Нейтронный реактор ПИК начнет работать в первой половине 2011 года

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Физический пуск исследовательского нейтронного реактора ПИК под Петербургом, строительство которого началось более 30 лет назад, состоится в феврале 2011 года, сообщил РИА Новости замдиректора Петербургского Института ядерной физики имени Б.П. Константинова (ПИЯФ) Виктор Ежов.

image81.jpgРеактор ПИК. Подробнее о научных исследованиях, экспериментальных установках и оборудовании http://nrd.pnpi.spb.ru/…ik.page1.htm

«Первая очередь реактора была сдана физикам строителями в декабре 2009 года. Год ушел на получение лицензий, дающих право ПИЯФ осуществить его физический пуск. Сейчас лицензия получена, проверены все системы реактора и идет подготовка к загрузке топлива», – сказал Ежов.

В феврале 2011 года реактор будет выведен на мощность около 100 киловатт, будут получены первые нейтроны для проведения физических экспериментов, сообщил ученый.

«Это и называется физическим пуском, а энергетический пуск, то есть выход на проектную мощность в 100 мегаватт произойдет через два года», – отметил он.

Недостроенный супермикроскоп

Высокопоточный пучковый реактор ПИК – один из крупнейших и самых дорогих «научных долгостроев», оставшихся России в наследство с советских времен. Основные идеи для этой установки были сформулированы еще в конце 1960-х годов – реактор должен был стать самым лучшим в мире источником пучков нейтронов.

Такие источники во всем мире используются как своеобразные «супермикроскопы», способные просвечивать различные материалы и «видеть» детали их структуры, сопоставимые по размеру с мельчайшими атомами. Нейтроны дают возможность изучать биологические молекулы и материалы, «прозрачные» для гамма-лучей и рентгена, они позволяют видеть динамику атомов, «снимать кино», а не только получать статичные снимки.

Строительство комплекса на территории института в Гатчине началось в 1976 году, но этот проект, как и многие другие ядерные проекты во всем мире, был заморожен из-за Чернобыльской катастрофы. К 1986 году были построены здания, закончена значительная часть монтажных работ, начата наладка отдельных систем. Однако после Чернобыля в СССР были пересмотрены требования безопасности, предъявляемые к ядерным реакторам, и проект ПИКа пришлось переделывать.

К 1991 году был готов обновленный проект, однако строительство фактически было уже заморожено. В 1990-е годы финансирования хватало лишь на то, чтобы не дать развалиться тому, что уже построено.

В 2007 году правительство РФ приняло решение о выделении 6 миллиардов рублей на достройку реактора. Первый пусковой комплекс был завершен в конце 2009 года, и физики начали подготовку к физическому пуску реактора.

Однако затем, по словам Ежова, строительство второй и третьей очередей реактора в очередной раз забуксовало. Еще в 2009 году запланированное бюджетное финансирование было сокращено на 220 миллионов рублей, а в начале 2010 года Минфин заявил, что может перечислить всего 190 миллионов рублей вместо 1 миллиарда, запланированного распоряжением 2007 года, сказал собеседник агентства.

Финансирование было восстановлено лишь в августе 2010 года.

Дозревать в «Курчатнике»

В 2009 году власти России приняли решение включить ПИЯФ, ранее являвшийся институтом РАН, вместе с Институтом физики высоких энергий (ИФВЭ) и Институтом теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) в состав Национального исследовательского центра, создаваемого на базе Курчатовского института.

Директор «Курчатника» Михаил Ковальчук ранее неоднократно заявлял о необходимости создания крупных научных экспериментальных установок, выступал за создание программ в поддержку «меганауки», приводя в пример такие европейские проекты, как термоядерный реактор ИТЭР, Большой адронный коллайдер и рентгеновский лазер на свободных электронах XFEL.

В конце сентября Ковальчук заявил, что физический пуск реактора состоится в первой половине 2011 года.

Физпуск – только начало

Ежов рассказал, что сейчас проблемы с выделением средств на строительство решены, однако предстоит еще много сделать.

«Финансирование восстановили, но беда в том, что задержка с финансированием на год уже произошла, и компания "Титан-2», с которой был заключен договор о строительстве под ключ, в июле расторгла контракт, поскольку при такой задержке с финансированием выполнить все работы в срок она уже не в состоянии", – сказал он.

«Сейчас готовится очередной конкурс на заключение нового контракта», – добавил Ежов.

Кроме того, сказал ученый, физический пуск – это только первый шаг к полноценной работе установки. По словам Ежова, после загрузки топлива реактор начнет работать на мощности примерно 100 кВт, что в тысячу раз меньше проектных 100 МВт тепловой мощности.

«Тепло, выделяемое при работе реактора нужно "снимать», для этого необходимо запустить внешний контур системы охлаждения, подстанции основной и резервной систем электроснабжения", – сказал ученый, добавив, что на проектные параметры реактор должен выйти через два года.

«Сейчас начинается монтаж нейтронных инструментов в экспериментальных залах реактора. Через два года, при наличии финансирования, можно будет начинать реальные нейтронные исследования», – добавил Ежов.

«Голый» реактор?

Однако, подчеркнул ученый, денег на создание экспериментальных установок в имеющемся распоряжении не предусмотрено, как не предусмотрено и строительство жилья для персонала реактора.

«По проекту, для эксплуатации реактора и всех экспериментальных установок, потребуется набрать еще 350 человек. В основном это молодые специалисты, не имеющие жилья в Гатчине. Уже сейчас, на стадии физпуска реактора, все общежития института переполнены», – сказал Ежов.

По его словам, на стадии перехода института из академии в НИЦ «Курчатовский институт» ПИЯФ может лишиться уже существующих общежитий – управление делами РАН планирует оставить их в академии наук для собственных нужд.

«Выглядит это весьма странно, поскольку на десятки километров вокруг Гатчины нет ни одного другого академического института», – сказал собеседник агентства.

Эксперимент приплывет из Германии

Несмотря на то, что проект реактора ПИК восходит к 1970-м годам, его концепция не устарела до настоящего времени. Его схема – охлаждаемая легкой водой активная зона и тяжеловодный отражатель – широко используется практически во всех современных проектах исследовательских нейтронных реакторов.

Реактор ПИК сможет «выдавать» поток нейтронов плотностью 10 в 15-й степени нейтронов в секунду на квадратный сантиметр, а в так называемом «центральном канале» – 5 на 10 в 15-й степени.

По нейтронному потоку и экспериментальным возможностям с ПИКом может сравниться лишь реактор института Лауэ-Ланжевена во Франции, имеющий статус международного исследовательского центра. Он позволяет проводить до 40 нейтронных экспериментов одновременно. Спрос на нейтронные пучки этого реактора значительно превышает его экспериментальные возможности.

ПИК же позволит проводить до 50 экспериментов одновременно, и в ближайшие 10–15 лет в мире не планируется строительство исследовательских реакторов с подобными экспериментальными возможностями. Поэтому европейские ученые уже сейчас проявляют большой интерес к возможности проведения экспериментов на ПИКе.

«Причем интерес этот не академический, он уже перешел в практическую плоскость. В начале этого года заключен контракт с Германией о перемещении со среднепоточного реактора в Геестхахте шести первоклассных нейтронных установок стоимостью свыше 20 миллионов евро на реактор ПИК. За это немецкая сторона получит 30% пучкового времени для работы на этих установках», – сказал Ежов.

По его словам, шесть установок из Германии не решают всех экспериментальных проблем ПИКа, ведь позиций для нейтронных инструментов – 50.

«Если в ближайшее время не будет решена проблема финансирования приборной базы реактора и персонала его обслуживающего, Россия получит великолепный "голый» реактор, на котором будет некому и не на чем работать", – заключил ученый.

МОСКВА, 15 дек – РИА Новости.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.3 (6 votes)
Источник(и):

Rian.ru