Стратегию инновационного развития до 2020 года критикуют эксперты
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Эксперты раскритиковали Стратегию инновационного развития России до 2020 года
Стремление Кремля поставить Россию на инновационный путь развития обрело форму документа. Подготовленная Минэкономразвития Стратегия инновационного развития до 2020 года предполагает, что через десять лет страна сможет претендовать на 10% мирового рынка интеллектуальных услуг, а доля инновационного сектора в ВВП вырастет до 20%. Эксперты настроены скептично: пока чиновники не научатся разумно тратить бюджет и не откажутся от лоббирования псевдонаучных интересов, Россия будет развиваться лишь инерционно
Владимир Гутенев
В 2005 году были приняты Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций до 2015 года. В продолжение темы Минэкономразвития представило проект Стратегии инновационного развития до 2020 года. В министерстве подсчитали, что при переходе на инновационную социально ориентированную модель развития к 2020 году Россия займет 5—10% рынка высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям и в два раза повысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17—20%).
- По версии министерства, у России впереди три варианта инновационного будущего. Первый — инерционное импортоориентированное технологическое развитие. Согласно ему все внимание должно быть направлено на поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на технологический прогресс. Инновационная политика должна проводиться через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также организационное содействие.
Однако такой вариант с большой вероятностью ведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы. Поэтому второй вариант — «догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность» — ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на точечное стимулирование отечественных разработок.
- Для России этот вариант означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации. Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов считает, что для России вполне подойдет второй рецепт. Однако в таком случае «русские особенности» могут сыграть дурную шутку.
«Есть опасности, связанные с выбором технологий и приоритетов, — переживает г-н Девятов. — Всегда найдутся те или иные группировки, лоббирующие свои интересы, находящиеся в псевдонаучной плоскости. Нужны независимые эксперты, а таковых найти почти невозможно».
Вариант номер три наиболее амбициозен, а поэтому и наименее реалистичен. В теории он предполагает достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Это потребует значительных усилий государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, концентрации на прорывных научно-технологических направлениях.
«Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других», — оптимистично заявляют авторы проекта стратегии. Однако признают: этот путь хоть и является наиболее привлекательным, но его реализация требует огромных затрат.
Алексей Девятов
«На такой путь у нас недостаточно денег, — согласен г-н Девятов. — Он предусматривает создание мощной исследовательской базы, которой у нас нет. То, что осталось от СССР, уже сильно устарело». По мнению экономиста, чтобы выйти на инновационный путь, нужно также научиться платить научным сотрудникам конкурентоспособные зарплаты.
«Однако даже если их будут платить — не очевидно, что уехавшие за рубеж ученые вернутся. Вера в достойную жизнь в России у них мала. Взять хотя бы недавний случай с Геймом и Новоселовым, которые отказались возвращаться», — сетует он.
Член комиссии Общественной палаты по науке и инновациям Владимир Гутенев солидарен: такой сценарий не только чрезвычайно рискованный, но и труднореализуемый.
«Он может быть воплощен лишь тогда, когда мы добьемся высокой эффективности траты бюджетных ресурсов», — считает он.
Между тем для России как страны «специфической» ни один из предложенных вариантов по всем параметрам не подойдет.
«В современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала», — говорится в тексте проекта документа.
«За основу можно взять второй вариант с адаптацией к нашим условиям», — предполагает г-н Гутенев. Эксперт считает, что необходимо использовать уже имеющиеся в стране заделы, а существенные бюджетные средства привлекать под очень строгим контролем. Кроме того, потребуется помощь бизнес-сообщества, которое будет играть роль не только партнера, но и контролирующей структуры. Важно выбирать те направления, которые имеют значительный экспортный потенциал, считает он. В частности, энергетическое машиностроение, ОПК, авиационное строительство, судостроение.
«Пока что путь России в большей степени можно назвать инерционным», — скептичен г-н Девятов.
Анастасия Литвинова
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
«Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других», — оптимистично заявляют авторы проекта стратегии. Однако признают: этот путь хоть и является наиболее привлекательным, но его реализация требует огромных затрат.
