
Данная целевая программа имеет государственное финансирование, конечно, оно не так велико, как нам бы хотелось, всего 55 млн. драм в год. По сравнению с теми средствами, которые выделяются на развитие нанотехнологий в других странах это конечно скромная цифра. Должен отметить, что основная часть наших исследований касается теоретической части данных разработок, однако мы проводили и практико-прикладные исследования.
Отмечу, что свою заинтересованность в наших исследованиях уже выразили различные российские корпорации, которые выступили с предложениями о сотрудничестве, в частности это Государственная российская корпорация нанотехнологий.
Так что сфера разработки нанотехнологий довольно успешно развиваются в Армении, так как для этого есть соответствующая база, ведь полупроводниковая электроника в Армении всегда была достаточно развита. Что же касается развития и внедрения готовых технологий в производство, то это требует огромных средств, и мы вряд ли окажемся в состоянии это сделать в ближайшее время, в связи чем наше участие ограничивается вовлеченностью в международные и российские программы, осуществляемые в этой сфере.
Спасибо за интервью
Давид Степанян
http://www.arminfo.info/index.php?…
Эта статьяя является продолжением предыдущей публикации (http://www.nanonewsnet.ru/…ye-masshtaby), в которой подводятся итоги деятельности академической науки Армении за последние несколько лет. Очевидно, что на новом этапе развития наука Армении будет тесно сотрудничать с российскими коллегами. И это даст новый импульс для развития науки в целом и нанотехнологии в частности…
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев