Реальная модернизация или "потёмкинские деревни"?

-->

Дети лейтенанта Чубайса

Весной в Ханты-Мансийске заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В нем приняли участие Президент Дмитрий Медведев и гендиректор ГК «Роснанотех» Анатолий Чубайс. Предметом обсуждения Комиссии стали энергосберегающие технологии, повышение энергоэффективности российской экономики. Впрочем, круг рассматриваемых здесь вопросов был даже шире. Он касался одной из главных задач, стоящих сейчас перед нашим государством, – модернизации экономики, перевода ее на инновационные рельсыБ.шЮ

Medvedev_01.jpg .

Вот что сказал в своей речи на этом совещании Президент России Дмитрий Медведев:

«Новые технологии, которые нами создаются, позволяют снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку, а следовательно, в конечном счёте и обеспечивать повышение уровня благосостояния в нашей стране. Чем современнее технологии, тем выше уровень жизни, тем надёжнее социальные гарантии».

Но где ж их взять эти новые технологии, да еще отечественные? В таких поисках в начале марта нашу область посетил сам главный «нанотехнолог» страны, Чубайс. Отбирал предприятия, которые войдут в программу финансирования из средств ГК «Роснанотех». Цена вопроса – 500 миллионов рублей. Такой грант предоставляется госкорпорацией на развитие проекта, связанного с нанотехнологиями. Соискателями федерального гранта стали 11 предприятий из 5 городов Владимирской области, в том числе и Ковровский электро-механический завод.

  • На специально ради такого случая устроенной выставке они представили свои наработки, так или иначе связанные со спецификой корпорации «Роснано». Чубайс, как сообщает официальный сайт администрации Владимирской области, итогами поездки был весьма доволен. По его словам, из представленных 16 проектов – 10 точно соответствуют теме, развиваемой его госкорпорацией.

Пока не объявлено – какие из проектов получат федеральное финансирование. И не известно, вошли ли в число разработок, выделенных Анатолием Борисовичем, ковровские. Одна из них, по крайней мере, ну никак не вписывается в перечень «инноваций». Технология вакуумного напыления известна в России уже лет, наверное, двадцать. И какое отношение к ее разработке имеет КЭМЗ, лишь использующий такие установки? Наверное, такое же, какое сам процесс напыления имеет к пресловутым «нанотехнологиям» – весьма отдаленное.

Machine.jpg .

  • Впрочем, это далеко не единичный пример, когда под видом новейших разработок подаются старые, еще советских времен, проекты. «Не единичный» – еще мягко сказано. В сущности, такой метод получения федеральных инвестиций давно освоен отечественными разработчиками. Федеральные чиновники, отвечающие за инновации и всяческую модернизацию, чего греха таить – люди, как правило, технически малограмотные, наученные лишь деньги считать. Поэтому, было бы удивительно, если б таким обстоятельством не воспользовались наиболее ушлые из производственников и разработчиков. И пользуются! Технология проста, как болт на 1/2 Берется старый, начатый, может, еще при незабвенном Д. Ф. Устинове проект, перечерчивается, переводится в электронный вид, меняются даты и подписи и все – «инновация» готова! Извольте за нее заплатить! И платят. Благо, денег на развитие правительство сейчас старается не жалеть.

Министр финансов А. Кудрин:

«Для выхода российской экономики на новую ступень инновационного развития требуется гигантскими шагами наверстывать инвестиционный процесс, доведя его до 14 трлн руб. ежегодно. Сейчас, включая 2009 год, объем инвестиций в основные фонды в России достиг фактически 8 трлн руб. в год. Это примерно 20% ВВП – на этом уровне мы держимся последние несколько лет. Чтобы нам пройти быструю модернизацию, нам нужно в год инвестиций примерно до 30% ВВП».

Можно, конечно, и 40% выделить, и даже 50. Вот только будет ли от этого толк? Вылезут ли российская наука и экономика из той трясины, в которой сейчас по уши увязли? При существующем положении вещей – нет. Ибо почти все эти деньги, якобы направляемые на инновационное развитие, до тех, кто реально занимется этим развитием, – не доходят. А значительная часть этих средств оседает в карманах чиновников и топ-менеджеров.

