В продолжение дискуссии

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В продолжение дискуссии

Три дня тому назад была опубликована моя статья «Обсуждение путей модернизации России и её образования». Для меня было совершенно неожиданно, что ею заинтересовались многие в России, на Украине и даже в США и Германии. Выдержки из неё даже были посланы в Президиум Академии наук России

В продолжение дискуссии я хотел бы высказать кратко своё мнение по проблемам, которые наиболее часто упоминают мои корреспонденты.

  • О технопарках. На мой взгляд – это правильная идея, проблема в основном в объёме первичного финансирования. Сегодня в Израиле на первичную стадию проекта в технологической теплице даётся до 500 тыс. долларов, причём 80% финансирования даёт государство в виде ссуды, возвращать которую надо только в случае коммерческого успеха компании. В России, как справедливо отмечает проф. МГУ имени М.В. Ломоносова Михаил Мельников, «одни работают как свечные заводы, и это не худший случай, потому что они что-то производят. Там работают люди, приобретают квалификацию, выпускают продукцию, которая востребована, но её качество и уровень я пока не обсуждаю. С другой стороны, есть технопарки, представляющие собой просто офисные помещения, и это классика жанра. Там работают деловые люди, но они не имеют отношения к развитию науки и техники, они просто зарабатывают деньги. Важно, какие задачи ставят перед технопарком, как используется интеллектуальная собственность».

В это время, например, в США наиболее крупные технопарки, университеты, такие как Стэнфордский или Массачусетский институт технологий, зарабатывают не менее 1 миллиарда долларов в год. Израильские «старт-ап» компании зарабатывают совокупно также не менее 1,5 миллиарда долларов в год. «Это другой уровень работы, это другой мир. Конечно, и (в России) так работают, например IT-компании. Эта область бизнеса нашла себя: малая материалоёмкость и большой интеллектуальный вклад. Другое дело, если вам нужно что-то произвести, подготовить всю разрешительную документацию, пройти все цепочки согласования. Советская наука была замечательная, когда надо было решить задачу, то она решалась, но без учёта затрат – мы были воспитаны в таком духе».

Проф. МГУ Михаил Мельников приводит далее такой пример:

«На Международном салоне изобретений в Женеве мы выставляли прибор, а наши соседи по стендам тайваньцы – компьютерную игру. Мы уехали оттуда с серебряной медалью, а они с миллионом долларов. Это было наше первое острое ощущение от мира коммерциализации научных результатов, мы почувствовали разницу в целях и психологии, об этом не надо забывать».

Или пример из моей деловой практики. На международной выставке изобретений в Нюрнберге моя научно-исследовательская израильская компания " Polymate" получила золотую медаль; уже через месяц инвестиционная американская компания приобрела мой патент за более полумиллиона долларов и сегодня этот продукт (неизоцианатные полиуретаны) производят в США, Канаде и Израиле в промышленном объёме.

Также проф. Михаил Мельников справедливо отмечает:

«В нанотехнологиях, например, то, что будет сделано сейчас, было уже запатентовано в последние лет десять, но по разным причинам не было использовано и доведено до технологического уровня. Если тщательно проанализировать патентные ресурсы в области наноотрасли за последние 5–7 лет, то, я думаю, вы получите информацию о том, что нового будет произведено в ближайшие пять лет в этой области».

И опять сошлюсь на свой опыт реализации нанотехнологий: промышленность начинает производить наши запатентованные нанотехнологии где-то в диапазоне 4–6 лет с момента подачи заявки на изобретение. Поэтому мы и создаём по 3–4 новых патентуемых материала и способа в год как реальный задел для последующего производства.

  • О молодых ученых в России. Интересные мысли высказал Нобелевский лауреат 2011 года израильский профессор Даниэль Шехтман. Говоря о великолепных русских учёных от отметил:

"Практически все, кого я знаю, относятся к старшему поколению. Я не знаю никого из молодых ученых в России. Я не рискну сказать, что их нет. Но я их не знаю. Россия в прошлом была одним из столпов мировой науки. И она должна снова занять это место. Но для этого надо выделять серьезные ресурсы на развитие науки. Причем начинать надо с самых ранних стадий. В этом году мы запустили в Израиле новый проект – обучение основам науки детей в возрасте пяти-шести лет.

