Второе дыхание ФЦП «Исследования и разработки»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

ФЦП «Исследования и разработки» – самая известная и крупная программа Минобрнауки России. В том или ином виде она реализуется уже почти 10 лет, перебой в финансировании был только в кризисные 2009–2010 годы. Чтобы компенсировать этот разрыв, правительство решило продлить нынешнюю программу: вместо 2012-го она завершится в 2013 году, а затем преобразится в новую государственную научную программу.

600_shepelev600.jpg По словам директора Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки России Геннадия Шепелева, компания, вышедшая с предложением провести конкурс по нужной тематике ФЦП, получает одно место в конкурсной комиссии и может влиять на выбор исполнителя

Действующая сейчас программа тоже претерпела заметные изменения. О них на круглом столе фонда «Открытая экономика» рассказал Геннадий Шепелев, директор Департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки России. Обновлённой программе нужна реклама: сейчас вовсю идёт формирование конкурсов, а заявок приходит недостаточно.

Официальная задача программы – «развитие научно-технического потенциала РФ в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ». По сути, это программа широкой поддержки прикладной гражданской науки, а также коммерциализации разработанных технологий. Объёмы финансирования предполагаются достаточно высокие:

tablica1_600.jpg

Однако если сравнить с докризисными планами, то выяснится, что общий размер программы всё же сильно сократился:

1.jpg

Предполагается, что в 2011–2013 годах должна резко вырасти доля внебюджетного софинансирования. В 2007–2009 годах она составляла 30–32 процента, а к 2012-му прогнозируется на уровне 62,3 процента.

Однако мероприятия, требовавшие максимальных вложений от бизнеса, из программы теперь исключены. Не будет больше ни «Реализации важнейших инновационных проектов государственного значения», ни «Осуществления проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом» – весь блок «Коммерциализация технологий» св ёрнут.

«Как показывает практика, на таких условиях (требуемый внебюджет больше бюджетных средств.) практически нет желающих из бизнеса», – сообщил Геннадий Шепелев.

Остаются следующие ключевые мероприятия:

  • мероприятия 1.2–1.6. «Проведение проблемно ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела» по одному из приоритетных направлений.

-- финансирование до 20 миллионов рублей на проект (до 10 миллионов рублей на два года); – привлечение внебюджетных средств не менее 15 процентов от объёма бюджетных.

  • мероприятия 2.2–2.6. «Осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации».

-- в госконтракте фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот; – финансирование от 30 до 100 миллионов рублей в год, срок реализации 2–3 года; – привлечение внебюджетных средств не менее 100 процентов от объёма бюджетных.

Министерство заключает с победителем соглашение, по которому тот обязуется в течение пяти лет после окончания работ сообщать об объёмах выпускаемой продукции, разработанной в рамках контракта.

  • мероприятие 2.7. «Проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом».

-- комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства; финансирование одного проекта составляет до 150 миллионов рублей (до 50 миллионов рублей на 3 года); – привлечение внебюджетных средств не менее 100 процентов от объёма бюджетных.

Компания, вышедшая с предложением провести конкурс по нужной тематике, получает одно место в конкурсной комиссии и может влиять на выбор исполнителя. При этом софинансировать работу выигравшего научного партнёра бизнесу необязательно – достаточно вложиться в создание производства. А все государственные деньги направляются научной организации-исполнителю ОКР.

Сейчас в реализации программы наступил важнейший этап – формирование тематик конкурсов. Из-за существующих правил госзакупок реализация программы строится в два шага. Сначала инициативные организации подают предложения (тематики и объёмы финансирования). Затем, после экспертного отбора, лучшие из них выставляются на конкурс. Причём выиграть может вовсе не та организация, которая разработала первоначальный проект, особенно если предложит более низкую цену работ.

В центре всей ФЦП находится Научно-координационный совет (НКС), который формирует рабочие группы по всем приоритетным направлениям. Именно эти группы проводят научно-техническую и экономическую экспертизу заявок и отбирают самые перспективные для госфинансирования. Затем предложения рабочих групп рассматривает НКС, который одобряет либо отклоняет их, после чего проводится конкурс исполнителей. Официальное решение о выделении средств принимают конкурсные комиссии, состоящие из чиновников, однако они опираются на результаты независимой оценки – экспертов в основном поставляют РФФИ и РИНКЦЭ.

Начиная с этого года, заявки на формирование тематики можно подавать онлайн . Система позволяет отслеживать их дальнейшую судьбу и получать по e-mail извещения о принятых решениях. Информацию об уже поданных заявках можно получить здесь . Министерство приглашает всех к участию.

Приложения:

ВложениеРазмер
fcp_ir_11-02-11.ppt1.19 МБ
realizacija_fcp_ir_kruglyjj_stol_20110210_tekhnicheskaja_chast_zft.ppt1.72 МБ
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

S&T RF