Новый экономический курс Казахстана: Инновационная экономика
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Новый экономический курс Казахстана. Цифры и факты. Инновационная экономика
Создание наукоемкого производства в Казахстане не просто дань моде, а назревшая необходимость. Как известно, в инновациях нуждаются все отрасли, в том числе и сырьевая экономика. Ее достижения связаны с внедрением крупных научных идей и разработок. Слабыми остаются последующие звенья. Структурные преобразования предполагают не только сохранение достаточно развитых добывающих производств, но и, прежде всего, достраивание индустриальных звеньев с высокой добавленной стоимостью, основанных на ускоренном внедрении инновационных технологий.
Проф. Рахман АЛШАНОВ
В период с 2003 по 2006 годы объем инновационной продукции в республике увеличился с 65 до 156 млрд. тенге. Однако ее доля в общем объеме выпуска промышленной продукции сохранилась на уровне 2,4 %. Вместе с тем в инновационной деятельности предприятий наблюдаются прогрессивные структурные изменения. Удельный вес вновь внедренной или подвергнутой значительным технологическим изменениям продукции возрос с 9,5 до 88,4 млрд. тенге, или с 14,7 до 56,7 %. В то же время доля усовершенствованной продукции снизилась с 72,2 до 36,2 %.
Число предприятий, имеющих законченные технологические инновации, увеличилось со 148 до 420, рост — в 2,8 раза. Затраты на технологические инновации возросли с 26,9 до 79,9 млрд. тенге, рост — в 2,9 раза. На исследования и разработки в 2002 году было направлено 9,37 млрд. тенге, в 2006-м — 33,1 млрд., рост — в 3,5 раза. Из общей суммы расходов собственными силами научных организаций в эти годы выполнено соответственно 78,4 и 76,9 %. Объем научно-технических услуг сократился с 4,4 до 2,5 млрд. тенге.
В инновационных инвестициях в течение трех лет произошли важные структурные изменения, что проявилось в существенном увеличении внутренних затрат предприятий. В 2003 году в общих расходах на технологические инновации на собственные средства предприятий приходилось 97,3, в 2006 году — 85,5 %. Наиболее быстрыми темпами росла доля иностранных инвестиций — с 0,9 до 22,3 % . Их затраты за этот период выросли в 60 раз — с 246,3 млн. до 15 млрд. тенге. Однако в 2006 году произошло их резкое сокращение — до 2,8 млрд., доля снизилась до 3,4 %.
В финансировании инноваций удельный вес государственного бюджета увеличился с 0,16 до 8 %, или с 430,2 млн. тенге до 6,5 млрд., то есть в 15 раз. Это свидетельствует о своевременном выполнении ранее заявленной программы, предполагавшей 25-кратный рост расходов на эти цели. Как известно, в 2005 году в этом секторе экономики были сформированы институты развития, инвестировавшие в инновации 2,7 млрд. тенге — до 3,9 % бюджета. К сожалению, в 2006 году эти расходы сократились до 16,3 млн. Проблема, требующая ускоренного разрешения, — установление прямой связи между растущими расходами на НИОКР и их отдачей, эффективностью использования ресурсов.
Обращает на себя внимание тот факт, что научные организации выполняют основной объем научных исследований и разработок по собственным программам за счет внутренних ресурсов, предприятия обеспечивают внедрение технологических инноваций также своими затратами. Программы научных учреждений и инновационные проекты предприятий практически не взаимосвязаны. Хотя отдельным организациям и вузам удается максимально приблизить исследования к требованиям производства, а предприятиям — привлечь ученых к реализации разработанных проектов.
Не случайно доля инновационной продукции отечественного производства остается крайне низкой — на уровне 2,4 %. Для сравнения: в Украине этот показатель колеблется в пределах 7—8, в России — 2,5—4,5 %, в странах ЕС — от 40 до 90 %. Казахстан занимает 67-е место по индексу инновационности.
В числе наиболее активных регионов — Мангистауская область, где удельный вес инновационной продукции составляет 4,5; Карагандинская — 4,2; Павлодарская — 3,4; Актюбинская — 3,2 %. Вызывает недоумение весьма низкий показатель в Алматы — лишь 2,6 %, что свидетельствует о недостаточном развитии важнейшего процесса.
В промышленности этот показатель вдвое превышает общереспубликанский уровень и составляет порядка 5 %. Наиболее высокими данными, сопоставимыми с некоторыми европейскими странами, обладают: производство кожи, изделий из нее, включая обувь, — 25; нефтепродуктов и ядерных материалов — 25; электрооборудования — 20,8; резинотехнических и пластмассовых изделий — 16,7; металлургическая промышленность — 12,9 %. Некоторая стабилизация достигнутого уровня в условиях жесткой конкуренции с нарастающими импортными поставками инновационной продукции в определенной степени одобряется. Однако этого недостаточно. Для соответствия мировым стандартам конкурентоспособности предстоит повысить инновационный уровень не менее чем в 15—30 раз.
В числе важнейших составляющих новой экономики — развитие информационных технологий. В 2006 году общие затраты на эти цели составили 44,6 млрд. тенге, в том числе в отрасли связи — 12,8 млрд., в горнодобывающей промышленности — 10,2 млрд., в обрабатывающей — 7,9 млрд., в деятельности, связанной с вычислительной техникой, — 5,3 млрд., в строительстве — 2,6 млрд., в исследовательском секторе — 2 млрд., в высшем образовании — 1,9 млрд., в энергетике — 1,5 млрд., в сельском хозяйстве — 0,2 млрд. тенге.
В обрабатывающей промышленности 22 % затрат на ИКТ приходилось на металлургическую отрасль, 21 — на пищевую, 19,8 — на целлюлозно-бумажную, издательское дело, 18,6 % — на электротехническую.
В 2006 году 75,4 % казахстанских предприятий были оснащены компьютерной техникой (233 тыс. ед.), из них 55,9 % (93,6 тыс.) имели доступ в Интернет, 11,1 % — собственные вебсайты, 15,2 % размещали заказы по Интернету и 14,8 % получали заказы. В стране открыто 199 интернет-магазинов, 656 электронных каталогов, 180 электронных бирж, зарегистрировано 1,6 млн. пользователей Интернета. В использовании Интернета в Казахстане (8 520 ед.) лидируют строительство — 1 222 единицы, издательское дело — 1 070, пищевая промышленность — 1 068, энергетика — 534, горнодобывающая — 508, высшее образование — 500, металлургия — 397, машиностроение — 431, текстильная и швейная — 242 единиц.
Прямая корреляция между информационной активностью и достигнутыми успехами вполне очевидна. Находящиеся в постоянном поиске вознаграждаются достойными результатами. Из общих затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на оплату услуг связи выделено 14,8 млрд. тенге, на покупку вычислительной техники — 13,4 млрд., на приобретение программных средств — 7,2 млрд. тенге.
В региональном разрезе инвестиций лидирует город Алматы, на который приходится 45,8 % общего объема. В Атырауской области этот показатель составляет 3,6 млрд. тенге, в Карагандинской — 1,04 млрд., в ВКО — 1,02 млрд., в Мангистауской — 0,9 млрд. тенге. На 12-м месте находится г. Астана, отстающий от Алматы по этому показателю в 31 раз.
Занятость в ИКТ быстро растет. В 2006 году в этой сфере работало более 220 тысяч специалистов высшего уровня квалификации — инженеров по электронике, связи, приборостроению, программистов, системных администраторов, разработчиков компьютерных программ.
Об отставании отрасли, нехватке государственного финансирования заявляют многие участники этого сектора отечественной экономики. Не вызывает сомнений недостаточное инвестирование информационных технологий. Разрыв между требованиями новой экономики и реальным состоянием этой сферы все еще высок. Затраты на эти цели следует значительно увеличить. Для сравнения: в 2007 году в России объем рынка информационных технологий составил 8,5 млрд. долларов, в 2010 году ожидается 40 млрд. долларов. Казахстан, обладающий объемом не менее 372 млн. долларов и за три года существенно сокративший разрыв, отстает от темпов соседней страны в 2,3 раза.