Пока что мы занимаемся этим в Хайфе, при поддержке мэрии, но скоро надеемся распространить наш опыт дальше. В таких городах, как Хайфа, проще, потому что уровень образованности населения в среднем выше. Мы пытаемся привить детям основы логического, рационального мышления. Начинаем с самого простого – с измерения предметов. Вот лежит диктофон. Он около 15 сантиметров длиной. Откуда мы это знаем? Потому что можем взять и измерить его рулеткой. Эта вещь тяжелая, эта – легкая. Что это означает? Что мы можем измерить их вес и сравнить. Вот холодная вода, вот горячая. Чем они отличаются? У нас есть термометр! Мы можем взять его и точно измерить температуру воды в градусах. Вот перед нами твердое тело, вот жидкость, а вот газ. Можем ли мы превратить одно в другое? Конечно можем! Нагреть лед с помощью свечи, чтобы он растаял. Затем вода испарится и превратится в газ. А потом влага конденсируется, снова станет жидкостью, замерзнет и опять станет твердым телом. Все это мы элементарно можем показать пятилетнему ребенку. Показать, как устроен мир! И таким образом мы открываем для него путь в науку уже в возрасте пяти лет. Конечно, это лишь крохотная часть нашей программы. Мы активно привлекаем к участию в этом и родителей – агитируем, чтобы они водили детей в наши научные классы".

Так как я сам живу и работаю в Хайфе, то могу на примере своих детей, а теперь и внуков, видеть, как плодотворно этот проект работает на воспитание будущих ученых.

  • Об инженерном образовании. Необходимо понять. Что надо поднять уровень технического творчества детей и молодёжи.

Во многом опыт Советского Союза, имевшего сеть домов и дворцов пионеров и школьников, утерян, и надо восстанавливать это, но уже на новой современной научной базе. Я с восхищением вспоминаю посещение такого дворца науки и технологии в Финляндии. И в моей Хайфе есть современный интерактивный музей науки и технологии, который размещён в здании, прежде занимаемом Израильским технологическим университетом – Технионом; где сейчас можно ознакомиться с мировой премьерой стерео-выставки «101 изобретение, которое изменило мир». ( Путешествие во времени по следам исторических изобретений – от каменного века до эпохи Интернета)

…Люди во все века стремились совершенствовать свою жизнь во всех ее аспектах. Изобретения рождались из насущной необходимости и случайного стечения обстоятельств, но при этом они влияли на мироустройство в целом.

  • Восемь ведущих музеев науки мира, в том числе – израильский Музей Науки, Технологии и Космоса МАДАТЕК-Хайфа, отобрали 101 изобретение, которое, с одной стороны, было прорывом в своей области, а с другой – изменило облик всего человечества. История этих выдающихся изобретений, представлена в суперсовременном формате на этой выставке. Вы входите в виртуальную машину времени и попадаете в другую реальность, где предметы и действия настолько натуральные и живые, как будто бы вы сами пишете историю науки… Своими глазами вы увидите, какие изобретения реально изменили мир, как это произошло и кто стоит за кулисами научных открытий.

Мультимедийная выставка «101 изобретение, которое изменило мир» работает с помощью инновационной системы SENSORY4, которая включает в себя десятки HD-проекторов, экраны последнего технического образца и сложные цифровые системы объемного звука. Все это создает мульти-сенсорное восприятие экспозиции, вы как будто физически погружаетесь в прошлое, и это – незабываемые впечатления! И это позволяет с детства развивать инновационное мышление.
Подготовка инновационных инженеров крайне необходима, о чём я уже многократно писал. И «лёд тронулся» – уже в сентябре 2012 г. Израильские ученые прочтут лекции по теме «Введение в инновационный инжиниринг» в рамках Открытого Университета Сколково в Томске
.

Фиговский Олег, академик Европейской академии наук, директор R&D of INRC Polymate (Израиль) и Nanotech Industries, Inc. (США), почетный профессор КТТУ им. Туполева и ВГАСУ

http://www.park.futurerussia.ru/…figovsk/265/



nikst аватар

Три дня тому назад была опубликована моя статья «Обсуждение путей модернизации России и её образования». Для меня было совершенно неожиданно, что ею заинтересовались многие в России, на Украине и даже в США и Германии. Выдержки из неё даже были посланы в Президиум Академии наук России.

  • Прямо и не угонишься за ним… Уважаемый профессор пишет свои статьи быстрее, чем другие успевают их читать… ;-) Ну и пусть пишет. Пусть делится своим ценным житейским опытом, по пути раскрывая особенности работы «научно-исследовательских машин» в различных странах…

Очевидно, это весьма поучительно, причём не только для наших чиновников и больших или малых руководителей. Сами учёные, исследователи, люди на местах смогут воспользоваться этими примерами и (прошу прощения за невольную тавтологию) примерить этот чужой опыт к своей житейской практике, своей ситуации, своему кругу проблем…

  • Даёшь инновационную экономику!

В добрый путь и новых достижений!..


Это стОит посмотреть! (12.43)

http://www.youtube.com/user/Rosnano