Мягконаука и зеленотехнология
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Архиважно и архинужно, товаг'ищи, создать науку о всем мягком, мягконауку. Она будет изучать широчайший диапазон объектов – от полимеров выше температуры стеклования до плюшевых медведей. Зашумят многочисленные конференции и симпозиумы мягкоученых. … Тем временем зеленотехнология займется производством всех зеленых объектов
Хлорофилл – он зеленый, и в зеленотехнологию автоматически попадет все сельское хозяйство. В 2015 году рынок зеленотехнологий достигнет 10 триллионов долларов. Мало? Пускай будет 15 или 150, мне не жалко. Не нравятся доллары? Пускай будут тугрики, 100 или 1000 триллионов тугриков плавно вращающихся на рынке зеленотехнологий. Штат Орегон как столица выращивания травы для гольф-клубов и газонов автоматически превращается в зеленотехнологический центр мира, а Салем переименовывают в Зеленоград.
В апреле Тим Харпер, глава небольшой конторы Cientifica в своем блоге запостил такое, что я упал под стол. Выбравшись из под стола, занялся полезным переводом. Тим Харпер делал, делает, и не знаю, будет ли делать деньги на лопоухих наноинвесторах. Итак, дамы и господа, товарищи, слово ему… Я получил email из US NanoBusiness Alliance (да, они до сих пор еще околочиваются неподалеку) с просьбой прислать данные о числе рабочих мест. созданных нанотехнологическими компаниями. Отличный пример как запущенная однажды пурга явилась обратно укусить вас за мягкое место.
«нам нужны данные о рабочих местах. Мы получили сообщение во время Public Policy Tour (сами переводите Public Policy Tour, у меня кроме потемкинских деревень ничего на ум не приходит. Это когда нанологи встречаются с членами правительства и депутатам, чтобы объяснить на что пошли распиленные казенные деньги.), в котором мы получили задание от сенатора Вайдена (Wyden), Тома Калила (Tom Kalil), и других чемпионов (чемпионы – комментарий мой, А.Ш.). Им необходимы данные о числе рабочих мест для того, чтобы представить нанотехнологию в наиболее выгодном свете. Нанотехнологический бизнес находится среди немногих, которые все еще набирают людей на работу, и наши "чемпионы» хотят это ясно показать. Нам также нужны конкретные истории (anecdotes в оригинале, Гусары, м-А-А-А-лчать! комментарий мой, А.Ш.), которые Сенаторы и Конгрессмены могут использовать для показа реальных результатов – конкретные люди, которых взяли на работу, вклад в развитие населенных пунктов. В ближайщем будущем мы хотим попросить вас участвовать в опросе, призванном помочь получить эту важную информацию"
Конечно, сейчас Сенаторов приперло, но надо ли на самом деле показывать, что нанотехнология создавала рабочие места? Если вы возьмете критерии NanoBusiness Alliance, приложимые к «нанотехнологической промышленности», то я подозреваю, что число работающих будет менее тысячи. Поелику большинство «Нанотехнологических компаний» проедают гранты DARPA и бизнес-гранты (SBIR) без намека на настоящий рост. Однако если посмотрим на число рабочих мест, созданных нанотехнологиями, то получится совсем другая история. Giant magnetoresistance и литография с используемыми сфокусированными ионными пучками, примененная при производстве жестких дисков в iPoda'х, создала целую отрасль в индустрии (так в оригинале, А.Ш.). То же самое справедливо для производства композитов, лекарств, тканей, и многих других отраслей индустрии (во времена моего детства это именовалось технологическим прогрессом, а не Банано, Зелено, или Чистотехнологией, А.Ш.) Однако NanoBusiness Alliance обещал Сенатором «нанотехнологическую индустрию».
Еще в далеком 2002 году NanoBusiness Alliance получил по рукам за глупейшие и наивные предсказания о размере «нанотехнологической индустрии».
«Отлично, мужики, мы купили это 10 лет назад. Мы заплатили налом, так что покажите-ка нам результаты? Сколько рабочих мест создано?»
«Гм, сейчас пошлю письмо и спрошу»
«Дак как же велика и могуча "наноиндустрия сегодня?»
«Гм, есть пара дюжин нанотехнологических компаний, некоторые закрылись, кризис знаете-ли…»
«Но в 2002-м вы говорили о сотнях компаний, стоящих 700 миллиардов.»
«Гм, гм…»
Урок на сегодня, дамы и господа, таков, что нету разницы между тем, если вы строите финансовую пирамиду а-ля-Мавроди или гоните нанопургу. Если вы можете показать продукт, и вы занимаетесь этим почтенным занятием достаточно долго, то у веревочки покажется конец. Большинство бывших нанотех-компаний сейчас продвигают Чисто-технологию, исскуственную биологию, или геоинженерию. Многие из них не имеют даже представления, о чем они говорят, однако у них хватает ума свалить, перед тем когда сказка станет былью. Трагедия, конечно, в том, что десятки тысяч ученых, работающих в области нанонауки, не делали этих идиотских предсказаний. И не имеют ничего общего с теми, кто войдя в NanoBusiness Alliance, делал еще более идиотские предсказания. Однако политики будут рассматривать ученых и нанопургонавтов как вляпавшихся в одну и ту же лужу.
Мда. Однако я не соглашусь про невинность ученых. Вообще, мне нравится подход американской академической школы, не рекомендующей вообще контактировать со СМИ до тех пор, пока не стал полным профессором лет в 40–45. Но американская молодежь мэтров не слушается. Отсюда происходят разные забавные казусы, как например, когда руководство Oregon State University дало по рукам молодому профессору «разхайпившему» явление «мертвого пятна» в океане у берегов Орегона так, что он умудрился напугать американцев в национальном масштабе. К слову, рыбаки Ньюпорта, штат Орегон, знают об этом «пятне» лет сто, что явно говорит о его не-атропогенности. Но молодому чемодану надо было денег, вот он и перестарался. Недели не проходит без очередного пресс-релиза, возвещающего «прорыв». Ну противно же.
По сей причине имел честь в последний год посылать в разных направлениях журналистов. С РенTV мне позвонил нахрапистый молодой чемодан в 4 утра и сообщил, что они меня приглашают на передачу, если (прописью) «я-в-Москве». Москва – не центр мира, увы и ах, и я вежливо сообщил, что сейчас я на противоположной стороне шарика, сейчас 4 утра, и у меня лекция в 8, еще не подготовленная. На что молодой чемодан, не извинившись, нахраписто потребовал контакты «лиц, разделяющих мое мнение». У вас все в Москве такие? (шутка, А.Ш.) Я мысленно одел мой черный ватник и мою желтую каску, произнес речь на материнском спряжении, каску и ватник снял, проглотил все слова, и вежливо отослал его к Гудилину. Надеюсь он не публиковал свой сотовый vkontakte.
Вообще пока я колесил по России и Украине в декабре, меня приятно поразили здоровые ростки. Чего стоит интеллигентный и по деловому энергичный … декан химфака Киевского университета. Попав к нему на экспресс-заседание кафедры, я понял, что на нем не заснешь. А Олег Калугин, декан химфака Харьковского университета, гордится лабами, созданными на деньги пожертвованными выпускниками университета. Честь ему и слава за подобное начинание. Приятно поразили ребята с ФНМ… это самая здоровая часть факультета.
Жалко уходить из науки обратно на завод. Тем более, что теперь мне придется влезть в костюм, нацепить административное лицо, и заниматься бизнес-анализом проектов в той же самой области, которую я так хорошо знаю. Но появляются интересные возможности. Например, купить свой собственный самолет или яхту. А наукой буду заниматься практически как хобби. Но почему не попробовать?
Автор – Алексей Шварев
Алексей Евгеньевич Шварев закончил химфак Санкт-Петербургского Университета в 1995 году по специальности «физическая химия». В 2000 году защитил диссертацию по (как сейчас модно говорить) «химическим сенсорам». Имеет семь лет непрерывного стажа работы на химическом производстве (теперь опять затикает счетчик), работал в НПО «Азот», компаниях «Вольта» и «Аквафор». С 2002 года живет и работает в США. С сентября 2005 года – профессор-ассистент на химическом факультете Oregon State University. С июля 2009 года – директор отдела разработок и исследований подразделения приборов анализа воды компании Thermo Fisher Scientific в Бостоне, штат Массачусетс.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев