Нейрофизиология тибетских монахов: учёные сумели «увидеть» медитацию

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В головном мозгу есть две функциональные сети: внешняя — для коммуникации с миром, внутренняя — для общения с собой. Одновременно они обычно не работают. Но оказалось, что вместе они включаются во время медитации, «при достижении чувства гармонии и единения с миром».

Профессор Зоран Иосипович из Нью-Йоркского университета несколько лет занимается изучением тибетских монахов. Главным инструментом в его исследованиях является функциональный магнитно-резонансный томограф; сам профессор специализируется в нейрофизиологии, а монахи понадобились ему для того, чтобы выяснить некоторые фундаментальные принципы функционирования головного мозга.

c0071660-hearing_music_fmri_brain_scan-spl.png Рис. 1. Функциональная томограмма мозга человека во время прослушивания музыки. Цветные участки показывают зоны мозговой активности. (Фото Pr Michel Zanca, ISM).

Активность нашего мозга распределена по двум функциональным сетям — внешней и внутренней. Внешняя сеть работает при выполнении каких-то задач во «внешнем мире», будь то общение с другими людьми или утренний душ. Внутренняя (или, как её ещё называют, «сеть по умолчанию») обнаруживается, когда у человека включается самоанализ, когда он размышляет о самом себе, своих эмоциях, анализирует поступки и т. п. Ранее считалось, что за такие размышления отвечает та активность мозга, которая проявляется в момент покоя, когда мы, грубо говоря, ничем не заняты.

Но впоследствии была обнаружено, что в моменты покоя и безделья в головном мозгу начинает что-то происходить, и это не обычная фоновая активность. Ещё позже исследователи пришли к выводу, что функциональная сеть, которая демонстрирует такую активность, связана с феноменом самосознания. Иначе говоря, эта сеть отвечает за понимание того, что ты — это ты.

Сети не могут функционировать одновременно. Их работу уподобляют детским качелям: когда один край доски поднимается вверх, другой опускается вниз. Такое «разделение труда» помогает человеку сконцентрироваться на решении проблем, управлять своим вниманием и не считать, например, ворон за окном во время школьного урока.

Каким образом происходит переключение между системами, является предметом обширных исследований, в том числе профессора Иосиповича с коллегами. В случае с монахами исследователей интересовало поведение внешней и внутренней сети во время медитации. Считается, что в этом состоянии достигается особое единство с миром, растворение собственной индивидуальности в окружающей гармонии. Как это реализуется в мозгу, где внешняя и внутренняя системы постоянно занимают место друг друга? Ради ответа на этот вопрос и было предпринято исследование медитирующих монахов: с помощью аппарата функциональной МРТ можно было следить за изменением кровотока в головном мозгу во время медитации.

По словам ученых, во время медитации мозг нарушает описанное выше правило: в нём активизируются обе системы, и внешняя, и внутренняя. За счёт этого и достигается «слияние с миром», когда поток информации извне совпадает с потоком данных, описывающих собственное «я».

В некотором смысле, эта информация опровергает постулат о необходимости полного подавления внутреннего «я» для достижения гармонии: судя по всему, у тибетских монахов во время медитации это самое «я» цветёт пышным цветом. С другой стороны, подобные исследования выполняются не только для ответа на умозрительно-эзотерические вопросы. Учёные считают, что нарушения баланса этих двух сетей повинно в таких недугах, как аутизм, клиническая депрессия и даже болезнь Альцгеймера: все они в той или иной степени связаны с расстройством самосознания, потерей собственного «я» и утратой контактов с «внешним миром». И, сколь экстравагантно ни выглядели бы тибетские монахи в качестве объекта исследования, возможно, они как раз и помогут понять, что же делать со всем этим богатым набором тяжёлых психических и неврологических расстройств.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (44 votes)
Источник(и):

1. BBC

2. compulenta.ru