Реформа образования: На открытии Года химии в РАН обсуждали реформы науки

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

По инициативе IUPAC, 2011-й объявлен ООН Международным годом химии. Во вторник, 15 февраля, в РАН состоялась торжественная церемония открытия Года химии в России.

На мероприятии выступили с докладами многие видные учёные и администраторы науки, например президент IUPAC Николь Моро, вице-президент РАН Сергей Алдошин, руководитель лаборатории ядерных реакций Объединённого института ядерных исследований Сергей Дмитриев. Но доклады, посвящённые химии – её истории, последним достижениям и роли в жизни общества, – аудитория слушала расслабленно. Гораздо больше внимания привлекали выступления о глобальных проблемах науки и образования.

Ректор МГУ Виктор Садовничий вызвал в зале овацию, сообщив, что «базовое образование в школе обязано быть сильным». Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко конкретизировал: «Пока в твоих руках что-то не взорвётся, пока не возникнет цвет, запах вживую – значит, ты химию не поймёшь и не знаешь». Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выступил против попыток реформирования науки и образования и, в частности, осудил стандарт старшей школы, бурно обсуждаемый в последние месяцы.

«Я убеждён, что он (образовательный стандарт. – STRF.ru) должен включать в себя в качестве обязательных такие предметы, как историю, литературу, русский язык, химию, физику, математику. Иначе мы можем очень сильно подорвать основы своей государственности», – сказал Миронов.

В круг проблем, затронутых на церемонии открытия Года химии, вошло и высшее образование. Валерий Лунин, декан химического факультета МГУ, высказался о скептическом отношении университета к разделению на бакалавриат и магистратуру. Он привёл международную статистику, демонстрирующую, что большинство бакалавров естественно-научных факультетов стремятся продолжить образование в магистратуре, а на работу их берут неохотно. Лунин уверен, что необходимо сохранить программу подготовки специалистов, проходящих пятилетнее обучение. Система двухуровневого образования с ограничением приёма в магистратуру «со временем может привести к существенному снижению в стране объёма научных исследований в области химии и других естественных наук, и вообще в целом к уменьшению интеллектуального потенциала страны», цитирует Лунин своё обращение к министру образования и науки в 2009 году. В МГУ при поддержке Садовничего систему подготовки специалистов пока удалось сохранить.

Студенты получили образование, что им делать дальше? Очевидно, что проблема утечки мозгов не может решиться усилиями учёных – необходима поддержка власти.

«Одна из самых насущных проблем для молодых учёных – это жильё. Мы должны использовать весь арсенал возможностей для её решения. И всё это необходимо оформить законодательно, – говорит Сергей Миронов. – Важно создать для молодых учёных такие условия, чтобы проблема утечки умов навсегда осталась в прошлом, а талантливые учёные делали карьеру в России и работали здесь, получая самые престижные мировые премии».

Председатель Совета Федерации неодобрительно отозвался о реформировании РАН, отметив, что в настоящее время не существует законодательной базы, определяющей, как именно должны строиться отношения научных организаций с обществом и государством, и что «научное сообщество должно принять самое активное участие в работе над таким законопроектом».

Автор: Казанцева Анастасия

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru