Композитная революция
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Во второй день форума «Открытые инновации», 1 ноября, эксперты обсуждали перспективы высоких технологий и их способность вытеснить в обозримом будущем традиционные материалы. Участник дискуссии генеральный директор Холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед уверен, что революция в материалах произойдет раньше, чем можно представить. Уже в ближайшие десятилетия композиты придут на смену металлам.
Панельную дискуссию под названием «Способны ли нанотехнологии совершить революцию в материалах» модерировал глава правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. Новости из США об урагане и наводнении, судя по всему, не давали ему покоя, он пришел к выводу, что они являются следствием нарушения экологического баланса на планете. По мнению Анатолия Чубайса, наступает глобальная диспропорция между ограниченным количеством ресурсов и спросом на них.
«Вокруг нас металл, пластик, цемент и бетон. Нужен баланс между энергоэффективностью и основными физическими характеристиками базовых материалов», – рассудил модератор панельной дискуссии.
На взгляд Анатолия Чубайса, стремительное развитие IT-технологий впечатляет, однако не способно спасти планету от катаклизмов. Он признался, что, конечно же, является фанатом iPhone и iPad, однако нет никакой уверенности в том, что эти девайсы способны решить глобальные проблемы человечества. Поэтому рано или поздно эра информационных технологий пойдет на спад. Следующая технологическая волна будет связана с базовыми материалами. Им на смену придут уникальные, умные технологии.
Анатолий Чубайс поделился экстремистским взглядом на композитные материалы. По его мнению, в них спасение человечества, это не просто теоретические дискуссии, а уже существующая попытка заместить базовые материалы.
«По факту в аэрокосмический сфере композиты используются массово. Я не прав Леонид Борисович?», – обратился Анатолий Чубайс к генеральному директору Холдинга «Композит» Леониду Меламеду.
«Не считаю этот взгляд экстремистским и даже смелым», – отреагировал Меламед. "Что за материалы придут на смену? В первую очередь это стеклокомпозиты порядка, 6, 7 млн тонн изделий из стеклопластика присутствуют сейчас на мировом рынке. Следующий материал – углеродное волокно, есть большой интерес к базальтопластикам», – сообщил спикер.
По его словам, основные преимущества углепластиков в том, что сами материалы и, соответственно, изделия из них более умные, причем их можно запрограммировать заранее, чего нельзя, скажем, сделать с металлами. Более того, у композитов нулевая коррозия. Простота применения композитов дает возможность делать сложные формы. Эти материалы уже совершают революцию в авиастроении. В следующем году мировой автогигант BMW планирует запустить серийное производство карбоновых автомобилей. Дело в том, что использование углепластика позволило BMW сократить количество деталей в 4 раза.
Впрочем, есть и один, но существенный недостаток – высокая стоимость. Сейчас, по словам Меламеда, композиты в 20 раз дороже, чем металл. Однако, на его взгляд, в них есть большой потенциал к падению стоимости.
«В карбоне в ближайшие десять лет мы достигнем троекратного падения цены. Это откроет рынок для композитных материалов, к примеру, в судостроении. Через 20 лет почти все суда (будут из композитных материалов). Авиация и космос (уже сегодня) почти целиком композитные, кроме двигателей. Очень большая доля композитных материалов будет в машиностроении»,– сказал он.
А вот в строительной отрасли в ближайшее время «значимых прорывов по вытеснению арматурной стали (композитными материалами) не будет, полагает Меламед. «Троекратного падения (цены) будет (в строительстве) мало», – аргументировал он.
Меламед также рассказал, что Холдинговая компания «Композит» в следующем году завершит строительство самого крупного на постсоветском пространстве завода по переработке углеродного волокна «Алабуга-Волокно» (совместный проект с госкорпорацией «Росатом»), мощностью в 1,5 тонн в год. Там будет производиться сырье для полимерных композиционных материалов по качеству сопоставимое с мировыми аналогами.
- Источник(и):
-
NanoNewsNet.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев