Татарстан - лидер информатизации

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Фарит Фазылзянов:«ИТ входят в жизнь каждого жителя Татарстана»

По уровню развития телекоммуникаций Татарстан является одним из лидирующих регионов страны. Обусловлено это тем, что в последнее десятилетие в отрасль инвестированы значительные средства из бюджета республики. Первоочередное внимание уделялось цифровизации традиционных видов связи в отличие от информационных технологий. Однако в последние два-три года ситуация стала кардинально меняться. О сегодняшнем развитии ИТ-сегмента экономики республики, перспективных программах и ИТ-проектах рассказывает министр информатизации и связи Республики Татарстан Фарит Фазылзянов.

Fazylzyanov_F.jpg

Расскажите о деятельности Министерства информатизации и связи Республики Татарстан в 2007 г.

Объем инвестиций в отрасль информатизации и связи Республики Татарстан в 2007 г. составил 2,8 млрд руб. Большая часть этих средств была направлена на развитие и внедрение новых технологий в области информатизации. Это связано с реализацией новых проектов компаний ИT-сектора, подключением общеобразовательных учреждений к сети Интернет по технологии широкополосного доступа, запуском проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан», созданием технопарка в сфере высоких технологий РТ.

Отрасль сохранила высокие темпы развития, что позволило значительно увеличить ее вклад в развитие экономики Татарстана. Рост доходов обеспечен всеми подотраслями связи. Наибольший удельный вес — 41,8% всей прибыли отрасли — приходится на долю операторов сотовой связи.

В республике утвержден ряд приоритетных проектов по развитию и использованию информационных и коммуникационных технологий в исполнительных органах государственной власти, на реализацию которых в 2007 г. было выделено 211,5 млн руб.

Реализуется комплексная программа развития информатизации «Электронный Татарстан 2005– 2010 гг.» — основной элемент «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005–2010 гг.», объединяющая усилия государственных и муниципальных органов власти, предприятий, научных и образовательных организаций, а также населения в становлении информационного общества республики.

Одно из приоритетных направлений программы «Электронный Татарстан» — развитие системы «Электронное правительство», являющейся комплексом организационно-технических мероприятий, использующих информационные технологии, которые направлены на повышение эффективности внутренней и внешней работы органов государственной власти Республики Татарстан и оказание ими информационных услуг, в том числе бизнесу и населению.

В течение 2006–2007 гг. осуществлялся процесс перехода органов государственной власти к единой межведомственной системе электронного документооборота, был реализован проект «Портал Кабинета министров Республики Татарстан и субпорталы органов государственной власти Республики Татарстан».

Порталы Правительства и всех министерств созданы на единой программно-аппаратной платформе, в едином пользовательском интерфейсе и единой интернет-адресации. Разработан регламент их функционирования, проведено обучение сотрудников министерств, запущена соответствующая версия проекта на татарском языке. На базе портала Правительства созданы 65 сайтов ведомств и 45 сайтов районов, работает универсальная «Интернет-приемная». Таким образом, впервые в практике Российской Федерации собственными интернет-представительствами в Татарстане обзавелись все государственные структуры. Сформированы специализированные порталы «Государство — население» и «Государство — бизнес», на которых размещается информация о предоставлении государственных услуг, что отвечает требованиям открытости Правительства РТ в соответствии с действующими нормативными актами РФ и Республики Татарстан.

В настоящее время совместно с Министерством экономики РТ реализуется второй этап развития «Портала Кабинета министров Республики Татарстан и субпорталов органов государственной власти Республики Татарстан», предусматривающего автоматизацию административных регламентов и предоставление государственных услуг в электронном виде органами государственной власти для населения и бизнеса по отраслевым направлениям. Совместно с Центром экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ продолжается работа над регламентами по оказанию государственных услуг с целью повышения удобства их использования населением и бизнес-сообществом.

Хотелось бы отметить поступательное развитие сетей телекоммуникаций. Общая телефонная плотность по проводным сетям республики увеличилась до 31,1 телефона на 100 человек, в том числе по городской телефонной связи — до 35,8 телефона (в г. Казань — 40,74 телефона, что соответствует европейскому уровню), в сельской — до 17,2.

На территории республики завершена работа по реализации Программы внедрения универсальных услуг связи с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет — в 2007 г. установлено 2 668 универсальных таксофонов, открыт 831 пункт коллективного доступа, что позволило обеспечить доступность универсальных услуг связи во всех населенных пунктах Татарстана и тем самым решить проблему телефонизации сельских населенных пунктов.

На повышение эффективности использования инфокоммуникационных технологий в республике большое влияние оказывает цифровизация сетей связи. В среднем по Татарстану удельный вес цифровых систем коммутации в общей монтированной емкости АТС увеличился до 87,4%, в том числе цифрового коммутационного оборудования городских АТС — до 85,4% (по Казани — 100%), а сельских АТС доведен до 100%. Данные показатели значительно выше среднероссийских.

В республике все транспортные сети — зоновые, городские и сельские — полностью цифровые. Во всех городах и райцентрах республики действуют цифровые опорно-транзитные АТС с узлами междугородной и местной телефонной связи, цифровые узлы спецслужб, что дает возможность предоставлять потребителям самый широкий спектр коммуникационных услуг по передаче речи и данных, а также доступ в Интернет с высоким качеством.

В целях повышения инвестиционного имиджа республики, создания благоприятных условий для эффективного взаимодействия и сотрудничества при реализации совместных проектов в области информатизации, а также привлечения стратегически важных инвесторов и партнеров к развитию процессов информатизации республики в прошлом году подписаны протоколы о намерениях и соглашения в области применения информационных технологий с крупнейшими ИТ-компаниями и ведущими мировыми производителями аппаратно-программных средств — Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Cisco Systems, IBM, Alcatel, Siemens, Huawei, Iskratel, SAP, а также российскими компаниями — АФК «Система», ФГУП ЦНИИС, «МСС — Поволжье» («Мегафон»), ОАО «Голден Телеком», ЗАО «Коминфо Консалтинг», REDLAB, «Открытые технологии», «Элвис-Плюс» и др.

Одним из приоритетных мероприятий программы «Электронный Татарстан 2005–2010 гг.» стало развитие комплексного проекта «Электронное государство». Какие задачи он решает? Что уже сделано и что предстоит выполнить в рамках реализации данного проекта?

Проект «Электронное государство Республики Татарстан» ориентирован на реализацию права доступа граждан к информации, гарантируемого Конституцией Российской Федерации, и требует от всех правительственных организаций еще более ответственного отношения к запросам организаций и отдельных граждан. В то же время в рамках реализации проекта необходимо гарантировать защиту персональных данных и информационных систем с целью повышения доверия к ним со стороны населения.

Разрабатываемая программа предусматривает развитие и использование различных электронных видов сервиса. Техническая стратегия проекта должна обеспечить предоставление государственных услуг через Интернет, мобильную связь, кабельное и цифровое телевидение, call-центры. В то же время электронный сервис предполагает и персональные контакты, потребность в которых значительно снизится, но не будет исключена полностью.

Новые возможности, реализуемые в рамках программы «Электронное государство Республики Татарстан», постепенно изменяют принципы взаимодействия между различными структурами органов государственной власти, а также взаимоотношения между гражданами и правительством во всех сферах общественной жизни.

Главная функция «Электронного государства» состоит в предоставлении гражданам и бизнес-сообществу необходимой отраслевой информации по принципу «одного окна», а также интерактивных и транзакционных электронных сервисов. Процедуры предоставления государственных услуг населению стали более прозрачными — с помощью системы «Электронное государство» каждый заявитель может отследить, на какой стадии документооборота находится его дело в органах исполнительной республиканской власти.

Реализация очередного этапа проекта «Электронное государство РТ» должна обеспечить возможность гражданам республики получать в электронном виде необходимые формуляры документов, направлять запросы и оперативно получать на них ответы, осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти в режиме реального времени. Кроме того, внедрение новых технологий позволит оптимизировать деятельность государственных служащих, сократить государственные расходы.

Как идет процесс перехода органов государственной власти к межведомственной системе электронного документооборота?

В республике разработана и внедряется единая для всех министерств и ведомств система электронного документооборота в рамках проекта «Межведомственная система электронного документооборота», повышающая эффективность работы государственных служащих всех исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан. С этой целью создан механизм сквозного контроля — по каждому поручению имеется актуальная информация о стадиях рассмотрения на всех уровнях во всех министерствах. В настоящее время к ней подключены около 3,5 тыс. пользователей.

У каждого министра есть система «Мобильный офис», которая позволяет в любое время и в любых условиях работать со служебными документами в электронном виде. Поручения (резолюции) могут создаваться в виде текста, голосом, а также рукописным вводом (специальным карандашом по экрану ноутбука). Все документы и поручения подписываются (заверяются) электронной цифровой подписью. Сегодня около 500 государственных служащих имеют право использования ЭЦП.

По различным оценкам, рассмотрение документов в электронном виде с помощью «Мобильных офисов» экономит время руководителя на 30–50%, а за счет возможности удаленной передачи документов (в командировке, на совещании) значительно сокращается период с момента поступления документа до его рассмотрения. Сегодня около 70% документов в Аппарате Правительства Республики Татарстан рассматривается с помощью «Мобильных офисов».

Проводится работа по подключению новых пользователей и реализации пилотных проектов по разворачиванию системы электронного документооборота на муниципальном уровне с разработкой типового решения на базе обособленного (нецентрализованного) сервера.

Татарстан стал первым регионом России, локализовавшим операционные системы Microsoft Windows XP и Microsoft Office на национальный язык. Кем и где это будет востребовано? Предполагается ли дальнейшее развитие данного проекта?

К данной работе министерство приступило в 2004 г. — это был подарок республиканского ИТ-сообщества к тысячелетию Казани. Тогда же у нас прошли первые переговоры с компанией Microsoft по вопросу локализации на татарский язык операционной системы Windows XP и системы Microsoft Office. В результате были подписаны масштабные соглашения о сотрудничестве в области развития и применения информационных технологий на территории республики, которые помимо задач локализации решали и ряд других, таких, как использование новых технологий компании Microsoft в части реализации наших проектов по программам «Электронный Татарстан» и «Электронное правительство», сотрудничество в области развития образовательных программ и поддержки образовательных учреждений, ну и, конечно, наведение порядка в сфере использования лицензионного программного обеспечения.

В рамках этого соглашения Microsoft провела работы по локализации на татарский язык Windows XP и Microsoft Office 2007, Windows Vista. Мы, в свою очередь, при участии ученых Академии наук РТ, Казанского государственного университета и заинтересованных общественных и ИТ-компаний республики разработали глоссарий на татарском языке. Совместными усилиями ИT-специалистов и лингвистов была проведена масштабная работа, которая, безусловно, послужит дальнейшему развитию новых программных продуктов на татарском языке.

Адаптация операционных систем Microsoft под татарский язык является важным событием в процессе ликвидации цифровой отсталости и повышения компьютерной грамотности населения республики, способствует сохранению родного языка и культурных традиций посредством информационных технологий. Ведь по численности населения татары занимают в России второе место (около 6 млн человек), а по всему миру их насчитывается примерно 10 млн человек.

Применение программных продуктов на татарском языке целесообразно в учреждениях образования, культуры и в органах государственной власти Республики Татарстан, а также для распространения данных продуктов в местах компактного проживания татар за пределами Татарстана на территории Российской Федерации и за рубежом. Накопленный нами опыт в области развития и поддержки родного языка с помощью информационных технологий может быть использован для других субъектов Российской Федерации. Планируется, что в ближайшем будущем подобные работы будут проводиться и на уровне муниципальных образований.

В республике реализуется Государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий». Какова цель этой программы, что уже сделано?

Данная программа направлена на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из движущих сил экономического роста страны.

Всего в России планируется построить семь технопарков — в Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижегородской, Московской, Тюменской и Калужской областях. В качестве базовой принята модель действующего в Казани технопарка «Идея». В Казани технопарк развернется на двух площадках одновременно: ИТ-парк будет построен на базе ОАО «Инновационно-производственный технопарк „Идея“» и индустриальный технополис «Химград» — на территории завода «Тасма-холдинг».

Приоритетными направлениями деятельности технопарка станут нефтехимия, информационные технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Требуемый объем инвестиций в строительство парка в сфере высоких технологий на территории РТ на 2007–2010 гг. составляет 7,8 млрд руб.

Целями технопарка являются: коммерциализация разработанных технологий, продуктов и услуг; концентрация наиболее перспективных инновационных проектов для координации их деятельности и оказания поддержки; улучшение инвестиционного климата; повышение деловой активности; расширение экспортных возможностей Республики Татарстан; создание дополнительных рабочих мест для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации.

В республиканский ИТ-парк войдут студенческий бизнес-инкубатор, ИТ-лаборатория, филиал Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Центр развития технологий компании IBM, с которой в мае прошлого года был подписан договор на оказание услуг в области проведения маркетинговых исследований, разработки стратегии развития и бизнес-плана Технологического центра ИT-разработок встроенных ИT-систем в сфере машиностроения и нефтехимии, обладающих экспортным потенциалом. С целью привлечения передовых высокотехнологичных компаний и научно-исследовательских коллективов в республику компанией IBM было подготовлено предложение по созданию совместного центра проектирования и разработок.

Таким образом, создание технопарка сферы высоких технологий на территории республики Татарстан позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства высокотехнологичной продукции и услуг. Это даст возможность сократить издержки на использование инфраструктуры, получить доступ к передовым знаниям и опыту, обеспечить эффективное привлечение кадров и занятость достаточно большого количества специалистов, что положительно отразится на социальной сфере и экономических показателях республики.

Планируется ли переход республики на цифровое телерадиовещание?

На данный момент эфирным многопрограммным телевидением охвачены все крупные города Татарстана, практически во всех из них существуют и свои кабельные телесети, а это в среднем еще около 10 телеканалов. Сельские населенные пункты республики также на 100% обеспечены телесигналом, но с количеством программ не более пяти. Конечно же, сегодня этого недостаточно. Если два-три года назад в поездках по республике (а я каждый месяц посещаю несколько районов) жители задавали вопросы по поводу установки телефонов, сокращения ожидания в очереди на него и т. д., то сейчас многих интересует, когда появится Интернет на селе, снизятся ли тарифы на его использование, когда увеличится количество телевизионных программ. Таким образом, для Татарстана переход на цифровое вещание — это не дань моде, а способ обеспечения всех жителей республики качественным многоканальным телевидением.

До последнего времени процесс внедрения цифрового ТВ тормозило отсутствие федеральной концепции, которая была принята лишь в конце ноября прошлого года. Тем не менее, мы вели подготовительные работы, и в 2006 г. в Сабинском районе республики была создана зона тестового цифрового вещания, которая и сейчас успешно функционирует. В 2007 г. шло апробирование технологии, прорабатывались вопросы технического плана и сервисного обслуживания. 18 июля 2007 г. состоялась презентация цифрового телевещания, в которой принял участие Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. Таким образом, в Казани и близлежащих районах республики стал возможен прием 18 программ цифрового телевидения.

После принятия федеральной целевой программы аналогичная программа была принята и в нашей республике, в соответствии с которой намечен конкретный план перехода телевещательного комплекса Республики Татарстан на цифровое телерадиовещание.

Сейчас на базе телевещательного комплекса республики проводится работа по подготовке к переходу на цифровые технологии — частично модернизированы и реконструированы технические средства телерадиовещания, произведена замена аналоговых спутниковых приемников цифровыми. В федеральные органы направлены заявки на выделение частот для организации цифрового телевещания в Татарстане. В 2008 г. работы в данном направлении будут продолжены.

Ряд информагентств в прошлом году распространил новость, что Министерство информатизации и связи РТ предлагает создать акционерное общество на базе ИТ-подразделений ОАО «Татнефть», «КамАЗ» и «Татэнерго». С какой целью это делается?

Некоторое время назад совместно с компанией «Коминфо Консалтинг» мы провели исследование состояния ИТ- и коммуникационного рынка республики. С одной стороны, выводы были достаточно оптимистичными — инфокоммуникационный рынок Татарстана динамично развивается, темпы роста 25% в год, объем рынка 1 млрд долл. (60% ИТ, остальное — телекоммуникации), а с другой — удручающими. Оказалось, что до 80 объектов и 90% заказов по внедрению информационных систем и приложений (и закупаемых, и внедряемых) выполняется в основном за счет федеральных и международных участников рынка. Соответственно, доходы и налоги уходят за пределы республики, а местные компании не развиваются.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что большая часть квалифицированных ИТ-специалистов республики дислоцирована на крупных промышленных предприятиях, таких, как «Татнефть», «Татэнерго», «КамАЗ», персонал которых может заниматься не только внедрением, но и разработкой программного обеспечения по определенным направлениям. На мой взгляд, сегодня необходимо организовать работу по созданию ИT-кластера республики путем аутсорсинга: выведения из состава крупных предприятий структурных подразделений, отвечающих за ИT-технологии, и дальнейшего создания полноценных акционерных обществ. «Татнефть» и «Татэнерго» работу в данном направлении уже ведут.

К сожалению, в прессе были допущены некоторые неточности. Мы не собираемся объединять ИТ-подразделения «Татнефти», «КамАЗа» и «Татэнерго» в одну компанию. Для нас важно, чтобы на республиканском ИТ-рынке появилось еще два-три крупных серьезных игрока, которые со временем выйдут на федеральный рынок. Соответствующий потенциал для этого у них есть.

Мы рассматриваем несколько достаточно интересных моделей создания подобных АО, например, привлечение в качестве акционеров или инвесторов в эти общества таких крупных иностранных компаний, как IBM, Microsoft, Hewlett-Packard. Выгоды очевидны — создается крупная ИТ-компания, в которую идет трансфер новейших западных технологий. С помощью акционера обеспечивается и выход компании на международные рынки.

Кластерный подход все чаще используется при разработке стратегий социально-экономического развития российских регионов на ближайшие 15 лет. Это способствует достижению синергетического эффекта от объединения усилий всех организаций, образующих данный кластер. Крупные предприятия находят в лице малых и средних фирм надежных субподрядчиков и поставщиков, способных более эффективно выполнять определенные хозяйственные функции. В свою очередь, малый бизнес получает гарантированный спрос со стороны крупных предприятий на производимую им продукцию и оказываемые услуги.

Конечно, необходимо готовить менеджеров, которые смогут управлять подобными компаниями. В этом направлении в Татарстане ведется серьезная селективная работа, у нас существует программа грантов Правительства Республики для аспирантов, преподавателей, госслужащих и представителей бизнеса. Ежегодно несколько сотен миллионов рублей республика выделяет на эти цели — посылает перспективную молодежь на учебу в местные и российские вузы, за границу и т. д.

Насколько актуальна для ИТ-отрасли республики проблема нехватки квалифицированных кадров?

Да, такая проблема существует, и она актуальна не только для нашей республики, но и в целом для страны. Согласно социологическим исследованиям, кадровый голод высококвалифицированного персонала в области инфокоммуникационных технологий останется актуальным вплоть до 2025 г. По нашему мнению, решить проблему можно путем активизации взаимодействия высших учебных заведений и предприятий.

Первый договор о подготовке и переподготовке специалистов для отрасли был заключен еще в 1988 г. с Казанским авиационным институтом (сегодня это Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева). С тех пор наше Министерство проводит планомерную работу с целью создания единой эффективной системы непрерывного профессионального обучения на основе многоуровневого образовательного комплекса по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов.

При непосредственном участии Министерства в 2007 г. был создан образовательный кластер «Инфокоммуникации и связь», подписано Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров. Созданный кластер официально закрепил результаты многолетней совместной работы Министерства и учебных заведений.

В рамках национального проекта «Образование» ведущий вуз кластера КГТУ им. А. Н. Туполева выиграл грант на реализацию инновационной образовательной программы, одним из центральных проектов которой является создание системы подготовки высококвалифицированных разработчиков программного обеспечения и средств информационных технологий.

Kazan_GU.jpg

Казанский государственный университет

Особо хотелось бы отметить положительный опыт сотрудничества в области подготовки специалистов компании-интегратора «ICL КПО ВС» с КГТУ им. А. Н. Туполева и Казанским государственным университетом. С целью сокращения разрыва между знаниями выпускников и требованиями к кандидатам на вакантные должности ведется активное деловое сотрудничество. В компании работает межкафедральный филиал факультета технической кибернетики и информатики КГТУ, где осуществляется подготовка студентов по индивидуальным учебным планам. С 2001 г. в компанию были приняты на работу более 250 выпускников этого вуза. Многие из них еще будучи студентами во внеучебное время принимали участие в реализации проектов. Опыт взаимодействия предприятий и учебных заведений широко пропагандируется среди ИТ-предприятий отрасли.

Какое развитие в республике получил национальный приоритетный проект «Образование»?

Татарстан даже немного опередил данный нацпроект, фактически мы стали его инициатором. Еще в конце 90-х гг. у нас была принята Президентская программа по компьютеризации школ, благодаря которой все 2,5 тыс. школ республики к 2001 г. были полностью компьютеризированы. Программа получила развитие в 2004–2005 гг., когда мы совместно с Министерством образования РТ и Министерством образования РФ реализовали первый пилотный проект в России по интернетизации школ.

В общей сложности, к Интернету было подключено около 1 815 тыс. образовательных учреждений республики (на первом этапе в 2004 г. — 1315 школ, на втором этапе в 2005 г. — 500 школ), одна часть — по технологии широкополосного доступа (там, где это было возможно), другая — по технологии dial-up. В рамках реализации этого проекта мы пришли к выводу, что как таковой Интернет детям не требуется, им необходим лишь доступ к информационно-образовательным ресурсам. Поэтому совместными усилиями с Минобразования и науки РТ был создан Ресурсный центр — специализированный портал, на котором сегодня сосредоточены республиканские информационные общеобразовательные ресурсы.

Дальнейшее развитие проект получил в 2006 г., после заключения контракта с корпорацией Microsoft на полный перевод всех школ Татарстана на лицензионное программное обеспечение. Средства для этого были выделены из республиканского бюджета. Когда в стране начал реализовываться проект «Образование», мы использовали средства из федерального бюджета (частично) для перевода на широкополосный доступ тех школ, которые раньше были подключены к Интернету по dial-up.

Таким образом, в настоящее время все общеобразовательные учреждения республики подключены к сети Интернет по технологии широкополосного доступа, которая обеспечивает скорость передачи данных 128 Кбит/с, с возможностью увеличения до 512 Кбит/с.

Какие задачи предстоит решить Министерству в 2008 г.?

Задач очень много, назову лишь основные. В сфере реализации проектов по «Электронному правительству» помимо автоматизации госорганов наиболее актуальный вопрос — автоматизация государственных услуг для населения и бизнеса. Первый этап уже позади: проведена методологическая и организационная работа совместно с Минэкономики Республики, разработаны административные регламенты во всех ведомствах, многие услуги автоматизированы, в первую очередь те, которые имеют информационно-консультационный характер.

Следующая задача — обеспечение электронными сервисами тех услуг, которые сегодня предоставляются населению в бумажном или полуавтоматическом режиме. Еще один блок работы — автоматизация муниципальных образований — все ИТ-наработки, накопленные на республиканском уровне, передать на муниципальный с целью ускорения процесса реализации услуг и проектов в рамках единой технической политики. Актуальная задача — информатизация библиотечной сети РТ. Суть проекта — разработка новой централизованной информационной сети…

Инга Элбакидзе

http://offline.cio-world.ru/…8/70/353407/

Молодцы ребята! Вызывает уважение и даже восхищение та целенаправленная и настойчивая работа, которая ведётся в республике в наиболее важной для современной экономики, культуры и гос. управления отрасли народного хозяйства – связи и тесно связанной с нею отраслью информатизации/интернетизации… Вот что значит, когда во главе республики стоит мудрый, рачительный хозяин!.. Вот бы и остальным регионам/субъектам федерации взять по примеру Татарстана и начать аналогичные программы информатизации и интернетизации. Это здорово продвинуло бы нашу страну вперёд по пути прогресса и развития…



NailGVO3D аватар

По технопаркам: совершенно закрытые зоны! Внешне все открыто, но реально проявить себя – желание из области фантастики! Там сидят «сыночки» и все распределено. Просто выкачивают ресурсы. Результаты, может, и есть. Но больше пуха! Очень неэффективная система! Со ссылкой на НАНОПОИСК http://www.nanopoisk.ucoz.ru/