Запущен крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

В Новосибирской области запущен крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости

Сегодня, 8 декабря 2011 года, в Новосибирской области запущен крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости компании «Лиотех» — совместного предприятия РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Общий объем инвестиций в проект составил более 13,5 миллиардов рублей. Завод площадью более 40 тысяч м² был построен в рекордные сроки — всего за 9 месяцев

liotech_open_01_600_0.jpg liotech_open_01.jpg

В открытии нового завода приняли участие председатель правления РОСНАНО Анатолий Чубайс, первый заместитель губернатора Новосибирской области Алексей Хомлянский, генеральный директор компании «Лиотех» Александр Ерохин

Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной номинальной емкости: 200, 300 и 700 А·ч с использованием экологичного наноструктурированного катодного материала литий-железо-фосфата (LiFePO4). На сегодняшний день этот материал позволяет достигать наилучших характеристик аккумуляторов при их промышленном производстве.

  • Плановая мощность нового завода составит более 1ГВт·ч или примерно миллион штук аккумуляторов в год, что позволит оснащать аккумуляторами около пяти тысяч электробусов в год.

Литий-ионные аккумуляторы Лиотех отличаются высокой плотностью энергии, не требуют дополнительного обслуживания и имеют широкий температурный диапазон использования. Такие характеристики позволяют широко применять их на электротранспорте, а так же в энергетике в качестве накопителей энергии и источников бесперебойного питания. К тому же, после применения батарей на электротранспорте, их можно использовать еще в течение 10–15 лет в качестве аккумуляторов в энергетике. Также необходимо отметить, что утилизация данного вида аккумуляторов абсолютно безопасна для окружающей среды.

  • О востребованности нового продукта на рынке говорит тот факт, что до момента запуска производства компания «Лиотех» уже имеет контракты на поставку батарей. Одним из основных потребителей новых аккумуляторов в России станет компания «Мобэл», с которой уже заключен контракт на сумму 3 миллиарда рублей.
liotech_open_02.jpg

«Новый завод — это удачный пример трансфера зарубежных высоких технологий, позволивший создать современное производство, на котором после выхода на проектную мощность будут работать более 500 человек. Реализуя программу импортозамещения, мы создадим вокруг завода целый кластер новых высокотехнологичных производств сопутствующих материалов и компонентов, а также инжиниринговый центр», — подчеркивает управляющий директор РОСНАНО Сергей Поликарпов.

«Внедрение общественного электротранспорта, оснащенного литий-ионными аккумуляторами нашего производства, позволит значительно улучшить экологическую обстановку крупных мегаполисов России. Использование аккумуляторов в сочетании с альтернативными источниками энергии даст импульс развитию „зеленых технологий” и повысит энергоэффективность экономики России. К накопителям энергии на наших аккумуляторах уже сейчас проявляют интерес РЖД и Московский метрополитен, электросетевые и генерирующие компании, предприятия военно-промышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные компании», — отмечает генеральный директор компании «Лиотех» Александр Ерохин.

Применение аккумуляторов Лиотех

Благодаря своим уникальным характеристикам, литий-ионные аккумуляторы находят широкое применение в качестве:

  • тяговых аккумуляторов для электротранспорта. Стоимость эксплуатации электробуса в 5–7 раз ниже, чем стоимость эксплуатации такого же автобуса с двигателем внутреннего сгорания;
  • накопителей энергии, вырабатываемой альтернативными источниками (солнечные батареи, ветрогенераторы и т.д.);
  • накопителей энергии для сглаживания пиков нагрузки в энергосистемах и регулирования частоты напряжения электростанций и электросетей;
  • мобильных аварийных источников питания, размещённых на грузовом автотранспорте;
  • источников бесперебойного питания для особо важных объектов (метрополитены, аэропорты, железные дороги, больницы, центры хранения данных и т.д.).
liotech_open_03_600.jpg

Ключевые преимущества аккумуляторов Лиотех

  • Отсутствие эффекта памяти после многочисленных циклов зарядки и разрядки.
  • Пробег пассажирского автобуса от одной зарядки до 300 км.
  • Ресурс батареи более 600 тыс. км пробега, до 7–8 лет эксплуатации.
  • Возможность заряда большими токами за 20 минут до 70% емкости.
  • Надежность и безопасность, подтверждённые международными сертификатами.
  • Сравнительно низкая стоимость батарей (в несколько раз ниже ближайших аналогов).
  • Широкий температурный диапазон эксплуатации от –45°C до +65°C.

http://www.rusnano.com/…x/Show/33439

В и д е о



nikst аватар

Сегодня, 8 декабря 2011 года, в Новосибирской области запущен крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости компании «Лиотех» — совместного предприятия РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky.

