Новый экономический курс Казахстана: Инновационная экономика

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Новый экономический курс Казахстана. Цифры и факты. Инновационная экономика

Создание наукоемкого производства в Казахстане не просто дань моде, а назревшая необходимость. Как известно, в инновациях нуждаются все отрасли, в том числе и сырьевая экономика. Ее достижения связаны с внедрением крупных научных идей и разработок. Слабыми остаются последующие звенья. Структурные преобразования предполагают не только сохранение достаточно развитых добывающих производств, но и, прежде всего, достраивание индустриальных звеньев с высокой добавленной стоимостью, основанных на ускоренном внедрении инновационных технологий.

Alshanov_Raxman.jpg

Проф. Рахман АЛШАНОВ

В период с 2003 по 2006 годы объем инновационной продукции в республике увеличился с 65 до 156 млрд. тенге. Однако ее доля в общем объеме выпуска промышленной продукции сохранилась на уровне 2,4 %. Вместе с тем в инновационной деятельности предприятий наблюдаются прогрессивные структурные изменения. Удельный вес вновь внедренной или подвергнутой значительным технологическим изменениям продукции возрос с 9,5 до 88,4 млрд. тенге, или с 14,7 до 56,7 %. В то же время доля усовершенствованной продукции снизилась с 72,2 до 36,2 %.

Число предприятий, имеющих законченные технологические инновации, увеличилось со 148 до 420, рост — в 2,8 раза. Затраты на технологические инновации возросли с 26,9 до 79,9 млрд. тенге, рост — в 2,9 раза. На исследования и разработки в 2002 году было направлено 9,37 млрд. тенге, в 2006-м — 33,1 млрд., рост — в 3,5 раза. Из общей суммы расходов собственными силами научных организаций в эти годы выполнено соответственно 78,4 и 76,9 %. Объем научно-технических услуг сократился с 4,4 до 2,5 млрд. тенге.

В инновационных инвестициях в течение трех лет произошли важные структурные изменения, что проявилось в существенном увеличении внутренних затрат предприятий. В 2003 году в общих расходах на технологические инновации на собственные средства предприятий приходилось 97,3, в 2006 году — 85,5 %. Наиболее быстрыми темпами росла доля иностранных инвестиций — с 0,9 до 22,3 % . Их затраты за этот период выросли в 60 раз — с 246,3 млн. до 15 млрд. тенге. Однако в 2006 году произошло их резкое сокращение — до 2,8 млрд., доля снизилась до 3,4 %.

В финансировании инноваций удельный вес государственного бюджета увеличился с 0,16 до 8 %, или с 430,2 млн. тенге до 6,5 млрд., то есть в 15 раз. Это свидетельствует о своевременном выполнении ранее заявленной программы, предполагавшей 25-кратный рост расходов на эти цели. Как известно, в 2005 году в этом секторе экономики были сформированы институты развития, инвестировавшие в инновации 2,7 млрд. тенге — до 3,9 % бюджета. К сожалению, в 2006 году эти расходы сократились до 16,3 млн. Проблема, требующая ускоренного разрешения, — установление прямой связи между растущими расходами на НИОКР и их отдачей, эффективностью использования ресурсов.

Обращает на себя внимание тот факт, что научные организации выполняют основной объем научных исследований и разработок по собственным программам за счет внутренних ресурсов, предприятия обеспечивают внедрение технологических инноваций также своими затратами. Программы научных учреждений и инновационные проекты предприятий практически не взаимосвязаны. Хотя отдельным организациям и вузам удается максимально приблизить исследования к требованиям производства, а предприятиям — привлечь ученых к реализации разработанных проектов.

Не случайно доля инновационной продукции отечественного производства остается крайне низкой — на уровне 2,4 %. Для сравнения: в Украине этот показатель колеблется в пределах 7—8, в России — 2,5—4,5 %, в странах ЕС — от 40 до 90 %. Казахстан занимает 67-е место по индексу инновационности.

В числе наиболее активных регионов — Мангистауская область, где удельный вес инновационной продукции составляет 4,5; Карагандинская — 4,2; Павлодарская — 3,4; Актюбинская — 3,2 %. Вызывает недоумение весьма низкий показатель в Алматы — лишь 2,6 %, что свидетельствует о недостаточном развитии важнейшего процесса.

В промышленности этот показатель вдвое превышает общереспубликанский уровень и составляет порядка 5 %. Наиболее высокими данными, сопоставимыми с некоторыми европейскими странами, обладают: производство кожи, изделий из нее, включая обувь, — 25; нефтепродуктов и ядерных материалов — 25; электрооборудования — 20,8; резинотехнических и пластмассовых изделий — 16,7; металлургическая промышленность — 12,9 %. Некоторая стабилизация достигнутого уровня в условиях жесткой конкуренции с нарастающими импортными поставками инновационной продукции в определенной степени одобряется. Однако этого недостаточно. Для соответствия мировым стандартам конкурентоспособности предстоит повысить инновационный уровень не менее чем в 15—30 раз.

В числе важнейших составляющих новой экономики — развитие информационных технологий. В 2006 году общие затраты на эти цели составили 44,6 млрд. тенге, в том числе в отрасли связи — 12,8 млрд., в горнодобывающей промышленности — 10,2 млрд., в обрабатывающей — 7,9 млрд., в деятельности, связанной с вычислительной техникой, — 5,3 млрд., в строительстве — 2,6 млрд., в исследовательском секторе — 2 млрд., в высшем образовании — 1,9 млрд., в энергетике — 1,5 млрд., в сельском хозяйстве — 0,2 млрд. тенге.

В обрабатывающей промышленности 22 % затрат на ИКТ приходилось на металлургическую отрасль, 21 — на пищевую, 19,8 — на целлюлозно-бумажную, издательское дело, 18,6 % — на электротехническую.

В 2006 году 75,4 % казахстанских предприятий были оснащены компьютерной техникой (233 тыс. ед.), из них 55,9 % (93,6 тыс.) имели доступ в Интернет, 11,1 % — собственные вебсайты, 15,2 % размещали заказы по Интернету и 14,8 % получали заказы. В стране открыто 199 интернет-магазинов, 656 электронных каталогов, 180 электронных бирж, зарегистрировано 1,6 млн. пользователей Интернета. В использовании Интернета в Казахстане (8 520 ед.) лидируют строительство — 1 222 единицы, издательское дело — 1 070, пищевая промышленность — 1 068, энергетика — 534, горнодобывающая — 508, высшее образование — 500, металлургия — 397, машиностроение — 431, текстильная и швейная — 242 единиц.

Прямая корреляция между информационной активностью и достигнутыми успехами вполне очевидна. Находящиеся в постоянном поиске вознаграждаются достойными результатами. Из общих затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на оплату услуг связи выделено 14,8 млрд. тенге, на покупку вычислительной техники — 13,4 млрд., на приобретение программных средств — 7,2 млрд. тенге.

В региональном разрезе инвестиций лидирует город Алматы, на который приходится 45,8 % общего объема. В Атырауской области этот показатель составляет 3,6 млрд. тенге, в Карагандинской — 1,04 млрд., в ВКО — 1,02 млрд., в Мангистауской — 0,9 млрд. тенге. На 12-м месте находится г. Астана, отстающий от Алматы по этому показателю в 31 раз.

Занятость в ИКТ быстро растет. В 2006 году в этой сфере работало более 220 тысяч специалистов высшего уровня квалификации — инженеров по электронике, связи, приборостроению, программистов, системных администраторов, разработчиков компьютерных программ.

Kazaxstan_kadry.jpg

Об отставании отрасли, нехватке государственного финансирования заявляют многие участники этого сектора отечественной экономики. Не вызывает сомнений недостаточное инвестирование информационных технологий. Разрыв между требованиями новой экономики и реальным состоянием этой сферы все еще высок. Затраты на эти цели следует значительно увеличить. Для сравнения: в 2007 году в России объем рынка информационных технологий составил 8,5 млрд. долларов, в 2010 году ожидается 40 млрд. долларов. Казахстан, обладающий объемом не менее 372 млн. долларов и за три года существенно сокративший разрыв, отстает от темпов соседней страны в 2,3 раза.

Основная проблема казахстанской новой экономики — повышение инновационной эффективности. На данном этапе результативность в индустриальной политике за счет трансфера технологий и создания инновационной инфраструктуры достаточно очевидна. Звенья, созданные с целью содействия внедрению новых идей в производство, все еще не дают должного эффекта. Открыты Банк развития Казахстана, Инвестиционный и Инновационный фонды, Фонд поддержки малого бизнеса, Центр маркетингово-аналитических исследований, Фонд науки, венчурные фонды, ряд технопарков, университетских научных лабораторий. Приняты программы космических, информационных, ядерных, нано-, биотехнологий. По данным ФУР «Казына», всеми институтами развития поддержано 135 инвестиционных проектов на сумму 5 млрд. долларов.

Естественно, быстрых результатов ожидать не следует. Вместе с тем структура национальной экономики если и меняется, то в первую очередь за счет индустриальных производств. Следует отметить, что более 65,5 % затрат на инновационные инвестиции пришлось на собственные бюджеты предприятий. Эти затраты принесли как минимум 79 млрд. тенге инновационной продукции. Оставшиеся 41,1 млрд. тенге связаны с остальными факторами. Каков реальный инновационный эффект от затраченных институтами развития 600 млрд. тенге? В какие сроки следует ждать результатов? Эти вопросы требуют своего решения.

В списке прорывных проектов, к сожалению, все еще сохраняется дефицит подлинно инновационных производств. Практически все добывающие и перерабатывающие предприятия — это индустриальные производства, не менее важные, но не инновационные. Следует определиться по структуре поставленных целей и задач, в мерах участия бизнеса в индустриальных проектах, государства — в инновационных. За последние годы инновационных предприятий создано крайне мало. И даже все столицы в Казахстане — административная, финансовая, научная, нефтяная, индустриальная — не демонстрируют авангардных позиций в этом деле.

Известен мировой опыт по выращиванию инновационного бизнеса. Так, в Евросоюзе в числе приоритетов новой политики в отношении малого и среднего бизнеса — инновационное развитие, обеспечение финансовых возможностей бизнеса, поощрение предпринимательства, участие малого и среднего бизнеса в стандартизации товаров и услуг, налоговые льготы и т. п. Примером в этой области служит Швеция. Высокая эффективность промышленности и достигнутый уровень благосостояния населения основаны на развитом инновационном секторе экономики, специализации на производстве наукоемкой продукции. Эта страна — европейский лидер по объемам НИОКР в расчете на душу населения. Здесь функционирует около 500 тыс. малых предприятий (МП), на которых работает почти 1/3 всех занятых в промышленности. По количеству подобных предприятий скандинавское государство, при численности населения вдвое меньшей, чем в Казахстане, опережает нашу республику в 2,9 раза, а по действующим — в 5 раз. Ежегодно в Швеции возникает примерно 20 тысяч МП, вносящих наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создание новых видов товаров, услуг и технологий.

В развитых странах в результате тщательно разработанной, многократно апробированной инновационной политики наблюдается совершенно ясная картина.

Отработана модель: исследовательские университеты — бизнес-инкубаторы — технопарки — инновационный студенческий бизнес — венчурные фонды — малые инновационные предприятия — новая экономика. В вузах, особенно инновационных, обеспечивается высокий уровень образования молодежи, нацеленной на поиск и внедрение новых идей. Венчурные компании, институты развития ведут постоянный мониторинг, отбор, материально поддерживают оригинальные проекты. В результате формируются малые инновационные предприятия, составляющие костяк новой экономики. Именно они внедряют современные технологии, задают тон в обновлении производства, выпуске новых товаров и услуг, что сопровождается прогрессивными структурными изменениями в экономике.

Ежегодно студенты и выпускники университетов США, Канады, Европы участвуют в создании десятков тысяч инновационных компаний. Сотни венчурных фондов нацелены на их прямую поддержку. Так, выпускниками Массачусетского технологического института организовано 4 тыс. компаний, в них занято более 1 млн. человек, совокупный доход достиг 230 млрд. долларов.

В ЕС разрабатываются механизмы привлечения и поддержки малых и средних инновационных предприятий (Small and Middle enterprises, SMEs) к исследованиям и проектам в области нанотехнологий. Компенсируются до 75 % вкладов инвесторов в эти проекты, проводятся специальные конкурсы поддержки SMEs, до 35 % бюджета этих конкурсов направлено только на поддержание малых и средних предприятий.

В России взят курс на интенсивную поддержку инновационного предпринимательства.

Число инновационных малых предприятий превысило 40 тыс. единиц. 10 %-ный барьер количества малых инновационных предприятий от общего числа МП не преодолен. В Европе эта цифра достигает в среднем 48 %. В отдельных странах она значительно выше. В Казахстане число подобных предприятий незначительно — лишь 420, хотя при ориентации на российские темпы их должно быть не менее 4 тысяч, а по европейским стандартам — более 30 тысяч. К сожалению, институтами развития не создано ни одного инновационного малого предприятия, между тем именно они должны быть катализаторами роста.

Следует отметить отсутствие должного учета малых инновационных предприятий в стране. Не определены критерии их выявления. Очевидно, что этих предприятий немало, особенно в сфере услуг, как в действующих, так и в новых отраслях экономики.

В поддержке нуждается не только малый и средний бизнес, но прежде всего инновационный. Наглядный пример успешности таких подходов демонстрирует университетский технопарк «Алтай». Здесь развернута творческая деятельность целого ряда малых инновационных предприятий. Инициаторами стали Г. Мутанов — талантливый и неутомимый менеджер, ректор ВКГТУ имени Д. Серикбаева, десятки увлеченных студентов и молодых ученых, получивших уникальную возможность для ускоренной реализации инновационных идей.

Представляется весьма показательным и перспективным объединение в 5 инновационно-образовательных консорциумов усилий ряда вузов, НИИ, центров, направленных на инновационный результат. Необходимо установить более тесное сотрудничество этих структур с институтами развития. Проблема в том, что представители институтов развития все еще не могут наладить должного взаимодействия с отечественными учеными, вузами, научными институтами. А ведь только опора на имеющийся потенциал, его наращивание и укрепление позволят создать нечто новое. Это со всей очевидностью доказывает мировой опыт.

В отечественной экономике необходимость достигнуть общественного инновационного согласия по распределению функций, приоритетных сфер деятельности актуализировалась. Во многих государствах, активно преодолевших инновационную планку, несмотря на многообразие форм и видов деятельности, типов собственности, нет разрозненности, наоборот, наблюдается слаженность, четкая координация действий, начиная от малого предприятия и заканчивая правительством, парламентом.

Смена правительств, победа той или иной партии отличаются лишь новыми подходами в решении общенациональной задачи — повышения конкурентоспособности страны с эффективным использованием современных технологий…

http://www.zakon.kz/…ews/news.asp?…

Специально привёл этот отрывок из большой статьи, чтобы показать, как детально и глубоко анализируют в соседней республике состояние «инновационности» отечественной экономики, какие выводы делаются и какие предлагаются методы корректировки курса на основе проведённого анализа. Что-то мы не видим в нашей печати аналигичных серьёзных обсуждений и рекомендаций. Возможно, они присутствуют где-то в узкоспециализированной литературе вместо того, чтобы широко обсуждаться в наших СМИ. Как же тогда прикажете ориентировать (научно-техническую) общественность страны на повышение инновационности отечественной промышленности, экономики в целом? Как пробуждать в пром. кругах ту самую «восприимчивость» к многочисленным новинкам, к новым технологиям и продуктам, о дефиците которых столь часто говорится в последнее время? Или призывы к этому нужно лихорадочно искать с лупой в предвыборных выступлениях кандидатов на высшие административные должности в стране? Ну, в таком случае «положительных» результатов можно дождаться не скоро, если дождаться вообще… Так что нужно перенимать положительный опыт соседей и поскорее брать на вооружение. Ибо время – самый критический фактор – бежит быстро и никогда не воротится. Об этом надо помнить всегда…