  • Зам. председателя Госдумы Г. Зюганов:

«В этом году американцы вложат в поддержку науки 400 миллиардов долларов. Европа – 270 миллиардов. Китай и Япония – примерно по 140 миллиардов. А в России 130 миллиардов рублей отдали госкорпорации РОСНАНО, которую возглавляет Чубайс. 120 миллиардов из этих средств он прокручивает в банках, большую часть остальных денег истратил на обустройство своих кабинетов, а до молодых изобретателей и талантливых ученых почти ничего не дошло».

Как ни странно, особенно медленно внедрение инноваций происходит в оборонно-промышленном комплексе. Советник президента по инновационному развитию объясняет это отсутствием конкуренции.

  • Руководитель Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс:

«Есть честные, порядочные люди, которые работают в топливно-энергетическом, в оборонном, в сельхозкомплексе. Во всех странах (особенно там, где превалирует государственная собственность) они являются патриотами и сторонниками закрытости определенной. Потому что конкуренция им не нужна. Эти люди исходят из другой логики: мы произвели побольше, мы в своем секторе повысили производительность и жизненный уровень своих рабочих. И хватит.

Как же быть?

Государство должно вынудить их развивать конкуренцию. Это сложно – отнять у производящих и перераспределить тем, кто, возможно, обеспечит нам прорыв. Мы отдаем себе в этом отчет».

В Коврове, к слову, пока еще достаточно талантливых и активных разработчиков, не всех еще переманили в Москву и Питер. Но проторить дорогу своим изобретениям здесь, довести их до производства – чрезвычайно сложно. Особенно тем конструкторам, которые работают отдельно от заводских КБ. Так, известный в городе профессор КГТА, автор 50 изобретений по металлообработке, уже много лет пытается внедрить хоть одно из них на наших предприятиях. За последние 20 лет со своими рацпредложениями изобретатель обращался уже практически на все заводы города. Однако, все напрасно. Везде отказ. Под разными мотивировками, то, мол, средств на внедрение нет, то – рацпредложение экономически нецелесообразно, то еще что-то, причину всегда находили.

  • Впрочем, бывало и так, что инновациями профессора заинтересовывались, и даже пытались их внедрить в производство. Как это произошло несколько лет назад на электромеханическом заводе. Но спустя некоторое время после начала работ, наш изобретатель вновь услышал очередное:

«Внедрение вашего рацпредложения считаем нецелесообразным».

С ним на заводе распрощались, разумеется, ничего не заплатив. Однако, как позже выяснилось, предложение профессора оказалось не таким уж «нецелесообразным». Это когда он обнаружил, что на основе его изобретения, незначительно его дополнив, четверо сотрудников КЭМЗа, которые знали об этих разработках… защитили патент! Один из этих патентообладателей, кстати, в феврале демонстрировал журналистам свои «нанодостижения». Изобретатель – человек дотошный и въедливый, немедленно обратился с протестом в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. В итоге его действий патент № 2176174 коллегией палаты по патентным спорам в декабре 2009 года был признан недействительным. Сам он материально от этого ничего пока не поимел. Но, хотя бы частично, восстановил справедливость…

  • И частная эта история отдельно взятого изобретателя сейчас – весьма типична. Такое происходит сплошь и рядом. Даже те, кто заинтересован в инновациях и имеет средства, очень не любят платить автору, предпочитая либо украсть изобретение или открытие, либо (и такое бывает) – отнять. Так стоит ли удивляться тому, что наша научная и техническая мысль столь стремительно падает? И тому, что бракованные российские истребители с позором возвращают из Алжира, а ракеты, поставляемые в Индию, попадают в цель – через раз? Разве можно с таким отношением к творческим кадрам, да и к производственным, ожидать чего-то другого? Немудрено, что качество продукции «оборонки» падает, а сама она все больше начинает отставать от требований времени.

Странно, что до сих пор у нас еще есть желающие что-то создавать, изобретать и открывать. Это, в основном, полусумасшедшие бескорыстные энтузиасты. «Умные» сейчас такими глупостями не занимаются. Они в основном отрабатывают схемы законного отъема бюджетных денег. Под всякие-разные «инновационные» проекты…

В. МИРОНОВ

http://kovrovskievesti.ru/?…



nikst аватар

Да, народишко быстро приноровляется… И ухитряется под видом новейшей техники, технологии (= нанотехнологий) подсунуть залежалую разработку, которая не пошла в производство ещё, скажем, лет 20 тому назад…

  • А изобретателей, новаторов, рационализаторов в открытую грабят ушлые коллеги, фирмы или корпорации… Кто, после этого, будет потом изобретать и создавать новое? Тоже – по большей мере – риторический вопрос…