  • Общий объем инвестиций в проект составил более 13,5 миллиардов рублей. Завод площадью более 40 тысяч м² был построен в рекордные сроки — всего за 9 месяцев.

И это – замечательно!.. В добрый час и новых достижений!..

nikst аватар

«Лиотех» в 2012 г приступит к НИОКРам по развитию аккумуляторов

НОВОСИБИРСК, 8 дек – Компания «Лиотех», совместное предприятие ОАО «Роснано» и международного холдинга «Thunder Sky», намерена в январе 2012 года приступить к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) по развитию серии литий-ионных аккумуляторов разной мощности для энергоемких отраслей, в том числе железнодорожного транспорта и энергетики в России и Европе, сообщил РИА Новости в четверг управляющий директор «Лиотеха» Майкл Буш

  • «Лиотех» 8 декабря запустил в Новосибирской области на территории промышленно-логистического парка «ПНК-Толмачево» крупнейший в Евразии завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости. Предприятие было построено за девять месяцев, общая площадь завода составляет более 40 тысяч квадратных метров, объем инвестиций в его запуск превысил 13,5 миллиарда рублей.

«Подобного завода по выпуску батарей большой емкости нет в Европе, к тому же существующие в Европе предприятия серьезно уступают нам по соотношению цена – качество. И вообще это будет крупнейший завод по серийному производству высокоемких литий-батарей в мире. В январе 2012 года мы должны приступить к НИОКРам по разным направлениям – по аккумуляторам для спецтранспорта, энергетики, по накопителям разного типа – от 2-х кВтч до 100 МВт», – сказал он.

Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной номинальной емкости с использованием экологичного наноструктурированного катодного материала литий-железо-фосфата. Плановая мощность предприятия составит 305 миллионов Ач/год, что, к примеру, позволит оснастить около пяти тысяч электробусов ежегодно.

  • Он отметил, что к продукции предприятия уже проявляют огромные интерес потенциальные партнеры-дистрибьюторы для выстраивания продаж российских аккумуляторов в Европе.

В свою очередь коммерческий директор «Лиотеха» Владимир Арончик сообщил, что польские партнеры «с нетерпением ждут запуска завода и предоставления образцов продукции на тестирование».

«У нас есть партнер в Польше – компания "Мегасоник», с которой мы начали готовить поставки аккумуляторов и решений на рынок Польши. Ведутся переговоры с польскими железными дорогами по использованию наших аккумуляторов. Идут переговоры по поставкам аккумуляторов для дата-центра Минфина Польши. У нас есть планы провести переговоры по оснащению системами на основе продукции «Лиотех» Варшавского железнодорожного вокзала для обеспечения работы систем безопасности, аварийного пожаротушения, видеонаблюдения", – сказал он.

Буш отметил, что китайские партнеры обязаны забирать продукцию запущенного завода в течение четырех лет.

«Но мы имеем планы до 40% продукции самостоятельно продать в 2012 году в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Мы сейчас работаем над созданием широкого спектра прототипов аккумуляторов для таких компаний, как Росатом и "РусГидро», есть запросы и от РЖД. Если с первым заводом все пойдет успешно, то следующую очередь предприятия можно будет запускать в 2013 году", – добавил он.

  • Литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» обладают высокой плотностью энергии и широким температурным диапазоном работы, а также не требуют дополнительного обслуживания. Они обладают еще одним уникальным свойством – после применения батарей на электротранспорте их можно использовать в энергетике в качестве накопителей энергии, затем они подлежат полной утилизации. Фактически это первые накопители энергии, являющиеся экологичными.

Согласно прогнозам экспертов, мировой рынок использования литий-ионных аккумуляторов в энергосистемах в ближайшие восемь лет вырастет более чем в 10 раз, 2,5 миллиарда долларов в 2012 году до 28 миллиардов долларов в 2020 году.

  • «Лиотех» еще до момента запуска производства уже имеет контракты на поставку батарей. В частности с компанией-интегратором ООО «Мобэл» (Россия) уже подписан контракт на сумму три миллиарда рублей.

http://ria.ru/…0035496.html

nikst аватар

«Лиотех» открыл в Новосибирске завод литий-ионных аккумуляторов

НОВОСИБИРСК, 8 дек – Компания «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group) запустила в Новосибирске первый в России и крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов для транспорта и накопителей энергии с общими вложениями более 13 миллиардов рублей, передает корреспондент РИА Новости

«Проект запущен. Я искренне рад тому, что сегодня мы открываем уникальный производственный комплекс с уникальным оборудованием. Завод появился за 18 месяцев с первой сваи», – сказал во время церемонии открытия завода предправления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс.

По его словам, все в России понимали, что все существующие производства в стране, связанные с аккумуляторной промышленностью, являются «позавчерашним днем».

«Мы отстали, и было ясно, что нужен масштабный прорывной проект, переводящий всю индустрию на новый технологический уровень. Сейчас речь идет о производстве, являющемся одним из лучших в мире», – сказал он.

Чубайс отметил, что, когда проект «Лиотеха» только задумывался, у него было много противников, которые «использовали все традиционные способы борьбы, но они все были разгромлены…».

«Мы проанализировали ведущее, что есть в мире, в том числе, в США в Кремниевой долине, и в итоге мы остановились на наших партнерах Thunder Sky. Было много страстей – выбор партнеров из Китая далеко не всем понравился», – сказал он.

Чубайс подлагодарил руководство китайской компании и отметил, что именно этот выбор позволил создать в России этот продукт, который «абсолютно востребован сегодня».

«Востребованность продукции в России оказалась просто поразительной. Сейчас многие регионы уже запрашивают эту продукцию», – добавил глава «Роснано».

Строительство завода литий-ионных батарей является одним из крупнейших инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, который реализуется в промышленно-логистическом парке. Общий бюджет проекта составляет 13,58 миллиарда рублей, из них доля «Роснано» – 7,59 миллиарда рублей.

  • Продукция завода предназначена, прежде всего, для автобусов и микроавтобусов с электродвигателями. Также батареи могут использоваться как источники бесперебойного питания в различных отраслях промышленности – от телекоммуникаций до электроэнергетики.

Плановая мощность предприятия составит около одного миллиона аккумуляторов в год, что к примеру позволит оснащать этим оборудованием около пяти тысяч электробусов ежегодно.

  • Литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» обладают высокой плотностью энергии и широким температурным диапазоном работы, а также не требуют дополнительного обслуживания. Они обладают еще одним уникальным свойством – после применения батарей на электротранспорте их можно использовать в энергетике как накопителей энергии.

Утилизация данного вида аккумуляторов абсолютно безопасна с точки зрения экологии.

  • Выход завода на полную мощность – 400 миллионов ампер-час в год – запланирован во второй половине 2013 года. При запуске мощность производства составляет около 50 миллионов ампер-час в год. При выходе на максимальную мощность завод будет потреблять 9 МВт электроэнергии.

Общая площадь предприятия составляет 40 тысяч квадратных метров из которых 38 тысяч – производственные площади, а 2 тысячи – офисные. Завод обслуживают более 500 человек.

  • На начальном этапе большая часть производимой продукции будет поставляться в Китай. Также часть аккумуляторов выкупает для российского рынка «Мобэл».

