«Россия без гиков»

-->

«Россия без гиков» – фильм о том, откуда берутся (умные) дети

12 ноября 2011 года на международном кинофестивале документальных фильмов «Золотая Панда» в китайской провинции Сычуань приз зрительских симпатий получил российский фильм режиссера Игоря Панарина «Россия без гиков»

panarin_igor_0.jpg .

В кампусе университета Ченду собралось несколько сотен студентов преподавателей и ученых. И все эти люди реагировали на фильм очень живо: в первые минуты зал замер от эпатажных кадров из жизни трудных подростков (цитата из фильма В.Гай-Германики «Все умрут, а я останусь»), потом на резком контрасте – спокойная обстановка лаборатории и молодой человек показывает как пользоваться учебным зондовым микроскопом НАНОЭДЬЮКАТОР.

Режиссер фильма Игорь Панарин получил заслуженную награду

  • И снова контраст – зарисовки официальной российской системы военно-патриотического воспитания. Мальчики в камуфляже разбивают кирпичи, девочки маршируют с безумным фанатизмом в глазах, а военные чины (сытые, «поперек себя шире») вяло и равнодушно за всем этим наблюдают. Эти сцены у китайской образованной публики вызвали неожиданно острую реакцию – над залом повисла тревожная и угрожающая тишина. Оказывается, в КНР очень серьезно относятся к возможной военной угрозе со стороны северного соседа. Напряжение достигло почти невыносимого накала – и снова разрядка: спокойные беседы с убеленными сединами преподавателями в библиотеке, в летней беседке.

Гик (англ. geek, IPA gi:k) — сленговое выражение, употребляемое относительно людей увлечённых технологиями, в том числе компьютерными. До 1995 года подавляющее большинство пользователей Интернета составляли гики. Однако если изначально гиками именовали людей, безмерно увлечённых высокими технологиями, то сегодня среди гиков полно людей, успешно работающих в престижных компаниях, имеющих семьи и внешне совершенно не попадающих под древний стереотип о «безумном» учёном.

ru.wikipedia.org


Композиционно фильм составлен из нарочито затянутых сцен, сюжеты сменяют друг друга внезапно, без логических связок и переходов. Центральной темой звучит спокойный голос молодого человека – студента МФТИ, который на протяжении всего фильма получает изображение компакт-диска в сканирующем микроскопе. Попутно рассказывает о своей семье в Ленинградской области, об отношениях с родителями и сестрами. Он – типичный «гик», но он совершенно не производит впечатления безумного человека. Напротив, все его рассуждения понятны, естественны и наполнены добрым и позитивным чувством собственного достоинства.

«Да, я учусь в одном из лучших ВУЗов страны, я горжусь этим, но я не чувствую превосходства над остальными. Просто их интересуют другие вещи».

Все основные идеи фильма высказаны устами специалистов по образованию в многочисленных коротких беседах и интервью. Например, Евгений Гудилин (факультет наук о материалах МГУ) говорит:

«У нас студенты с первого курса вброшены в реальную научную жизнь. Кто выживет после такой подготовки… становятся если не фанатиками, то, по крайней мере, сильно мотивированными для работы в науке».

Значительное место в фильме занимает Наноград – летняя школа проекта «Школьная лига РОСНАНО». Китайские студенты в зале дружно смеялись, когда девочка безуспешно пыталась ответить на вопрос, что такое «прения», а потом ловко выкрутилась хитрым логическим финтом. На финальной сцене зрители улыбались, а по завершении титров зал взорвался аплодисментами!

Удивительно, но после фильма «Россия без гиков», как-то сами приходят ответы на самые сложные вопросы по модернизации образования: и зачем нам нужны эти «гики», и почему им так сложно прижиться в окружении «нормальных» людей, и что нужно сделать, чтобы образованных детей становилось больше. Хочется поздравить создателей фильма с безусловным успехом!

http://ntmdt.ru/…a-umnye-deti

А вот довольно большой кусок (57 минут) этого фильма (видео)



nikst аватар

Ну что ж, как говорится, «нам мамы всякие нужны, нам мамы всякие важны»…

  • Так и здесь: нам нужны всякие формы и методы популяризации науки. В данном случае этот фильм удачно демонстрирует использование «Наноэдьюкатора» – довольно простого (для пользователя!) прибора для подготовки школьников и студентов для обучения рабете на «взрослом» СЗМикроскопе…

Поздравляем режиссёра с наградой и желаем ему и его «героям» новых свершений, удач и новых достижений!..