Научно-образовательные центры могут придать дополнительный стимул стартапам

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Научно-образовательные центры, созданные в последние годы в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», позволяют интегрировать не только науку и образование, но и образование и производство — такого мнения придерживаются большинство руководителей научных коллективов.

В свое время Министерство образования и науки, озаботившись оторванностью научных исследований от учебного процесса, предприняло небезуспешную попытку стимулировать их интеграцию, выделяя на эти цели миллионы рублей. Чтобы участвовать в ФЦП «Кадры», многие научные коллективы пошли на создание научно-образовательных центров. Поскольку непременным условием подачи заявок на конкурсы по программе было привлечение молодежи, научные сотрудники стали проявлять больший интерес к студентам и аспирантам.

Параллельно с поддержкой научных исследований сотрудники научно-образовательных центров получили неожиданный, на первый взгляд, эффект. Поскольку министерские эксперты, невзирая на критику со стороны апологетов фундаментальной науки, чаще отдавали предпочтение исследованиям прикладного характера, под них стали «подстраиваться» и НОЦы. А прикладные результаты послужили точкой опоры для становления малых инновационных предприятий, в том числе — в сфере наноиндустрии.

«В заявках на конкурсы мы обязательно прописываем, в каких отраслях могут быть потенциально востребованы результаты научных исследований, — рассказывает доктор физико-математических наук, руководитель Центра коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов» Олег Иванов. — Я не вижу в этом проблемы: в западных вузах развиты механизмы оперативного и гибкого внедрения научных результатов в производство. К такому же результату должны стремиться и мы».

В ряде случаев при научно-образовательных центрах появляются собственные бизнес-инкубаторы, ориентированные на внедрение инноваций в массовое производство. Так, один из научных результатов возглавляемого Олегом Ивановым коллектива — технология нанесения вакуумно-дуговых износостойких покрытий. Вместо того, чтобы просто зафиксировать полученную технологию в отчетах, сотрудники НОЦа внедрили ее на заводе «Ритм», где сверхпрочное покрытие наносится на фрезерные инструменты, который затем попадают на авиастроительные заводы.

Залогом успеха многих отечественных научно-образовательных центров стало следование формуле «НОЦ + МИП», при которой научно-образовательная часть получает поддержку в рамках ФЦП, а инновационная — в рамках Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. При таком варианте развития событий происходит своего рода «разделение ролей»: НОЦ объединяет науку и образование, а малое предприятие выступает в роли гибкой производственной площадки. Как результат, наноиндустрия получает в свое распоряжение не только научные результаты, но и вчерашних студентов-нанотехнологов, желающих состояться на производстве.

Директор Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки России Геннадий Шепелев отмечает несостоятельность аргументов критиков, которые сетуют на уход молодых кадров из науки.

«Такая тенденция характерна почти для всех развитых стран, — говорит Г. Шепелев. — В условиях экономического роста зарплата научного сотрудника растет не столь высокими темпами, как доходы в промышленности. В результате, ближе к тридцати годам образованные и инициативные молодые люди уходят из науки в реальный сектор экономики, получают там бесценный практический опыт, а ближе к пенсии возвращаются в научные центры и вузовские аудитории из производственной сферы и делятся своими знаниями и умениями со студентами. Думаю, в этом нет ничего плохого».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

edu-reestr