ООО «Лиотех» является совместным предприятием ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group – компанией, серийно производящей аккумуляторные батареи большой емкости для электротранспорта и накопителей энергии. В рамках проекта с «Роснано» «Лиотех» начал в Новосибирской области строительство завода по производству литий-железо-фосфатных батарей на базе технологии Thunder Sky.

http://ria.ru/…0034134.html

nikst аватар

Произодство нового завода «Лиотеха» превысит 9 млрд руб в 2012

НОВОСИБИРСК, 8 дек – Объем производства завода «Лиотех», открытого 8 декабря под Новосибирском, в 2012 году прогнозируется на уровне 9–10 миллиардов рублей, а к 2015 году может достигнуть 35–40 миллиардов рублей, сказал глава Роснано Анатолий Чубайс журналистам по итогам церемонии открытия предприятия

Первый в России и крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов для транспорта и накопителей энергии с общими вложениями более 13 миллиардов рублей был запущен ранее в четверг. Компания «Лиотех» – совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group.

«Этот завод – самый крупный в мире… Если говорить о техническом уровне, то наша продукция находится на уровне самых лучших мировых стандартов. Мы намереваемся наращивать объемы производства, в период с 2012 по 2015 годы примерно удваивая их ежегодно. По 2012 году у нас объем производства прогнозируется на уровне 9–10 миллиардов рублей, а в перспективе (до 2015 года) мы прогнозируем максимально объем производства в 40 миллиардов или 1,5 миллиарда долларов. Если говорить о планах по мировому рынку, то сейчас можно обсуждать долю предприятия на мировом рынке в 10–15%, при условии, если мы реализуем планы развития», – сказал Чубайс.

Он добавил, что в ходе визита в Новосибирск обсудил с руководством региона и компанией «Лиотех» большой перечень направлений, в рамках которых продукция заовда может быть крайне востребована.

«Очевидно, что есть целый ряд отраслей экономики или даже подотраслей, для которых такие литий-ионные аккумуляторы являются мощным импульсом технологического перехода, к примеру для автомобильного транспорта или для систем хранения энергии», – пояснил глава Роснано.

Он сообщил, что рассматривается возможность создания в новосибирском регионе крупнейшего российского центра по производству аккумуляторов. По его словам, для этого нужно решить вопрос организации научно-исследовательских работ, организовать образовательную поддержку в этой сфере, «может быть, создать специализированную кафедру в университете».

  • Еще одной задачей Чубайс назвал строительство в Новосибирске технологического испытательного центра.

Глава Роснано также отметил, что запуск завода по производству литий-ионных аккумуляторов в Новосибирске, возможно, в ближайшее время даже приведет к пересмотру развития российской электроэнергетики.

«Если через год-полтора выяснится, что на этих аккумуляторах можно делать цикл промышленного накопления электроэнергии, то это означает радикальный переворот в энергетике в целом. Там целые гидрогенерации исчезают, а появляются новые виды потребления», – сказал он.

В качестве примера Чубайс привел гидроаккумулирующие станции, действующие для выравнивания циклов в работе атомной энергетики.

«Они решают единственную задачу – ночью электроэнергию потребляют, а днем они ее выдают с очень невысоким КПД. Если выяснится, что на этих аккумуляторах (»Лиотех«) эффективность выше, то это означает, что целая подотрасль в энергетике – ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции) теряет смысл», – заявил он.

По его словам, возможные «крупные прорывы» в энергетике в связи с появлением в стране производства новых аккумуляторов будут определяться в ближайшие год-два. «Но это в любом случае возможно только благодаря тому, что завод в Новосибирске пущен», – добавил Чубайс.

  • Строительство завода литий-ионных батарей – один из крупнейших инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, который реализуется в промышленно-логистическом парке. Общий бюджет проекта составляет 13,58 миллиарда рублей, из них доля «Роснано» – 7,59 миллиарда рублей.

Продукция завода предназначена, прежде всего для автобусов и микроавтобусов с электродвигателями. Также батареи могут использоваться как источники бесперебойного питания в различных отраслях промышленности – от телекоммуникаций до электроэнергетики.

  • Плановая мощность предприятия составит около 1 миллиона аккумуляторов в год, что к примеру позволит оснащать этим оборудованием около пяти тысяч электробусов ежегодно.

Литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» обладают высокой плотностью энергии и широким температурным диапазоном работы, а также не требуют дополнительного обслуживания. Они обладают еще одним уникальным свойством – после применения батарей на электротранспорте их можно использовать в энергетике как накопителей энергии.

  • Утилизация данного вида аккумуляторов абсолютно безопасна с точки зрения экологии.

Выход завода на полную мощность – 400 миллионов ампер-час в год – запланирован во второй половине 2013 года. При запуске мощность производства составляет около 50 миллионов ампер-час в год. При выходе на максимальную мощность завод будет потреблять 9 МВт электроэнергии.

  • Общая площадь предприятия составляет 40 тысяч квадратных метров из которых 38 тысяч – производственные площади, а 2 тысячи – офисные. Завод обслуживают более 500 человек.

На начальном этапе большая часть производимой продукции будет поставляться в Китай. Также часть аккумуляторов выкупает для российского рынка «Мобэл».

ООО «Лиотех» является совместным предприятием ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group – компанией, серийно производящей аккумуляторные батареи большой емкости для электротранспорта и накопителей энергии. В рамках проекта с «Роснано» «Лиотех» начал в Новосибирской области строительство завода по производству литий-железо-фосфатных батарей на базе технологии Thunder Sky.

http://ria.ru/…0146130.html

nikst аватар

Аккумуляторы «Лиотеха» планируется внедрить в метро Москвы

НОВОСИБИРСК, 8 дек – Литий-ионные аккумуляторы, которые производит запущенный в четверг в Новосибирске завод компании «Лиотех», могут быть использованы в метрополитенах Москвы и Новосибирска, о чем уже есть соответствующие договоренности, сообщил журналистам управляющий директор ОАО «Роснано» Сергей Поликарпов

  • Первый в России и крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов для транспорта и накопителей энергии был запущен в четверг. Продукция завода предназначена, прежде всего, для автобусов и микроавтобусов с электродвигателями. Также батареи могут использоваться как источники бесперебойного питания в различных отраслях промышленности – от телекоммуникаций до электроэнергетики.

Аккумуляторы «Лиотеха» могут применяться, в частности, в метрополитене в системах рекуперации электроэнергии при торможении. В таких системах электроэнергия, вырабатываемая двигателями поездов, работающими в режиме генераторов, возвращается в электрическую сеть. Внедрение системы рекуперации и повторного использования энергии торможения поездов позволяет экономить до 20–35% энергии.

«По работе с рекуперацией энергии это, в первую очередь, Московский метрополитен, и также мы договорились в Новосибирске такие работы начинать», – сказал Поликарпов.

Он напомнил, что 100 электробусов с аккумуляторами «Лиотеха» в ближайшее время поступят для использования в городском транспорте Москвы. «Далее план по Москве еще в 1 тысячу машин», – добавил он.

«Также сейчас проговаривается, но нет конкретных цифр по машинам EL Lada (электромобиль, разработанный "АвтоВАЗом» – ред.) в качестве такси в Москве. Речь идет о 100–200 первых машин, но пока это еще на уровне договоренностей", – отметил Поликарпов.

Поликарпов также отметил, что использовать литий-ионные аккумуляторы «Лиотеха» в системах бесперебойного питания планируют такие российские компании, как РЖД, Сбербанк, госкорпорация «Росатом».

  • По его словам, первоначально планировалось, что в течение нескольких первых лет вся продукция завода будет поставляться в Китай, и около 85% производственной мощности завода уже законтрактовано на ближайшие три года на сумму около 7 миллиардов рублей.

«Но сейчас, к нашему удивлению, мы видим все больше и больше заказов внутри страны, и мы договорились с китайцами, что будем даже в какой-то степени квотировать ту часть, которая пойдет в Россию и в Китай. Китай же готов выбирать практически всю производственную мощность завода», – сказал он.

Компания «Лиотех» – совместное предприятие «Роснано» и международного холдинга Thunder Sky Group. Строительство завода литий-ионных батарей является одним из крупнейших инвестиционных проектов на территории Новосибирской области, который реализуется в промышленно-логистическом парке. Общий бюджет проекта составляет 13,58 миллиарда рублей, из них доля «Роснано» – 7,59 миллиарда рублей.

http://ria.ru/…0232983.html

nikst аватар

РБК ТВ: Общественный транспорт на электротяге будет оборудован литий-ионными аккумуляторами российского производства

ВЕДУЩАЯ: Общественный транспорт на электротяге будет оборудован литий-ионными аккумуляторами российского производства. Как заявил РБК ТВ глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, уже есть первый лицензированный автобус. На опытном образце ездил президент Медведев. И сейчас идут переговоры о коммерческих поставках в Москву первых 100 электробусов. Кирилл Поляков прокатился на инновационной маршрутке.

КОРР.: С виду это самый обычный микроавтобус, популярный в народе как маршрутка. Но это электробус особого малого класса. Разница в том, что здесь нет двигателя внутреннего сгорания. Машина движется на литий-ионных аккумуляторах. Максимальная скорость — 75 километров в час. Запас хода 150 километров на одной зарядке. Ездит абсолютно бесшумно, аккумулятор можно зарядить за 20 минут. Экономия на топливе на 100 километров 640 рублей. Таким образом, автомобиль в течение года может экономить 288 тыс. рублей. А если еще посчитать годовую экономию на техобслуживании, электрокар выходит на 600 тыс. рублей дешевле своего собрата с ДВС. Сердце нового автобуса — литий-ионный аккумуляртор, уникальная разработка позволит решить серьезную экологическую проблему в крупных городах. Перевод тяжелого транспорта на электричество снизит вредные выбросы на 44%. Пока автоиндустрия — перспективное направление, но в будущем внедрение накопителей энергии сможет повысить уровень безопасности всей энергетической системы. Сократив при этом затраты.

Анатолий ЧУБАЙС, председатель правления ОАО «РОСНАНО»:

Совершенно ясно, что автомобильная индустрия на наших глазах в следующие 5 лет будет переходить на электрическую тягу. Что будет раньше, что позже, какой именно сектор — трудно сказать, тем более что есть еще масса других. Есть, например, электропогрузка, есть техника для аэропортов, автомобильная. И много ее видов. Поэтому мы будем сейчас на всех секторах автомобильной отрасли работать с нашими потенциальными потребителями.

КОРР.: А потребителей оказалось больше, чем ожидалось. Спрос настолько огромен, что пришлось пересматривать географию поставок. Компания «Лиотех» — это российско-китайских проект. Роснано и Тандер-Скай инвестировали в него более 13,5 млрд рублей. По первоначальной договоренности, готовый продукт должен был экспортироваться в Поднебесную. В какой-то степени именно экономический кризис помог наладить производство. Китайская сторона решила перенести его под Новосибирск из-за финансовых трудностей. Но сейчас китайские партнеры согласились отозвать свой запрос. С 2013 года вся продукция будет выпускаться для России.

Майкл БУШ, официальный представитель THUNDER SKY в России: Мы предложили такой проект перенести в Россию. И китайские партнеры наши в принципе, скрепя сердце, согласились. Конечно, для них это тоже большой челендж, потому что реально вы знаете, что проектов переноса китайских технологий в Россию очень мало.

КОРР.: Руководство завода пока не раскрывает всех цифр имеющихся заказов, заявив, что первая предоплата составила около 100 млн долларов. Через 3–4 года проект должен окупиться. Конкурентов на российском рынке нет. Это крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой мощности. Не исключено, что новые разработки переведут всю российскую энергетику на совершенно другой технологический уровень.

Источник: РБК ТВ, 09.12.2011

http://www.rusnano.com/…x/Show/33458

nikst аватар

Журнал «Огонек»: Аккумулируй это. Репортаж из Новосибирска, где открылся завод уникальных аккумуляторов

В Новосибирске всего за полтора года был построен один из крупнейших в мире заводов по производству аккумуляторов с использованием нанотехнологий

«Начиная этот проект, мы понимали, что все существующие производства в нашей стране, связанные с аккумуляторной промышленностью, — это позавчерашний день, — заявил на открытии завода „Лиотех” глава госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс. — Было ясно, что нужен масштабный, прорывной, современный проект, который позволит нам создавать значительные запасы энергии».

Большинство людей при словах «литий-ионная батарейка» вспомнят либо про элемент питания мобильного телефона, либо про батарейки для фотоаппаратов и прочей бытовой электроники. Но вот у тех батарей, которые начали производить на заводе «Лиотех», что открылся на днях в Новосибирске, назначение совсем иное: они призваны вытащить российскую энергетику и отечественный автопром на совершенно новый уровень технологического развития.

Понимаете, в электроснабжении самой неразрешимой проблемой является неравномерность графика потребления электроэнергии, — говорит Дмитрий Корев, начальник отдела проектных решений «Лиотеха». — В ночные часы мощность потребления уменьшается, а в дневные часы пик — увеличивается. А вот генерирующие мощности электростанций остаются на одном уровне. Таким образом, перепады в потребление энергии приводят к быстрому износу генерирующего и сетевого оборудования и, следовательно, к большему риску аварий и увеличению платы за электроэнергию. Выходом из этого положения станет создание сетевых накопителей энергии на основе мощных литиево-ионных аккумуляторов, которые способны запасать электроэнергию, забирая ее из энергетической сети, и при необходимости выдавать ее обратно с заданными параметрами.

Также наши накопители энергии могут стать самым серьезным стимулом для развития в России альтернативной энергетики на базе возобновляемых источников энергии, таких как, к примеру, солнечная и ветровая энергетика, которые обладают одним существенным недостатком — неравномерностью выработки энергии. Проще говоря, ночью, когда все приборы работают, солнечные панели не могут вырабатывать ток, и поэтому альтернативной энергетике нужны мощные и надежные аккумуляторы.

В принципе, первые прототипы аккумуляторов на базе лития — очень активного и самого легкого металла — появились еще в начале 50-х годов. Они сразу привлекли внимание ученых большой емкостью — такие аккумуляторы быстро заряжались, долго работали, но, увы, вскоре выяснилось, что у них есть маленький, но очень существенный недостаток — литиевые аккумуляторы самопроизвольно вспыхивали или взрывались. Дело в том, что при увеличении числа циклов зарядки-разрядки на литиевом аноде начинали расти дендриты — игольчатые металлические структуры, которые пробивали слой электролита и входили в соприкосновение с катодом из оксидов различных металлов. В итоге — короткое замыкание и взрыв. Поэтому в те годы проект создания литиевых батарей был положен, как говорится, под сукно, а их место на рынке заняли более безопасные никель-кадмиевые и металл-гидридные аккумуляторы, обладавшие гораздо меньшей емкостью.

  • Второй шанс литиевые аккумуляторы получили уже в 1991 году, когда совместная группа инженеров из Оксфорда и компании Sony предложила заменить металлический литий в аноде на матрицу из углеродных материалов, а в качестве катода использовать кобальтат лития. Кроме того, был усовершенствован и электролит, изготовленный на основе полимеров и солей лития — благодаря ряду добавок на электродах стал формироваться защитный ион-проводящий слой, такие аккумуляторы получили название «литий-ионные». Однако и у этих аккумуляторов вскоре обнаружились недостатки: выяснилось, что такие батареи могут отдать не более половины запасенной энергии.

Наконец, в 2003 году ученые Массачусетского технологического института разработали третье поколение литиевых аккумуляторов — на основе наночастиц феррофосфата лития. Интересно, что феррофосфат лития — это дешевый природный минерал, не обладающий практически никакой электрической проводимостью. Тем не менее именно благодаря нанотехнологиям этот диэлектрик стал основой энергетики будущего, ведь из-за этого материала кристаллическая структура электродов практически не поддается износу и внутренним структурным трансформациям. Это стало гарантией высокой надежности и безопасности аккумуляторов — они не боятся перезаряда и способны работать в очень широком интервале температур. То есть, как уверяют специалисты, теперь литий-ионные аккумуляторы не взрываются даже при внутреннем коротком замыкании, будучи насквозь пробиты гвоздями.

А дальше все просто, — говорит Дмитрий Корев. — Китайская сторона с самого начала проявляла интерес ко всем разработкам в области альтернативной энергетики, направляя лаборантов и научных сотрудников во все ведущие лаборатории мира. И когда разработка литий-ионных аккумуляторов третьего поколения было доведена до промышленных образцов, в Китае приняли программу стимулирования развития общественного электротранспорта, что логично: эксплуатация электромобиля с таким аккумулятором значительно дешевле, чем содержание обычного автомобиля на бензине. Таким образом, Китай стал настоящим мировым лидером в области создания аккумуляторов.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый завод «Лиотех» был построен в тесном сотрудничестве с китайской компанией Thunder Sky, которая поставляет в Россию как новейшие станки, так и сырье для производства аккумуляторов. Общий объем инвестиций в проект составил более 13,5 млрд рублей, и благодаря такому финансированию завод площадью более 40 тысяч кв. м был построен в рекордные сроки — всего за 18 месяцев.

Наш завод — это удачный пример трансфера зарубежных высоких технологий, позволивших создать современное производство, на котором после выхода на проектную мощность будут работать более 500 человек, — заявил журналистам управляющий директор РОСНАНО Сергей Поликарпов. — Реализуя программу импортозамещения, мы создадим вокруг завода целый кластер новых высокотехнологичных производств сопутствующих материалов и компонентов, а также инжиниринговый центр.

О востребованности нового продукта на рынке говорит и тот факт, что до момента запуска производства компания «Лиотех» уже имеет контракты на поставку батарей. Правда, первые партии аккумуляторов пойдут пока не в энергетику, все-таки создание сетевых накопителей энергии — это вопрос завтрашнего дня, а сегодня аккумуляторами активно заинтересовался российский автопром. Что ж, это действительно выгодно: на одной зарядке аккумулятора можно проехать около 350 км, при этом срок эксплуатации одной батареи достигает 7–8 лет или 600 тысяч км пробега. Сам аккумулятор может работать в самом широком диапазоне температур — от –45 до +60°C.

Внедрение общественного электротранспорта, оснащенного литий-ионными аккумуляторами, даст импульс развитию «зеленых технологий» и позволит значительно улучшить экологическую обстановку крупных мегаполисов, — считает генеральный директор компании «Лиотех» Александр Ерохин. — По нашим расчетам, перевод автобусов и грузового автотранспорта в крупных городах на электрическую тягу может снизить выбросы вредных веществ в атмосферу почти на 50 процентов.

Как заверил Сергей Поликарпов, первые 100 машин-электробусов, по виду напоминающих обычные микроавтобусы «Газель», появятся в Москве уже в этом году, а в следующем году в Москве будут оборудованы первые 28 электрозаправок. Также ведутся переговоры по поставкам аккумуляторов для оснащения машин Ellada — это электрическая версия «Лады», которую разработали специально для московских таксопарков. Планируется поставлять электробусы в Ставрополье и Сочи, где они станут олимпийским видом транспорта.

Владимир Тихомиров

Источник: Журнал «Огонек», №50 (5209) , 19.12.2011

http://www.rusnano.com/…x/Show/33505

nikst аватар

РОСНАНО увеличивает свою долю в проектной компании «Лиотех»

***Совет директоров РОСНАНО утвердил изменения основных параметров участия компании в инвестиционном проекте по организации в России производства литий-ионных батарей.****

В соответствии с решением, доля РОСНАНО в уставном капитале проектной компании ООО «Лиотех» будет увеличена до 59,9999% путем приобретения части доли у другого участника проекта — компании Thunder Sky Group Limited.

  • В настоящее время компания Лиотех уже завершила сертификацию продукции и приступила к ее реализации потребителям. Напомним, что завод по выпуску литий-ионных батарей был запущен 8 декабря 2011 года в Новосибирске.

Открытое акционерное общество «РОСНАНО» создано в марте 2011 году путем реорганизации государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий». ОАО «РОСНАНО» содействует реализации государственной политики по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. 100% акций ОАО «РОСНАНО» находится в собственности государства.

Председателем правления ОАО «РОСНАНО» назначен Анатолий Чубайс. Задачи государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» по созданию нанотехнологической инфраструктуры и реализации образовательных программ выполняются Фондом инфраструктурных и образовательных программ, также созданным в результате реорганизации госкорпорации.

http://www.rusnano.com/…x/Show/33994

nikst аватар
Roasted_meN аватар

Хорошо что в России начнут выпускать ли-акб. Возможно в скором времени новые аккумуляторы для ноутбуков, появятся у меня в интернет магазине