Так что надо уж сначала разобраться, чего же мы на самом деле хотим. И насколько сильно мы этого хотим. А уж потом и принимать соответствующие решения…
Стратегия-2020 инновационного развития РФ полнее своей предшественницы
МОСКВА, 11 янв – Проект стратегии инновационного развития России до 2020 года, опубликованный Минэкономразвития РФ, отражает произошедшие за последние два года изменения в понимании развития инноваций в России и гораздо шире и полнее прежней подобной стратегии, разработанной в 2006 году, отметил во вторник в беседе с РИА Новости заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Юрий Симачев
В поисках инновационных стимулов
По его словам, в 2009–2010 годах, не в последнюю очередь благодаря мировому финансовому кризису, стало ясно, насколько российская экономика уязвима из-за своей низкой конкурентоспособности, и поэтому реализация инновационной политики является императивом с точки зрения развития страны.
Стало ясно, что существенные резервы для инновационного развития экономики находятся в инновационном развитии крупных госкомпаний. Кроме того, появилось осознание того, что существенный инновационный потенциал связан с госзакупками – если государство принимает меры по расширению инновационных требований в рамках закупок для своих нужд, то преференции получают компании, осуществляющие собственную модернизацию.
С 2009 года произошел переход к активному, поисковому этапу формирования инновационной политики.
Уход от универсальности
По словам эксперта, есть два принципиальных отличия новой стратегии от своей предшественницы. Первая особенность стратегии-2020 заключается в наличии в ней отдельных блоков, каждый из которых может работать сам по себе.
Есть, наконец, еще один важный блок – «Инновационное государство».
В реальности ситуация в высокотехнологичных отраслях различна: например, рынок биотехнологической продукции характеризуется одними условиями своей поддержки, регулирования, интеллектуальной защиты, тогда как на рынке информационных технологий существуют совсем другие условия создания рабочих мест, другие сроки окупаемости и выхода на внешние рынки.
Новой стратегии – эффективный мониторинг
Инновационная стратегия-2020 не противоречит предыдущей, но является более жесткой по требованиям, по срокам, она более развернутая по инструментарию, предлагает ряд новых направлений, сказал Симачев. По его словам, статус новой стратегии более высокий, и есть шансы, что она систематизирует все созданные ранее наработки.
http://www.rian.ru/…0475456.html
Проблемы формирования национальной инновационной системы и развитие института интеллектуальной собственности
Бекетов Н.В. д.э.н., профессор, директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского государственного университета
Инновационные процессы в экономике и обществе тесно переплетены с функционированием института интеллектуальной собственности (ИС). Значительная часть инноваций представляет собой практическое использование прав на ИС, созданную и приобретённую хозяйствующим субъектом. Многие нововведения базируются на охраноспособных результатах интеллектуальной деятельности, модифицируемых в утилитарных целях.
Последние десятилетия характеризуются резким ростом интенсивности инновационных процессов в ведущих странах мира, превращением технологических инноваций в главный фактор экономического роста и социального развития. Этот феномен находит отражение в концепции национальной инновационной системы (НИС) (1), т.е. системы отношений между элементами национального экономического комплекса, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим использованием инноваций. Параллельно с формированием НИС в промышленно развитых странах наблюдается резкое увеличение масштабов регистрации и оборота интеллектуальной собственности. Это вполне закономерно, поскольку механизмы ИС структурно пронизывают инновационную систему на всех уровнях.
Широта спектра объектов ИС и связанных с ними отношений существенно обогащает палитру инновационных взаимодействий и насыщает инновационное пространство новыми узлами концентрации инновационного потенциала. Законодательно закреплённые общенациональные комплексы охраны прав ИС выступают в качестве важнейшего системообразующего каркаса НИС. Многолетние традиции международной кооперации в области НИС позволяют более эффективно налаживать взаимодействие НИС разных стран.
В результате формируются относительно обособленные рынки интеллектуального продукта, характеризующиеся собственными закономерностями формирования и развития и во многом детерминирующими структуру НИС. Из всего сказанного вытекает, что в условиях НИС влияние института ИС на динамику инновационных процессов не только многократно возрастает, но и приобретает качественно новые аспекты.
В инновационной экономике ИС входит в число базовых информационных носителей систематических инновационных взаимосвязей. Как следствие, практически каждый товар или услуга, производимые в странах-лидерах мировой экономики, содержат в своей цене и потребительских свойствах составляющую, приходящуюся на ИС.
Второй существенно предпосылкой формирования НИС предстают инновационные интересы. Динамика института ИС ярко отражает генезис инновационных интересов в ходе взаимодействия двух составляющих – стремления к улучшению социально-экономического статуса за счёт инноваций и тяги к новизне, разнообразию. Объекты ИС выступают и как всё более значимый элемент экономических активов, и как индикатор достижений научно-познавательной и научно-технической деятельности.
По мере становления НИС, с одной стороны, расширение объёма прав ИС выделяется в самостоятельный мотив деятельности хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, цели в области ИС всё теснее переплетаются с экономическими интересами, а также мотивами безопасности и стабильности. В инновационной экономике высокотехнологичные фирмы рассматривают политику в области ИС уже не как некоторую побочную сферу, а как неотъемлемый элемент общей стратегии. При ведении экономической разведки на первое место ставятся возможности создания конкурентами потенциальных объектов ИС.
По мере совершенствования НИС потоки инновационного обмена трансформируются в общенациональные механизмы трансфера технологий, а передача прав ИС становится одной из его доминирующих форм. Инновационные интересы на различных уровнях реализуются через комплексный феномен инновационного менеджмента, который практически невозможно представить без эффективного управления ИС. Инновационные ценности находят практическое воплощение в инновационных стратегиях фирм, регионов, государства и т.д., при этом портфель прав ИС рассматривается не только сквозь призму узко коммерческих интересов, но и как имеющий самостоятельную ценность.
Отношения по поводу ИС предстают как первостепенный элемент кооперационных взаимосвязей различной степени глубины, наблюдаемых в инновационном комплексе.
Простейшие формы инновационной кооперации в сфере ИС – разовые двусторонние сделки с правами ИС, иски о нарушении прав ИС и возмещении нанесённого ущерба, оказание услуг, связанных с трансфером ИС, и т.п. Уже на этом уровне проявляются возможности ИС, как катализатора системообразования. В самом деле, продавец прав ИС, как правило, не теряет знания о соответствующем объекте, а, следовательно, имеет потенциал для дальнейшей кооперации. Более того, многие лицензионные соглашения очерчивают возможности использования объектов сделки третьими сторонами и, таким образом, косвенно придают взаимодействию многосторонний характер. Инновационная кооперация продвинутого уровня – объединение ресурсов, проведение совместных исследований и разработок, договоры субподряда и т.д. детерминирует и усложнение комплекса отношений в сфере ИС.
Посредством механизмов ИС реализуются и наиболее глубокие формы инновационной интеграции. В частности, получили распространение такие формы патентно-лицензионной кооперации фирм, как патентные пулы и альянсы, система перекрёстного лицензирования и т.п.
Для индивидуумов и организаций наличие тех или иных прав института ИС (авторские права, патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.) становится действенным инструментом собственного позиционирования в НИС. Кроме того, для хозяйствующих субъектов сфера НИС превращается в значимую область как внешних, так и внутренних инновационных взаимодействий.
Центральное направление интеграции института ИС в НИС – совершенствование патентно-лицензионных механизмов в отношении максимально возможного сближения процессов создания и практического использования нововведения, обеспечивающего их рациональную селекцию, сокращение длительности научно-инновационного цикла. При этом следует особо упомянуть о таком первоисточнике нововведений, как фундаментальная наука.
Фундаментальные научные исследования – неотъемлемый элемент НИС, т.к. они обеспечивают перспективное развитие инновационных процессов. Могут ли механизмы ИС содействовать полноценной интеграции науки в инновационный комплекс? Безусловно, большинство результатов фундаментальных исследований представляют собой общественное достояние и не являются охраноспособными в контексте современных отношений ИС. Тем не менее, на поставленный вопрос мы ответили бы утвердительно, опираясь на следующие аргументы.
Строгое соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности в отношении учёных и организаций фундаментальной науки, а также его необходимая корректировка способствуют не только притоку ресурсов в сферу фундаментальных исследований, повышению социального статуса научной деятельности, но и пониманию долговременных закономерностей процессов генезиса промышленной собственности. Это, в свою очередь, позволит выработать рациональную стратегию регулирования инновационных процессов, направленную на устойчивое функционирование НИС.
Развитие отношений ИС не только углубляет инновационную интеграцию, но и существенно расширяет спектр структур, образующих НИС. Уже само разнообразие способов охраны ИС является одним из факторов дифференциации в инновационной сфере. В процессе перехода к инновационной экономике феномен ИС вносит вклад в обогащение палитры видов инновационной деятельности и соответствующих организационно-институциональных формирований по следующим направлениям:
Институт ИС открывает широкие перспективы для интеграции в НИС малого и среднего бизнеса. Малые фирмы, не располагая мощными ресурсами для конкуренции в традиционных массовых производствах, способны, в то же время, преуспеть в создании уникальной интеллектуальной продукции с последующей эффективной реализацией прав на неё. Кроме того, растущий рынок услуг в области ИС также представляет собой бескрайнее инновационное поле для малых структур.
Ещё одна немаловажная функция института ИС в НИС – расширение границ последней. Посредством отношений объектов сферы ИС возможна интеграция в НИС хозяйственных структур, традиционно не ориентированных на систематическую инновационную деятельность. Например, коммерческий банк может быть вовлечён в инновационные процессы, предоставляя высокотехническим фирмам кредиты под право на объекты ИС. Экономическая сущность функционирования НИС, как и любой хозяйственной системы, состоит в целенаправленном преобразовании ресурсных потоков. Постоянное вовлечение объектов ИС в хозяйственный оборот сопровождает поступательную динамику НИС и способствует интеграции инновационной сферы в ресурсном разрезе.
Весьма существенна роль института ИС в формировании финансовой базы НИС. Она детерминируется, прежде всего, возможностями возмещения и капитализации инновационных затрат путём реализации объектов ИС, продажи прав ИС без их отчуждения, периодических долгосрочных поступлений, предусматриваемых лицензионными соглашениями и т.п. В настоящее время права ИС могут составлять до половины финансовых активов высокотехнологичных фирм. Они являются ведущим фактором высокого уровня капитализации инновационных формирований (превышение рыночной стоимости над стоимостью материальных активов). Зачастую портфель прав ИС играет для субъектов НИС роль стабилизатора, амортизирующего неблагоприятные циклические колебания общеэкономической конъюнктуры. На общегосударственном уровне совокупная стоимость объектов ИС позволяет оценить масштабы интеллектуальной продукции и её место в структуре национального богатства, динамику национального инновационного потенциала и эффективность его использования.
Очевиден высокий удельный вес, который составляет объекты ИС в информационных ресурсах НИС (2)Специфика большинства видов ИС позволяет рассматривать их как органичную составляющую общенационального инновационно-информационного ресурса с адекватными условиями доступа. Современные информационные технологии, телекоммуникационные системы не только обеспечивают оперативное получение патентной и другой информации, связанной с ИС, но и позволяют включать данные об имеющейся ИС непосредственно в компьютерные алгоритмы различных видов инновационной деятельности (исследования, проектирование, маркетинг и т.д.).
Полное представление о свойствах и закономерностях НИС можно получить, лишь дополнив статистический анализ элементов и взаимосвязей инновационного комплекса исследованием динамических, воспроизводственных аспектов его функционирования. В данном случае корреляция между инновационными процессами и отношениями объектов ИС предстаёт на качественно новом уровне. С одной стороны, масштабы и содержание оборота ИС выступают как один из важнейших критериев достижения НИС определённой степени зрелости, перехода к следующей стадии развития. С другой стороны, институт ИС приобретает функции инструмента саморегуляции НИС, поддержания её устойчивости по отношению к деструктивным воздействиям.
В то же время институт ИС способствует систематическому совершенствованию инновационных отношений. Один из источников подобного обновления – правоприменительная практика в сфере ИС. В развитой НИС создание и трансфер ИС воспроизводятся не обособленно, а во всё более тесном переплетении с другими типами инновационно-хозяйственных отношений, в частности, с лизингом, франчайзингом и т.п.
Для нынешней российской действительности особо актуален вопрос о роли института ИС в первоначальном запуске механизмов НИС (4).
При этом следует учитывать возможность саморазвития сферы ИС, когда даже незначительный прогресс в отдельных звеньях инновационного комплекса способен вызвать радикальные изменения в общем режиме его функционирования. Значение феномена ИС трансформации разрозненных очагов инновационной активности в НИС можно проследить по следующим основным направлениям:
Поскольку экономические агенты вовлечены в инновационные взаимодействия далеко не в одинаковой степени, НИС оказывается погруженной в среду традиционных технологий и вступает с ней в различного рода двусторонние взаимосвязи, которые непосредственно затрагивают и сферу ИС. Направления и результативность воздействия института ИС на формирование и функционирование НИС напрямую зависят от таких параметров внешней экономической среды, как функционирующая в стране экономическая модель, общая культура товарно-денежных отношений, стабильность кредитно-финансовых институтов, распределение собственности, уровень дифференциации доходов, степень монополизации рынков, соотношение между частным и акционерным капиталом. Например, при высоких темпах инфляции значении ИС как экономического актива падает, что приводит к смещению приоритетов в НИС. И, напротив, отлаженные механизмы ИС способны стать своего рода транслятором в общеэкономическое пространство инновационных отношений, в частности, конструктивного подхода к разрешению конфликтов, перехода от иерархической ориентации к диалоговому взаимодействию и сетевым структурам. Кроме того, борьба с недобросовестной конкуренцией представляет собой одну из неотъемлемых составляющих института ИС.
Взаимодействия в сфере ИС оказывают существенное влияние не только на структурно-организационную, но и на национально-консолидирующую сторону строительства НИС. Указанный аспект проявляется и в относительно узких областях (например, отражение национальной специфики, использование общенациональных символов в товарных знаках), и в объединении усилий инноваторов на общегосударственном уровне. Базируясь на индивидуальных мотивах и интересах инновационных субъектов, механизмы ИС одновременно материализуют их вклад в совокупный инновационный и социально-экономический потенциал нации. Эффективная защита прав ИС, рассматриваемая в качестве общенационального приоритета и основанная на реально функционирующих законодательно-правовых механизмах, в значительной степени предопределяет развитие НИС.
Необходимо подчеркнуть значение механизмов ИС для интеграции в НИС отраслевых и региональных инновационных подсистем. В первом случае ведущую роль играет межотраслевое распространение научно-технических достижений через каналы патентной информации и соответствующий механизм трансфера, во втором – единство правовой базы отношений ИС на всей территории страны. Полноценные инновационные взаимодействия регионов невозможны без обеспечения их равного доступа к системам патентной информации, а также к инфраструктуре, оказывающей услуги в области регистрации и оборота объектов ИС. Существенной предпосылкой усиления инновационных потенциалов территорий как ресурса НИС представляется закрепление за региональными структурами прав на объекты ИС, созданные за счёт финансирования из региональных бюджетов.
Роль ИС в процессе взаимодействия НИС разных стран представляет собой тему отдельного исследования. Здесь для краткости подчеркнём лишь несколько моментов.
Итак, мы затронули влияние института ИС на отдельные аспекты создания и функционирования НИС. В обобщённом виде взаимосвязь процессов развития НИС и совершенствования института ИС можно охарактеризовать тремя обстоятельствами.
Например, острота проблемы «утечки умов» может быть значительно снижена путём повышения статуса и уровня доходов специалистов, владеющих правами ИС; вовлечения научных кадров в международную кооперацию вследствие поддержки зарубежного патентования; закрепления за страной-донором прав на объекты ИС, создаваемые в ходе работы сотрудников национальных организаций за рубежом, и т.п.
Институт ИС способен оказывать как позитивное, так и негативное влияние на функционирование НИС.
Деструктивные угрозы могут воплотиться в реальность, главным образом, в следующих случаях:
Указанные возможности развития инновационных процессов должны учитываться в ходе выработки и реализации политики регулирования отношений ИС.
Те или иные аспекты, связанные с отношениями ИС, присутствуют и при административных, и при финансово-экономических воздействиях государственных структур. Интересы в области ИС затрагиваются как мерами фрагментарного и адресного государственного регулирования, так и общегосударственной политикой, касающейся национальной научно-инновационной системы в целом. Институт ИС интегративно вплетается не только во внутреннюю, но и в международную научно- технологическую стратегию.
В ходе реформирования НИС прослеживается и обратная тенденция – шаги государства по стимулированию научно-инновационного развития, так или иначе, интенсифицируют генерацию и оборот объектов ИС. Так, выполнение финансируемых государством НИОКР во многих случаях сопровождаются появлением новых объектов ИС. Содействуя распространению передовых технологий, государственные структуры в то же время способствуют росту масштабов трансфера ИС. Развивая научно-инновационную структуру, государство тем самым облегчает участникам инновационной деятельности доступ к информации об интеллектуальной собственности, продажу и приобретение определённых прав на неё, кооперацию в области ИС.
Одновременно и государство проявляет всё большую заинтересованность в регулярном мониторинге экономического оборота объектов ИС. Например, государственные структуры промышленно развитых стран прилагают значительные усилия по более полному отражению в бухгалтерском учёте и статистической отчётности интеллектуальных ресурсов фирм (в частности, в виде нематериальных активов) и их движения.
Даже самое совершенное законодательство малоэффективно при отсутствии механизмов реальной защиты прав ИС. Формирование НИС сопровождается резким ростом количества исков и судебных разбирательств, связанных с нарушением прав ИС. Кроме того, прогресс техники и технологий делает практически нереальным рассмотрение большинства подобных дел судами общей юрисдикции, что вынуждает государство к созданию специализированных органов, в частности, патентных судов. Если в условиях дисперсного научно-инновационного развития права и интересы в области ИС защищаются, как правило, обособленно, то в инновационной экономике отношения по поводу объектов ИС тесно, зачастую неразрывно, переплетены с другими формами собственности, сделок, обязательств и т.п.
