Школа и нано: верный выбор профессии

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Непромокаемый кактус

Какие свойства лотоса пригодятся в производстве покрытий для автомобильных стекол? Чем может быть опасна эмалированная посуда? У ребят из чебоксарского лицея № 2 на эти вопросы есть аргументированные ответы. Подкрепленные личными исследованиями в сфере нанонауки

shkola.jpg .

В прошлом году мы вошли в Лигу школ РОСНАНО. – говорит директор лицея Татьяна Петрова. – Одним из условий отбора было наличие в регионе нанотехнологических предприятий и оснащение школы самым современным оборудованием. Конкурс мы выдержали. И благодаря этому вышли на новый уровень проектной работы.

КАПУСТА ВМЕСТО ЛОТОСА

Результаты первых научных изысков в сфере нано в лицее решили показать журналистам. Правда, в день нашествия людей с фотокамерами и диктофонами о чистоте исследований говорить не стоило. «Наши электронные микроскопы очень чувствительны: чуть повысил голос, и результат насмарку», – пояснял любознательным корреспондентам учитель физики Анатолий Лаврентьев. Поэтому речь больше шла о теории, о темах исследовательских работ учеников.

  • Темы, в общем-то, просты, практичны и главное – интересны детям. Лена Каткова, например, решила изучить влияние жидкостей для снятия лака на ногтевую пластину. Как положено истинному исследователю, пожертвовала ради дела собственным маникюром. Пробовала разные составы, изучала результат под электронным наномикроскопом. И сделала вывод – поклонницам красивых ногтей стоит выбрать бутилацетат, он меньше других разрушает ногтевую пластину.

studenty_kurska_2.jpg .

Взаимодействие дрожжей с несколькими видами сахара исследовала десятиклассница Олеся Константинова. И провела при этом аналогию с организмом человека. Оказалось, что медленней всего «закваска» растет на тростниковом сахаре, быстрей – на рафинированном. Для кулинарии такая скорость, может, и хороша, а вот для здоровья – не очень, считает лицеистка. Ведь чем медленней глюкоза поступает в организм, тем лучше она усваивается клетками.

Работа в области нанотехнологий в республике не ограничена только включением чебоксарского лицея в Лигу «Роснано» и строительством предприятия по производству солнечных модулей. На подходе новый проект – производство на одном из местных заводов композиционного наноструктурированного полимера. Планируется также участие Чувашии в открытом конкурсе «Роснанотех» по созданию нанотехнологических центров.

За соседним наномикроскопом лицеист Дима Хатин готовил зонд из вольфрамовой проволоки – для очередных экспериментов. Исследует Дима эффект лотоса, растения, обладающего удивительными водоотталкивающими свойствами. Сам экзотический цветок в Чебоксарах достать не удалось. Поэтому эксперименты проводили на кактусе и капусте. И выяснили то, что и требовалось доказать, – на поверхности этих растений тоже есть невидимые глазу бугорки, отталкивающие воду. На основе таких природных феноменов, кстати, создают искусственные гидрофобные нанопокрытия. Используются они в производстве автомобильных стекол, непромокаемых плащей, очищающих аэрозолей и т.д…

КАСТРЮЛЯ В НАУЧНОМ АСПЕКТЕ

Результаты научных экспериментов лицея заинтересованной публике уже известны – ребята успешно выступали с докладами на городских и республиканских конференциях. Есть возможность отличиться и на более высоком уровне. Отчет о практических исследованиях Тани Николаевой и Кати Ильмендеевой будет представлен на Балтийской научной конференции в СанктПетербурге.

studenty_kurska_1.jpg .

  • Работа лицеисток – о… кастрюлях, точнее – о качестве покрытий посуды для приготовления горячих блюд. Чтобы собрать материал для научных работ, девушкам пришлось изрядно потрудиться на кухне. Они варили в разных кастрюльках куриный бульон и бежали с ним в школьную лабораторию. Исследовали поверхность кухонной тары после мытья. По первым итогам проверок алюминий свою плохую репутацию подтвердил. Не оправдала доверия и эмалированная посуда.

«Стоит только раз после приготовления пищи залить такую посуду холодной водой, как на поверхности эмали начнутся необратимые разрушения, – поясняет учительница биологии Надежда Мокеева. И с улыбкой добавляет, что сама твердо решила убрать с кухни эмалированные кастрюльки.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НАНО…

Есть у «кухонного» проекта другой полезный результат. «Год назад Таня с Катей еще решали, куда пойти учиться, на экономфак, на юрфак, – вспоминает учительница. – А потом вплотную занялись исследованиями, поработали с наномикроскопом – и твердо сделали выбор в пользу биологии и химии».

Верный выбор профессии, раскрытие талантов – это, собственно, и есть то главное, ради чего начат проект.

«Одно дело – рассказывать детям, что наступил век нанотехнологий, – говорит директор лицея Татьяна Петрова. – И совсем другое – дать им возможность потрогать самую современную технику, поработать с ней. Для кого-то такая работа станет первым шагом в большую науку. Уже есть договоренность привлекать лицеистов в исследовательские группы вузов, в частности ЧГУ. Конечно, в ученые пойдут не все. Но при нынешнем развитии нанотехнологий будущим врачам, инженерам опыт школьных экспериментов тоже пригодится».

Екатерина Казнина

http://sovch.chuvashia.com/?…



nikst аватар

Всё начинается со школы… И это – хорошее дело – привлекать школьников к занятиям наукой, пробуждать в них интерес к исследованиям, к раскрытию тайн природы. Но одно дело – рассказывать детям, что наступил век нанотехнологий и совсем другое – дать им возможность потрогать самую современную технику, поработать с ней.

  • И в этом наглядно убеждает пример ребят из чебоксарского лицея № 2. Между прочим, пример, достойный подражания!..

Другой достойной инициативой в данной области является чтение курса научно-популярных лекций по нанотехнологиям для школьников, организованное под эгидой РОСНАНО.

  • В добрый час и новых успехов!..
nikst аватар

В Пензенской области будет организована летняя школа «Лиги школ» РОСНАНО

Летняя школа «Лиги школ» РОСНАНО будет организована в Пензенской области в 2011 году. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства – начальник Управления инновационной политики Пензенской области Юрий Кривов в ходе пресс-конференции в четверг, 20 января

.

По его словам, проект будет реализован совместно с Российской корпорацией нанотехнологий. Ожидается, что в Пензу приедут ребята из нескольких субъектов РФ, где наиболее активно осуществляется работа в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры.

  • Летняя школа позволит талантливым молодым людям из разных регионов пообщаться на интересные темы, совместно поработать над созданием проектов в области естественных наук, познакомиться с особенностями формирования инновационной среды в разных образовательных учреждениях.

Лига школ Роснано создается как сетевая организация, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования.

  • Объединяя, с одной стороны, учреждения школьного образования, учёных и преподавателей вузов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их деятельность для достижения основной цели.

Эксперты отобрали 20 школ из Белгородской области, Санкт-Петербурга, Пензы, Башкирии, Ульяновской области, Чебоксар, Красноярского края, Свердловской области, Новосибирска и Москвы.

  • В школах, вошедших в Лигу, образовательные программы будут пересмотрены с учетом ориентации на формирование нового поколения кадров в сфере нанотехнологий. Основой образования станут творческие способности ученика и его умение работать в исследовательской команде.

После окончания школы ребята будут иметь системное представление о том, что такое современные высокие технологии и как функционирует научный мир. Кроме того, ученики получат представление о современном предпринимательстве, что позволит им уверенно ориентироваться в современной инновационной экономике.

http://www.obl.penza.net/…012011al1346