Екатерина Булычева: «Будущее предпринимательских университетов в России зависит от их способности объединяться и рисковать»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

4–5 октября в Томске состоялась конференция «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров». Ключевой темой мероприятия стало обсуждение вопроса развития предпринимательских университетов и их значения для инновационных территориальных кластеров. В дискуссии приняли участие представители власти и бизнеса, институтов развития, госкорпораций, образовательных учреждений, а также Ассоциации инновационных регионов России (АИРР).

Рассматривая особенности создания университетов нового типа, цель которых – тесное сотрудничество с промышленностью, инновационным бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления, модератор дискуссии Екатерина Булычева, заместитель Исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России призвала обратиться к зарубежному опыту в определении модели развития учебного заведения:

«В Кембридже, штате Массачусетс, через дорогу размещены два ведущих мировых университета – Гарвард и MIT. Структура их бюджетов принципиально не отличаются, в Гарварде например 3,5 млрд дол поступает от деятельности эндаумента (то есть это доход от переданных университету земель и финансовой деятельности), 1 млрд дол на НИОКР (при этом большей частью источник финансирования – Конгресс США или меценатские вложения крупного бизнеса) и только 20 млн дол составляет доход от интеллектуальной собственности. Однако в Гарварде разворачивается классическая научная модель и профессора ориентированы преимущественно на науку, а в MIT – на предпринимательство и инновации. В чем тогда состоит суть модели предпринимательского университета?». Кроме того, главная проблема креативного класса – барьеры ментальности: «В западных университетах профессоры могут позволить себе провалить 12 проектов и реализовать один. У нас же за каждый проект придется «ответить», – сказала Булычева.

Ключевая задача предпринимательского университета — формирование определенной среды среди профессоров и студентов.

«Чтобы российским университетам продвинуться в реализации модели предпринимательского университета, необходимо обратить внимание не только на технический, инженерный аспект, но и на общую культурную оболочку вокруг университета», – уверен Олег Алексеев, вице-президент Фонда «Сколково». По его словам, среди ключевых факторов среды предпринимательского университета присутствуют: наличие многообразия типов поведения и самореализации, наличие пространства, где формируются основные ценности человека и расширяются культурные горизонты.

«Например, Вы знаете, что Иосиф Бродский был приглашенным поэтом Гарвардского университета?» – обратился Алексеев к участникам заседания.

Предпринимательские университеты, по мнению Александра Каширина, директора департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии», могут стать центром компетенций для технологических компаний:

«Университеты должны помочь госкорпорации «Ростехнологии» принять участие в третьей промышленной революции».

По словам Александра Каширина, ведущие мировые корпорации перешли на модель «открытых инноваций» и постоянно повышают долю аутсорсинга по причине быстрых изменений на рынке и необходимости развития в рамках корпораций ключевых компетенций.

Определенных успехов, по мнению Анатолия Петровского, проректора МИФИ, в формировании прообраза университета нового типа: создания учебно-научного инновационного комплекса, а также окружения из 125 инновационных компаний добился Томский Государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Однако для развития предпринимательских университетов в России и их взаимодействия с кластерами и государственными корпорациями необходимы изменения в бюджетном и финансовом законодательстве регионов, уверен Анатолий Петровский, поскольку регионы сильно отличаются по степени развития инновационной системы – где-то уже сложилось профессиональное представление об инновациях, а где-то предприятиям все еще сложно сотрудничать с университетами.

К совместной работе с Ассоциацией инновационных регионов России по устранению пробелов в законодательстве для инновационного развития призвала Оксана Козловская, Председатель законодательной Думы Томской области, руководитель комитета по законодательству АИРР.

О значимости интеграции проекта по созданию предпринимательских университетов в субъектах отметил директор департамента продвижения инноваций и социальных программ ОАО «РВК» Евгений Кузнецов. По его словам, Российские университеты начинают отставать, поэтому основным риском для них является бездействие. Университет, по мнению Кузнецова, должен становиться рыночным игроком, и его главные задачи не должны сводиться лишь к обучению и просвещению.

Площадкой для создания предпринимательских университетов в будущем может стать Новосибирская область. По словам Владимира Никонова, Министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, руководителя комитета по образованию АИРР, Новосибирская область в реализации своей инновационной политики делает ставку на инновационные территориальные кластеры. Кластер, по словам Никонова, заинтересован в активном присутствии в нём образовательной организации. Кроме того, порождать большое количество предприятий, которые могут стать участниками кластера должны сами университеты.

Работа над популяризацией программы, а также созданием критериев и требований, предъявляемых к предпринимательскому университету, поручено Ассоциации предпринимательских университетов. Также организация займется формированием поправок к действующему законодательству, создающему препятствия эффективной инновационной деятельности, развитием взаимодействия университетов и предприятий, распространением среди участников Ассоциации инструментов формирования пояса инновационных компаний вокруг университетов.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

NanoNewsNet.ru



AlexSmelov аватар

Хочется выразить согласие по поводу выводов статьи. Во-первых, бездействие университетов действительно ведет в никуда. Во-вторых, необходимо менять культуру того, что называется у нас «быть студентом университета». Если мы говорим о технологических университетах, то обучение должно строиться на проектной основе, в основе должен лежать компетентностный подход. Студенты должны использовать возможности университета для создания проектов, которые потом могут превратиться в компании, приносящие доход. Вокруг таких университетов должна формироваться прослойка венчурных инвесторов и фондов, стратегических инвесторов и технологических партнеров. Думаю, что всё это и решаемо и возможно. Главная задача – найти правильные кадры из числа имеющегося человеческого капитала и взрастить им смену.

buralex76 аватар

Верно сказали. На базе университетов вполне могут формироваться инновационные проекты, если обеспечить этому процессу адекватные условия.