Венчурный бизнес поможет мордовской экономике

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Венчурный бизнес поможет мордовской экономике

«Ваша задача — сделать Мордовию центром высокотехнологичного бизнеса!». Под занавес прошлого года в республике открылся Венчурный фонд, цель которого — инвестировать организации, занимающиеся научно-техническими разработками и изобретениями. Управлять новым предприятием будет одна из крупнейших международных финансовых компаний «Альянс РОСНО УА», которая уже привлекла в 13-й регион 140 миллионов рублей частных инвестиций. Данный факт имел большой резонанс в российских финансовых кругах. Каким образом мордовская экономика намерена встать на интеллектуальные рельсы, узнала ОЛЬГА ВОРОНИНА.

mordoviya.jpg

Карта Мордовии

Венчурный бизнес — это вложение средств в научные идеи и разработки, из которых в будущем планируется извлечь прибыль. Он по праву считается самым рисковым видом деятельности — далеко не каждый проект может в конечном итоге окупить и приумножить вложенные деньги. И если в мировой практике именно венчурные компании являются двигателем науки, то для России это новинка.

Долгие десятилетия отечественная наука работала исключительно на государство и финансировалась из бюджета. Сейчас задача венчурного бизнеса — найти ученых, способных довести свой проект до «кондиции»: зарегистрировать фирму для производства готового продукта или услуги, разработать бизнес-план, оформить документы по защите интеллектуальной собственности и — главное! — суметь уловить потребности отечественного и мирового рынков. Чтобы контролировать вложенные средства, инвесторы, как правило, становятся одними из основных учредителей малых предприятий и вместе с учеными трансформируют научную идею в высокотехнологичный товар.

Для раскрутки каждого проекта дается в среднем 5—7 лет, после чего инвестор продает свою долю, изрядно подросшую за это время в цене и тем самым возвращает вложенные деньги и получает прибыль. Самый тонкий момент здесь — «разглядеть» в массе научно-технологических проектов наиболее перспективный. Как утверждает директор венчурных фондов «Альянс РОСНО УА» Максим Шеховцов, в традициях мировых высокотехнологичных кланов, в том числе американской Силиконовой Долины и английского Оксфорда, не самим «выращивать» инновационные проекты, а скупать их у более мелких компаний.

Мордовия

mordoviya_flag.jpg

Флаг Мордовии

Минэкономразвития России совместно с региональными властями создало подобные фонды во многих регионах. Был объявлен многоэтапный конкурс со следующими условиями: 70 млн рублей дает федеральный бюджет, столько же — регион и 140 млн — частные инвесторы, которых привлекает управляющая компания. За максимально короткое время республиканскому фонду удалось не только победить, но и привлечь частных инвесторов. Сегодня в его «портфеле» — 280 млн рублей, но уже в этом году капитализация составит в сумме 880 млн.

«Для российской глубинки венчур — непонятное иностранное слово, — продолжает Шеховцов. — В вашей же республике давно запущены и успешно функционируют программы посевного финансирования (материальной поддержки идеи, которая еще находится в голове ученого), поддержки НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Недавно открылся бизнес-инкубатор для льготного размещения малых высокотехнологичных компаний. Поэтому вполне закономерно, что Мордовия легко выиграла федеральный конкурс».

Но сегодня венчурный бизнес основан не столько на интеллектуальном потенциале региона, сколько на людях, с которыми приходится иметь дело.

«Предложения о сотрудничестве поступали к нам со всех концов страны, — продолжает Шеховцов, — но, пообщавшись с вице-премьером мордовского правительства Виктором Нечаевым, отвечающим за науку и инновации, мы пришли к выводу, что ваша республика — наилучший партнер».

Официально фонд начал свою работу 1 декабря прошлого года, но уже успел определить 11 проектов, в которые будут вложены от 15 до 25 млн рублей. Среди отмеченных идей — разработки принципиально новых мультимедийных проектов, радиотехнических устройств, оказания услуг спутниковой навигации, компании по созданию программного обеспечения мирового уровня.

Ряд проектов направлен на повышение эффективности поиска, добычи и переработки полезных ископаемых, в том числе местных. По закону все предприятия, попавшие под крыло фонда, должны быть зарегистрированы на территории республики, что означает приток налогов в местный бюджет и образование дополнительных рабочих мест. Большинство этих малых предприятий разместятся в бизнес-инкубаторе, который недавно был открыт в Мордовии, что гарантирует им определенные льготы.

В перспективе они должны стать краеугольным камнем саранского технопарка, строительство которого планируется начать уже в этом году. Если все задуманное удастся, то у Мордовии есть все шансы стать высокотехнологичным центром Поволжья.

maxim_shehovtsov.jpg

Максим Шеховцов

«В вашем регионе много актуальных производств, оставшихся еще со времен СССР, я имею в виду прежде всего радиотехнику и электронику, — говорит Шеховцов. — Есть хорошая образовательная база — Мордовский университет, способный готовить квалифицированные кадры. К тому же, будучи международной компанией, «Альянс РОСНО УА» старается сразу связать интересные проекты с самым передовым мировым опытом и привлечь для своих «подопечных» профессиональных управленцев и консультантов.

В условиях острой мировой конкуренции преимущество получают страны и регионы, которые способны переманить наиболее талантливых и предприимчивых людей. И задача Мордовии в данном случае сводится к обеспечению благоприятных условий в виде инфраструктуры, льготного налогового режима, мягких административных барьеров. К сожалению, в целом в России этих условий пока не создано. При этом необходимо помнить, что Венчурный фонд такого небольшого размера, как наш — не панацея для решения всех экономических проблем».

Mordoviya1.jpg

Россия

Мордовия, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, один из немногих регионов страны, куда пришел венчурный бизнес. Его развитию, по словам Шеховцова, препятствуют низкая предпринимательская активность в научной сфере, высокие барьеры в виде налогов, замкнутость российского высокотехнологичного сообщества, которое пока еще не влилось в мировые информационные сети технологий, знаний и капитала.

Еще один серьезный момент — в России, испокон веков славящейся своими «мозгами», падает уровень научных разработок — сказалось почти двадцатилетнее финансовое голодание отечественной науки. Но даже при существенном росте затрат на нее, российский ученый мир еще долго будет работать впустую или на заграницу.

Основной потребитель новых технологий — средний и крупный бизнес — пока не может позволить себе покупать и внедрять инновационные проекты.

«Поэтому сегодня важно создать все условия для развития отечественного бизнеса, а тот в свою очередь отплатит существенным ростом спроса на отечественные разработки, — утверждает Шеховцов. — Не нужно бояться так называемой «утечки мозгов». Пока у специалистов, уезжающих за рубеж, нет возможности полностью реализовать свой потенциал на родине. Но они вернутся, как только в России возникнет на них спрос. При этом у них уже будет опыт работы в международных компаниях. У нас есть главное — высокообразованное и творчески ориентированное население. Страна способна вести почти весь спектр научных исследований, в то время как в новых технологических кластерах — Израиле и Индии — наблюдается нестабильность, а рынки США и Западной Европы переживают стагнацию.

В России появляются примеры успешного венчурного инвестирования — это прежде всего Yаndex, капитализация которого, по оценкам экспертов, превышает 1,5 млрд долларов. Интернет, новые медиа, связь, программное и аппаратное обеспечение, а также микроэлектроника, радиотехнические решения являются лидерами по размерам инвестиционных вложений не только в России, но и в мире. Популярность получили социально ориентированные проекты, сервисы и сети. Большого успеха добилась TViGO Entertainment — первая в России компания — продюсер и дистрибутор развлекательного видеоконтента для Интернета, широкополосных сетей и мобильных телефонов. Уже спустя два месяца с момента инвестирования капитализация этой компании превысила 30 млн долларов.

В сфере фармации серьезного успеха добился российский препарат Arbidol, чьи продажи только в России превысили 1 млрд долларов. Сегодня активно развивается сфера нанотехнологий, в которую подпадают новые материалы, порошки, волокна. Еще одной популярной областью, привлекающей инвесторов, являются биотехнологии».

http://stolica-s.su/index.php?…

Да, звучит убедительно… Но, как говорится, не кажи гоп, пока не перепрыгнул. Зато, если получится, то вслед за Мордовией в венчурный бизнес бросятся и многие другие наши регионы… И вот тогда-то мы заживём!.. ;-)))