Перестройка в Солнечном городе

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Дмитрий Медведев начинает продвижение российской модернизации в Китае с переделки павильона

Как стало известно «Ъ», президент РФ Дмитрий Медведев поручил к своему сентябрьскому визиту в Китай переделать российский павильон на всемирной выставке Expo-2010 в Шанхае. По замыслу Кремля, экспозиция должна раскрывать потенциал России для развития инноваций, а также продвигать современные достижения российской науки и мегапроекты, прежде всего инноград «Сколково». Однако эксперты полагают, что пробивать дорогу на китайский рынок российской инновационной продукции будет сложно, поскольку в Китае много своих инновационных центров, которые существуют не только на бумаге.

kommersant-1.jpgЭксперты сомневаются, что российским инновациям светит успех на китайском рынке
(на фото — павильон РФ на Expo-2010) Фото: REUTERS/Stringer

Поручение переделать российский павильон на Expo-2010 Дмитрий Медведев подписал 14 июля (копия есть в распоряжении «Ъ»). В документе говорится, что это необходимо сделать «в связи с предстоящим 28 сентября днем России на Expo-2010 и планируемым визитом президента РФ в КНР». Упор в экспозиции теперь должен быть сделан «на раскрытии потенциала страны для развития инновационного бизнеса, насыщении материалами о современных достижениях российской науки и техники, в том числе по линии создания "умной» городской среды". Об исполнении поручения президенту должно быть доложено 1 сентября.

Необходимость изменений в павильоне, который открылся в апреле, высокопоставленный источник «Ъ» в Кремле объясняет тем, что проект российского павильона готовился три года назад, когда «у России еще не было нынешних модернизационных амбиций». «Хотя мы впервые за последние годы построили для Expo свой павильон и у него неплохая посещаемость, нынешняя экспозиция тему модернизации практически никак не раскрывает, да и вообще концепция там изначально не особо удачная, поэтому нуждается в доработке»,— говорит собеседник «Ъ».

Выбор Незнайки в качестве персонажа, представляющего Россию, поверг китайцев в шок. "В конфуцианской культуре ценится стремление к знаниям и почтение к старшим. Незнайка — антипод этих устремлений, а потому для китайцев он персонаж отрицательный

Эксперты же убеждены, что вносить коррективы в российскую экспозицию на Expo было необходимо в любом случае, поскольку китайские посетители воспринимают ее неоднозначно. Внутреннее убранство павильона выполнено по мотивам сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе». Выбор Незнайки в качестве персонажа, представляющего Россию, поверг китайцев в шок. «В конфуцианской культуре ценится стремление к знаниям и почтение к старшим. Незнайка — антипод этих устремлений, а потому для китайцев он персонаж отрицательный,— пояснил "Ъ» доцент Института стран Азии и Африки МГУ Михаил Карпов.— Китайцы внимательны к таким вещам, поэтому выбор подобного лица страны негативно влияет на образ России«. С этим согласен и собеседник "Ъ» в Кремле. По его словам, «Незнайка и клубника — не самые очевидные символы модернизации».

Впрочем, одними косметическими преобразованиями российское руководство ограничиваться не намерено. Как говорит источник «Ъ» в аппарате правительства, которое сейчас работает над исполнением поручения, сверхзадача — это продвижение через Expo будущих достижений российской модернизации на рынки Восточной Азии. По словам чиновника, в Москве надеются, что достойная презентация российской модернизации на Expo-2010 не только повысит международный престиж страны, но и поможет найти для инновационной продукции из РФ потенциальных покупателей в Азии, прежде всего в Китае.

В рабочих предложениях, подготовленных администрацией президента РФ, содержатся конкретные указания, которые могут помочь решить эту задачу. Как отмечается в документе, в павильоне необходимо «разместить экспозиции о создании инновационного центра "Сколково», о подготовке Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке, а также туристическом кластере Северо-Кавказского федерального округа«. Кроме того, рекомендуется "подключить к организации своих экспозиций ведущие компании России, работающие в области инноваций». В качестве единственного примера такой компании в документе назван «Газпром», который «может продемонстрировать свои достижения по газификации городов, что имеет для Китая особое значение в плане борьбы с загрязнением окружающей среды». В пресс-службе «Газпрома» инновационную деятельность компании и планы участия в Expo комментировать «Ъ» вчера не стали.

Желание Кремля продвигать отечественную инновационную продукцию в Китае российский бизнес радует.

«Презентация проектов на Expo на столь высоком уровне может стать прорывом. Появится хорошая возможность возбудить интерес к перспективным российским разработкам, которые, к счастью, пока есть»,— заявил «Ъ» председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.

По его словам, реализация этой идеи может исправить перекос в товарообороте с Китаем. Дело в том, что на протяжении последних лет в китайском экспорте в РФ преобладают товары машинно-технической группы и промышленные товары. Российский же экспорт основывается в основном на продаже нефти, металлов и древесины.

«Три года назад правительства РФ и КНР создали палату по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. С тех пор ситуация несколько улучшилась, доля нашего технологического экспорта подросла. Поручение президента может сильно продвинуть нас в решении этой задачи»,— убежден Сергей Санакоев.

Впрочем, китайские эксперты оценивают перспективы высокотехнологичных товаров из РФ на рынке КНР весьма осторожно.

«Если Россия действительно хочет продавать в Китае свою инновационную продукцию, то ей предстоит огромная работа,— заявил "Ъ» заместитель директора центра российских исследований при Университете Восточного Китая Ян Чэн.— На этом рынке сейчас доминируют западные страны. Да и китайские предприятия развиваются очень динамично. Россия, пришедшая на рынок позже, должна будет показать серьезные конкурентные преимущества, чтобы получить свою долю".

Российской продукции придется конкурировать не только с западными разработками, но и с продукцией растущих как грибы китайских инновационных кластеров. Причем, в отличие от «Сколково», многие из них существуют уже долгие годы. Например, ближайший китайский аналог «Сколково» — район Чжунгуанцунь в Пекине — начал развиваться еще в 1988 году. С тех пор свои штаб-квартиры и исследовательские центры там основали Google, Intel, AMD, Oracle Corporation, Motorola, SonyEricsson и Microsoft. Именно там родилась китайская компания Lenovo, которая является одним из лидеров в производстве компьютеров и в 2005 году выкупила соответствующее подразделение IBM за $1,75 млрд.

К тому же Китай в последнее время все меньше интересуется закупками технологий в России, заменяя их собственными. Последним ярким примером стала достигнутая в феврале договоренность о строительстве «Атомстройэкспортом» второй очереди Тяньваньской АЭС, по условиям которой китайцы построят своими силами 70% станции — беспрецедентная доля локализации строительства.

«В сфере технологий китайцев могло бы заинтересовать российское оружие, но пока тема закрыта: мы и так в 1990-е продали многие технологии и не готовы отдавать КНР самые передовые разработки,— полагает Михаил Карпов.— В гражданских же сферах российская продукция часто проигрывает по соотношению цены и качества, поэтому китайцам оказывается проще купить что-то в США и ЕС. А тем временем технологический разрыв с Китаем углубляется — причем не в нашу пользу».

Автор: Александр Габуев

Газета «Коммерсантъ» № 150 (4450) от 18.08.2010

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Kommersant.ru