Оборот объектов ИС традиционно поддерживается государственной регистрацией прав на объекты ИС и сделок с ними. Однако, рассматривая обеспечение оборота ИС в рамках НИС, следует учитывать следующие обстоятельства.
Создание НИС наполняет новым содержанием и информационную деятельность государственных структур в сфере ИС. Функции государства теперь не ограничиваются лишь публикацией патентов и другой информации, касающейся ИС. Оно призвано органично встроить патентные данные в общий оборот научно-технической информации, обеспечить оперативное поступление патентной информации к потенциальным пользователям, её эффективную первичную обработку, циркулирование в генеральных и специализированных электронно-коммуникационных сетях. Многократно увеличивается набор услуг, оказываемых государственными формированиями потребителям патентной информации на бесплатной, льготной или коммерческой основе, в частности, за счёт проведения заказных патентных исследований. Важным направлением государственных мер развития НИС становится распространение в обществе культуры рационального обращения с интеллектуальным потенциалом.
Далее рассмотрим основные парадигмы деятельности государственных структур по регулированию формирования и функционирования НИС, используя категории и терминологический аппарат института интеллектуальной собственности. На первое место, безусловно, выдвигается парадигма концентрации и распределения ресурсов между элементами НИС (6).
Аккумулирование части объектов ИС в руках государства представляется рациональным инструментом ресурсной поддержки НИС.
Помимо этого, приобретая в собственность объекты ИС с перспективой коммерциализации в общенациональном масштабе, государство получает возможность оптимально распределять бюджетные средства на инновационное развитие между стадиями научно-инновационного цикла. В ряде случаев сосредоточение в государственных структурах определённого числа объектов ИС выступает как необходимое условие аккумулирования критической массы ресурсов, требующихся для реализации масштабных инновационных проектов и программ стратегического значения.
Касаясь парадигмы определения перспектив развития НИС, прежде всего, отметим широкие возможности, которые представляют базы данных патентной информации для осуществляемого государственными структурами прогнозирования научно-инновационной системы. Идеи, содержащиеся сегодня в патентных описаниях и других объектах ИС, через несколько лет станут основой новых технологий, радикальным образом трансформирующих облик экономики. Первостепенное значение имеет институт ИС для выбора государственных приоритетов в научно-технической сфере. Запатентованные разработки зачастую являются решающим критерием при предоставлении государственной поддержки тому или иному направлению.
В рамках парадигмы обеспечения благоприятного для функционирования ИС инновационного климата государство формирует нормативно-правовую базу и финансово-экономические механизмы, способствующие расширяющемуся вовлечению объектов ИС в хозяйственный оборот. Циркулируя между звеньями инновационного цикла, объекты ИС в значительной мере формируют основу инновационных процессов – технологического трансфера. Важной областью приложения государственных усилий представляется также популяризация института ИС, выступающая как неотъемлемая составляющая формирования в обществе инновационной культуры.
Парадигма территориального регулирования НИС предполагает обеспечение равного доступа юридических и физических лиц к государственным услугам по регистрации и охране прав ИС, а также к патентной информации на всей территории страны. Насущной задачей является защита прав региональных структур государственного управления на объекты ИС, создаваемые за счёт местных бюджетов. Представляется актуальной проблема распределения прав ИС между федеральными структурами при предоставлении регионам субвенций на научно-инновационное развитие.
В инновационной экономике аспекты, связанные с институтом ИС, во всё большей степени затрагивают и деятельность смежных (патронирующих научно-инновационную сферу), а также непрофильных структур государственного регулирования.
Формирование НИС неизбежно сопровождается и поиском путей разрешения противоречий, возникающих в ходе государственного регулирования отношений ИС. Так, инновационной экономике чрезвычайно важно построение рациональной схемы налогообложения нематериальных активов в виде объектов ИС, с тем, чтобы не лишать хозяйствующих субъектов стимула к регистрации соответствующих прав и сделок с ними. Не менее важно полное соблюдение интересов хозяйственных структур при формировании государственного ресурса ИС, не вынуждающее исполнителей к утаиванию объектов ИС, созданных в процессе выполнения государственного заказа. Только истинно партнёрские отношения между государством и экономическими агентами способны обеспечить эффективное регулирование формирования и функционирования национальной инновационной системы.
http://viperson.ru/wind.php?…