США: Новый стратегический план в рамках Национальной НТ инициативы
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Новый стратегический план в рамках Национальной НТ инициативы
В США специалистами ряда (профильных) комитетов и ведомств подготовлен новый стратегический план работ в рамках общенациональной программы развития НТ – National Nanotechnology Initiative. В новом документе (его объём – 1.5 MB/PDF) рассматриваются цели, задачи и приоритеты ННИ под единым углом зрения: обеспечить получение США всё более высокой экономической выгоды и повышение качества жизни её населения, при этом США в перспективе должны по-прежнему оставаться «глобальным лидером» в области развития нанотехнологии (речь идёт в первую очередь о сфере НИОКР).
Clayton Teague
Согласно заявлению руководителя Бюро координации работ в области НТ (National Nanotechnology Coordination Office – NNCO) Клейтона Тига (Clayton Teague), периодическая ревизия Стратегического плана работ ННИ является обязательной, с учётом динамического развития самого «объекта». Принятый в 2003 году специальный закон (21st Century Nanotechnology Research and Development Act) предусматривал подобный пересмотр Стратегического плана каждые три года. Только что опубликованный план дополняет и заменяет предыдущий план 2004 года.
Этот стратегический план представляет собой общий обзор ННИ для общественности и поможет достичь единого видения её задач и целей, он послужит своеобразным руководством для руководителей ведомств, программ и исследовательского сообщества для лучшей ориентации в сфере нанотехнологической деятельности (инвестиции, области работ и т.п.), – заявил он.
Он отметил, что этот новый план был согласован с 25 участвующими в реализации программ ННИ ведомствами в части целей и приоритетов ННИ и что он обеспечивает некие рамки, в пределах которых каждое из этих ведомств будет выполнять свои функции и задачи (по развитию НТ). Он послужит также инструментом по обеспечению координации работ в целом. В плане определяются главные цели и пути (виды деятельности), ведущие к достижению этих целей.
В плане определяются также главные сферы деятельности (program component areas – PCAs), «субъекты финансирования» для достижения успеха программы. И, наконец, в плане выделяются ряд наиболее перспективных областей применения, которые будут пересекаться с этими «программными компонентами» и тем самым увязываться со сферами деятельности (компетентностями), целями и задачами участвующих в реализации программы ведомств.
Д-р Тиг отметил, что целый ряд рекомендаций по внесению корректив поступил от экспертов из Консультативного совета по вопросам науки и техники при президенте США, из экспертных советов при академиях наук, от научно-технической общественности – экспертов, работающих в различных академических, правительственных и промышленных организациях. Для этого в рамках деятельности по реализации ННИ были проведены многочисленные семинары и конференции.
Эти рекомендации касались как вопросов управления программой, так и вопросов применения продуктов НТ, общественных проблем и проблем безопасности, стратегий экономического развития и т.п.
При анализе основных элементов текущего стратегического плана было выявлено, что многие аспекты его до сих пор актуальны и действительны. Однако был сделан ряд модификаций, отражающих как прогресс, достигнутый во многих областях с 2004 года, так и необходимость уточнения и прояснения ряда моментов, в частности, была подчёркнута важность прогресса в различных областях НТ для страны и её граждан.
В частности раздел «Общественные элементы программ» был разбит на два «элемента» – соответственно с уточнением их целевой ориентации: один касался проблем экологии и безопасности для здоровья человека (Environment, Health and Safety), другой – проблем образования и других общественных целей (Education and Societal Dimensions). Это, кстати, соответствует новым рекомендациям по бюджетной отчётности.
Второй главный блок изменений текущего стратегического плана касался новых перспективных областей применений и возможностей НТ, которые могут оказать значительное воздействие как на само общество, так и на существующую структуру отраслей промышленности и т.п.
Комментируя достижения ННИ и роста самой «отрасли», д-р Тиг отметил, что хотя обе они «ещё очень юны», тем не менее в данной сфере достигнут уже существенный прогресс.
В качестве доказательства он упомянул, что в этой категории (НТ) было получено более 4.800 патентов, многие из которых явились результатом НИОКР, профинансированных в рамках программы ННИ.
Программа ННИ создала в стране благоприятную среду для НИОКР в области НТ, – сказал он, указав при этом, что в рамках ННИ с самого начала осуществлялась постоянная поддержка 70 НИИ в разных сферах деятельности. В результате этого было достигнуто как хорошее понимание существа вопросов в научной среде, так и создана широкая сеть научно-исследовательских учреждений.
С учётом этого прогресса, – отметил он, – необходимо воспользоваться всеми теми возможностями, которые даёт непрерывный прогресс НИОКР. Следует ещё больше понизить барьеры на пути создания и распространения нововведений. Требуется всё больше исследователей, преподавателей и техников, обладающих новыми знаниями, умениями и навыками. Кроме того, дальнейшее развитие нанотехнологии требует особого уровня ответственности.
ННИ – это общенациональная программа, принятая в 2001 году для координации работ в области развития нанотехнологий. Она обеспечивает вИдение долгосрочных возможностей и выгод НТ. Выступая как единый (универсальный) инструмент по обеспечению связи, кооперации и сотрудничества для всех участвующих в её реализации федеральных ведомств, ННИ объединяет и координирует их усилия и задачи в достижении намеченных целей. Она создаёт рамки для единой программы работ в данной области, устанавливая цели, приоритеты, и стратегии и намечая пути для каждого из ведомств с целью их ориентации на уровни ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
National Nanotechnology Initiative Releases New Strategic Plan
http://www.nanotech-now.com/news.cgi?…
http://www.nano.gov/…ic_Plan.html
Ну вот какие «бяки» американцы: подложили снова такую грандиозную «свинью» нашим чиновниками и научным «администраторам»!.. Вместо того, чтобы безмятежно нежиться на пляжах Канар, Мальдив и тренироваться на снежных склонах Сочи и Куршавеля, они теперь должны будут бросить «это всё» и с зубовным скрежетом и мокрыми загривками в ударном порядке разрабатывать «свой ответ Чемберлену». Ведь (скажем в скобках) у американцев-то программа – худо-бедно – работает уже 7–8 год, а нашего-то «аналога» никто ещё так и не видал… Она, вроде бы, где-то разрабатывается, наверняка проходят совещания «заинтересованных сторон», кто-то где-то пыхтит, сочиняя повестку дня очередного совещания, проекты решений и т.п. Но наш «воз»-то пока ещё так и не двинулся, несмотря на… Ну, это долго перечислять. Все-то (наивные люди) думают, что раз – по прямому указанию Президента – выделены огромные деньги (представляю глубину душевных мук тов. Кудрина А.Л.!), наконец-то создана соответствующая Госкорпорация (привет тов. Меламеду Л.Б.!), то за чем дело стало? Поплюй на ладони, засучи рукава и вперёд!.. Ан, нет. Ишь ты, какой прыткий… Знать, не читал в детстве классической литературы («Коридоры власти» Чарльза Сноу, труды тов. Сирила Норткота Паркинсона и др.). «Колёса» и «шестерёнки» бюрократии живут и вращаются по своим законам и их незнание/несоблюдение не приведёт ни к чему хорошему. В общем, как говорил поэт, «читайте, завидуйте» и «делайте как мы, быстрее, выше, дальше…», но всё-таки (хоть что-то) делайте… А то, как говорится в другом анекдоте, «будет как вчера»… ;-)))
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Как вы заметили, NNI «крутится» с 2001 года, если считать с момента выступления Дж. Буша в Сенате США. Хочу отметить, что первый стратегический план в рамках NNI был разработан лишь в сентябре 2003, а принят на вооружение – в 2004 году. Т. е. с момента выступления Дж. Буша до момента принятия первого стратегического плана прошло примерно три года. Так что у нашего «воза» еще в запасе почти два с половиной года, если за начало отсчета взять момент послания В. Путина СФ и равняться, как вы предлагаете, на американцев. Другой вопрос, хотим ли мы равняться на американцев, и, что, пожалуй, важнее – можем ли? Также не совсем понятно, а в чем, собственно, заключается «свинья»? Ну опубликовали свой стратегический план – молодцы, порадуемся за них. А дальше можем занять две позиции: возьмем себе в качестве примера для подражания и поступим в соответствии со старым корейским принципом – «возьмем самое хорошее и попробуем сделать еще лучше», либо встанем в позу и будем без устали повторять «а вот у них уже, а у нас – никогда!» Что самое интересное, ответа на главный вопрос – «а стоит ли, собственно, игра свеч?» не могут дать и американцы, кстати, начавшие заниматься нанотехнологиями на государственном уровне гораздо позже японцев. На сайте NNI можно найти ссылку на интересный документ – программы исследований американского DoD в области нанотехнологий. Естественно, темы исследований сформулированы в самых общих чертых, но из того, что сформулировано, ясно, что сравнение NNI с «Манхэттенским проектом» мягко говоря, не совсем корректно. Достаточно сравнить открытые данные DoD с рассекреченными документами, касающимися атомной программы США или СССР. В документах 40–50-х годов пишется об источниках энергии, на порядки превосходящих по мощности существовавшие на тот момент. Ничего подобного в публикация о нанотехнологиях мы не найдем (не обязательно про источники энергии – с помощью нанопроводников, например, обещают всего лишь создание новых ВТСП, а вот если бы удалось создать КТСП – вспомним Нобелевскую лекцию В. Л. Гинзбурга 2003 года – вот это была бы революция! imho). В то же время, надо же оправдать как-то астрономические расходы, поэтому и сравнивают нанотехнологические программы с проектам освоения космоса и т. п. Начал это (у нас в стране, за рубежом, полагаю, это было сделано несколько раньше), насколько я понимаю, М. Ковальчук, и если бы не он, мы бы не увидели ни Федеральной программы развития нанотехнологий, ни программы 2015, ни «Роснанотеха». Наконец, по поводу «Роснанотеха». Создается ощущение, что в обществе присутствует мнение, будто бы «Роснанотех» – это наше все. А это, мягко говоря, не так. Вот вы обратили внимание на то, какую статистику опубликовали они на сайте перед 25 декабря? Интересно, сколько из заявленных 11% производственных/НИОКР-проектов реально являются нанотехнологическими, а не микротехнологическими (пока в «Роснанотехе» еще сами не определились, что считать нанотехнологиями, а что – нет, туда идут со своими проектами все, кому не лень, и, наверное, правильно делает)?. Подозреваю, что не больше 1%. Впрочем, пусть бы и микротехнологические проекты, перспективные с точки зрения коммерческой выгоды, но почему так мало – всего 11%? Потому что те, кто может и умеет что-то делать и извлекать из этого выгоду, делает это без помощи государства или «Роснанотеха», так как им попросту не доверяет. В результате вполне может сложиться ситуация, когда тот же «Роснанотех» будет финансировать НИР в России, а производство будет заказывать за рубежом…
Да я полностью с Вами согласен: Не нужно нам (слепо) копировать ни американцев, ни кого бы то ни было ещё! Но, во-первых, метод сравнения очень ценен сам по себе (нужно делать своё дело, но постоянно «косить глазом», наблюдая, что делается у «соседа»).
С другой стороны, а как ещё иначе можно побудить этого «спящего мамонта» к активным действиям? Ведь парадокс: огромные средства, выделенные на развитие НТ, они опять «заложили» в банки! Можно сказать – заморозили… «На местах» же люди не могут начать работу без этих денег – все сверстали более-менее «системную» программу, наметили возможные цели, приготовились закупить необходимое оборудование, начать строительство и т.д. А без денег – на эти цели – «как без воды – и не туды и не сюды». Понятно, что, имея свои ресурсы, можно развивать свои собственные программы НИОКР – в данной области (что и показала недавняя выставка, проведённая Росатомом – http://www.nanonewsnet.ru/…h-2007%C2%BB). Ну, так они всегда были «богатенькими Буратино», всегда работали на перспективу, но сколько у нас таких богатых?…
Понятно, что и Роснанотех – не панацея. Вон, в последнем интервью Андрей Клепач (http://www.nanonewsnet.ru/…hem-koliches) говорит, что и при благоприятных условиях (то есть ГК РНТ уже начала бы работать), объём средств, выделяемых на НИОКР, составит всего около 1,2%, что явно мало для того, чтобы стране претендовать на звание «инновационной»… Но ведь и «замораживать» такие огромные средства – тоже весьма накладно, даже для такой «богатой» страны, как Россия!
Теперь они в ускоренном темпе сочиняют ПРОГРАММУ работ, чтобы хотя бы знать КУДА идти, на ЧТО ориентироваться… И вот очень хотелось бы, чтобы этот «мёртвый сезон» кончился бы поскорее…