У молодых раковых клеток обнаружена способность к самопоеданию

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Ирландские исследователи нашли белок-«убийцу», который побуждает молодые раковые клетки к аутофагии.

Не думайте, что наши с вами клетки так уж беззащитны перед раковым перерождением. Как только в клетке появляются первые признаки того, что она готова забыть о своих прямых обязанностях и начать бесконтрольно делиться, запускается апоптоз, или «запрограммированное самоубийство»: «сошедшая с ума» клетка в срочном порядке погибает за счёт включения внутри себя специальных белков.

Сигналом для этих белков служит неправильная работа так называемых протоонкогенных белков — именно они в большинстве случаев запускают развитие рака. Часто эти белки, регулирующие деление клетки, являются клеточными рецепторами; кроме того, они сами по себе важны для нормальной жизнедеятельности клетки, но мутации в генах этих белков нередко фатальны. Мутировавший протоонкогенный белок становится просто онкогенным и начинает непрерывно слать в клеточное ядро сигнал к размножению, что и влечёт за собой образование опухоли.

lung_cancer.jpg Рис. 1. Клетки рака лёгких (фото Corbis).

К подобного рода белкам-рецепторам-протоонкогенам относится один из белков семейства Ras, представители которого виновны в возникновении 30% онкозаболеваний у человека. Лаборатория Шемуса Мартина при Дублинском университете обнаружила в гене Ras мутацию, которая провоцирует аутофагию новообразованных раковых клеток. Белок Ras с этой мутацией способен стимулировать синтез другого белка, Noxa, который в свою очередь является спусковым крючком в программе саморазрушения клетки.

В то же время исследователи отметили роль другого белка — Bcl2 — в торможении процесса клеточного самоубийства. Он является регулятором апоптоза, препятствуя бесконтрольной и ненужной смерти здоровых клеток. Однако белок может действовать и во вред, тормозя уничтожение раковых клеток. Работой Bcl2 можно легко объяснить то, почему не происходит полной ликвидации раковых клеток в организме.

Таким образом, онкогенная мутация в белке-рецепторе Ras одновременно является сигналом для белка-«убийцы» Noxa. Как только клетка встаёт на путь ракового перерождения, Noxa даёт ей команду к самоперевариванию. И если бы не Bcl2, белок Noxa мог бы лишить работы врачей-онкологов. Пока же, как говорит профессор Мартин, перед исследователями стоит задача найти вещества, способные регулировать активность Noxa и его антагониста Bcl2.

Работа ирландских учёных с результатами исследований опубликована в статье:

Mohamed Elgendy, Clare Sheridan, Gabriela Brumatti, Seamus J. Martin Oncogenic Ras-Induced Expression of Noxa and Beclin-1 Promotes Autophagic Cell Death and Limits Clonogenic Survival. – Molecular Cell. – статья.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (7 votes)
Источник(и):

1. physorg.com

2. compulenta.ru