Основная проблема казахстанской новой экономики — повышение инновационной эффективности. На данном этапе результативность в индустриальной политике за счет трансфера технологий и создания инновационной инфраструктуры достаточно очевидна. Звенья, созданные с целью содействия внедрению новых идей в производство, все еще не дают должного эффекта. Открыты Банк развития Казахстана, Инвестиционный и Инновационный фонды, Фонд поддержки малого бизнеса, Центр маркетингово-аналитических исследований, Фонд науки, венчурные фонды, ряд технопарков, университетских научных лабораторий. Приняты программы космических, информационных, ядерных, нано-, биотехнологий. По данным ФУР «Казына», всеми институтами развития поддержано 135 инвестиционных проектов на сумму 5 млрд. долларов.
Естественно, быстрых результатов ожидать не следует. Вместе с тем структура национальной экономики если и меняется, то в первую очередь за счет индустриальных производств. Следует отметить, что более 65,5 % затрат на инновационные инвестиции пришлось на собственные бюджеты предприятий. Эти затраты принесли как минимум 79 млрд. тенге инновационной продукции. Оставшиеся 41,1 млрд. тенге связаны с остальными факторами. Каков реальный инновационный эффект от затраченных институтами развития 600 млрд. тенге? В какие сроки следует ждать результатов? Эти вопросы требуют своего решения.
В списке прорывных проектов, к сожалению, все еще сохраняется дефицит подлинно инновационных производств. Практически все добывающие и перерабатывающие предприятия — это индустриальные производства, не менее важные, но не инновационные. Следует определиться по структуре поставленных целей и задач, в мерах участия бизнеса в индустриальных проектах, государства — в инновационных. За последние годы инновационных предприятий создано крайне мало. И даже все столицы в Казахстане — административная, финансовая, научная, нефтяная, индустриальная — не демонстрируют авангардных позиций в этом деле.
Известен мировой опыт по выращиванию инновационного бизнеса. Так, в Евросоюзе в числе приоритетов новой политики в отношении малого и среднего бизнеса — инновационное развитие, обеспечение финансовых возможностей бизнеса, поощрение предпринимательства, участие малого и среднего бизнеса в стандартизации товаров и услуг, налоговые льготы и т. п. Примером в этой области служит Швеция. Высокая эффективность промышленности и достигнутый уровень благосостояния населения основаны на развитом инновационном секторе экономики, специализации на производстве наукоемкой продукции. Эта страна — европейский лидер по объемам НИОКР в расчете на душу населения. Здесь функционирует около 500 тыс. малых предприятий (МП), на которых работает почти 1/3 всех занятых в промышленности. По количеству подобных предприятий скандинавское государство, при численности населения вдвое меньшей, чем в Казахстане, опережает нашу республику в 2,9 раза, а по действующим — в 5 раз. Ежегодно в Швеции возникает примерно 20 тысяч МП, вносящих наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создание новых видов товаров, услуг и технологий.
В развитых странах в результате тщательно разработанной, многократно апробированной инновационной политики наблюдается совершенно ясная картина.
Отработана модель: исследовательские университеты — бизнес-инкубаторы — технопарки — инновационный студенческий бизнес — венчурные фонды — малые инновационные предприятия — новая экономика. В вузах, особенно инновационных, обеспечивается высокий уровень образования молодежи, нацеленной на поиск и внедрение новых идей. Венчурные компании, институты развития ведут постоянный мониторинг, отбор, материально поддерживают оригинальные проекты. В результате формируются малые инновационные предприятия, составляющие костяк новой экономики. Именно они внедряют современные технологии, задают тон в обновлении производства, выпуске новых товаров и услуг, что сопровождается прогрессивными структурными изменениями в экономике.
Ежегодно студенты и выпускники университетов США, Канады, Европы участвуют в создании десятков тысяч инновационных компаний. Сотни венчурных фондов нацелены на их прямую поддержку. Так, выпускниками Массачусетского технологического института организовано 4 тыс. компаний, в них занято более 1 млн. человек, совокупный доход достиг 230 млрд. долларов.
