Геном дафнии поразил ученых

Обыкновенная водяная блоха, Daphnia pulex, то есть известная всем со школы дафния, простейшее ракообразное, оказывается, имеет самый сложный в мире геном, очень непохожий на все другие.

Исследователи из Университета Индианы, секвенировав геном дафнии и начав его исследовать, обнаружили, что по числу генов дафнию можно считать королевой мира – ее ДНК содержит 31 тыс. генов, тогда как в человеческом геноме их всего 23 тыс. Во-вторых, в геноме дафнии они наткнулись на множество генов, которых до сих пор никогда и ни у кого не встречали.

«Более трети генов дафнии, – утверждает один из исследователей индианской группы, – не были встречены ни в одном другом организме. Иными словами, эти гены – абсолютная новость для науки».

daphnia_b2e2f.jpg Рис. 1. Геном дафнии больше, чем у любого из нас.

Количество генов и их новизна на самом строении организма дафнии никак не сказывается. Там все обычно – продолговатое тело, суставчатые конечности, фасеточные глаза, очень простые нервная система и система циркуляции. Несколько необычно поведение дафнии, что всегда привлекало к ней внимание исследователей. Так, при появлении хищника дафнии увеличивают хвостовые шипы, шейные зубы и защитные шлемы. Также дафния легко приспосабливается к различным уровням кислотности среды, концентрации кислорода, качества пищи и температуры. Плюс к тому дафнии могут размножаться и клонированием, и с помощью секса. Отсутствие самцов они легко переносят, предпочитая почкование, и начинают искать партнеров только в том случае, когда жесткие внешние условия это позволяют.

Лидерство по количеству генов ученые объясняют высокой степенью дублирования генов, которая в три раза превосходит эту степень для беспозвоночных и на 30% – для людей. О том, почему у дафний так много нигде не встречающихся генов, ученые пока представления не имеют.

1. CNews

kobzar аватар

Вот уж по истине неземное создание. «обнаружили, что по числу генов дафнию можно считать королевой мира – ее ДНК содержит 31 тыс. генов» – больше чем у человека. Как это возможно?