В ЕС разрабатываются механизмы привлечения и поддержки малых и средних инновационных предприятий (Small and Middle enterprises, SMEs) к исследованиям и проектам в области нанотехнологий. Компенсируются до 75 % вкладов инвесторов в эти проекты, проводятся специальные конкурсы поддержки SMEs, до 35 % бюджета этих конкурсов направлено только на поддержание малых и средних предприятий.
В России взят курс на интенсивную поддержку инновационного предпринимательства.
Число инновационных малых предприятий превысило 40 тыс. единиц. 10 %-ный барьер количества малых инновационных предприятий от общего числа МП не преодолен. В Европе эта цифра достигает в среднем 48 %. В отдельных странах она значительно выше. В Казахстане число подобных предприятий незначительно — лишь 420, хотя при ориентации на российские темпы их должно быть не менее 4 тысяч, а по европейским стандартам — более 30 тысяч. К сожалению, институтами развития не создано ни одного инновационного малого предприятия, между тем именно они должны быть катализаторами роста.
Следует отметить отсутствие должного учета малых инновационных предприятий в стране. Не определены критерии их выявления. Очевидно, что этих предприятий немало, особенно в сфере услуг, как в действующих, так и в новых отраслях экономики.
В поддержке нуждается не только малый и средний бизнес, но прежде всего инновационный. Наглядный пример успешности таких подходов демонстрирует университетский технопарк «Алтай». Здесь развернута творческая деятельность целого ряда малых инновационных предприятий. Инициаторами стали Г. Мутанов — талантливый и неутомимый менеджер, ректор ВКГТУ имени Д. Серикбаева, десятки увлеченных студентов и молодых ученых, получивших уникальную возможность для ускоренной реализации инновационных идей.
Представляется весьма показательным и перспективным объединение в 5 инновационно-образовательных консорциумов усилий ряда вузов, НИИ, центров, направленных на инновационный результат. Необходимо установить более тесное сотрудничество этих структур с институтами развития. Проблема в том, что представители институтов развития все еще не могут наладить должного взаимодействия с отечественными учеными, вузами, научными институтами. А ведь только опора на имеющийся потенциал, его наращивание и укрепление позволят создать нечто новое. Это со всей очевидностью доказывает мировой опыт.
В отечественной экономике необходимость достигнуть общественного инновационного согласия по распределению функций, приоритетных сфер деятельности актуализировалась. Во многих государствах, активно преодолевших инновационную планку, несмотря на многообразие форм и видов деятельности, типов собственности, нет разрозненности, наоборот, наблюдается слаженность, четкая координация действий, начиная от малого предприятия и заканчивая правительством, парламентом.
Смена правительств, победа той или иной партии отличаются лишь новыми подходами в решении общенациональной задачи — повышения конкурентоспособности страны с эффективным использованием современных технологий…
http://www.zakon.kz/…ews/news.asp?…
Специально привёл этот отрывок из большой статьи, чтобы показать, как детально и глубоко анализируют в соседней республике состояние «инновационности» отечественной экономики, какие выводы делаются и какие предлагаются методы корректировки курса на основе проведённого анализа. Что-то мы не видим в нашей печати аналигичных серьёзных обсуждений и рекомендаций. Возможно, они присутствуют где-то в узкоспециализированной литературе вместо того, чтобы широко обсуждаться в наших СМИ. Как же тогда прикажете ориентировать (научно-техническую) общественность страны на повышение инновационности отечественной промышленности, экономики в целом? Как пробуждать в пром. кругах ту самую «восприимчивость» к многочисленным новинкам, к новым технологиям и продуктам, о дефиците которых столь часто говорится в последнее время? Или призывы к этому нужно лихорадочно искать с лупой в предвыборных выступлениях кандидатов на высшие административные должности в стране? Ну, в таком случае «положительных» результатов можно дождаться не скоро, если дождаться вообще… Так что нужно перенимать положительный опыт соседей и поскорее брать на вооружение. Ибо время – самый критический фактор – бежит быстро и никогда не воротится. Об этом надо помнить всегда…
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев