"Метро" для европейского рентгеновского лазера XFEL построено

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Постройка шестикилометровой системы туннелей для сверхмощного европейского рентгеновского лазера на свободных электронах European XFEL, в создании которого активно участвует Россия, практически завершена, официальная церемония окончания буровых работ состоится 14 июня, сообщил РИА Новости научный директор проекта Сергей Молодцов.

«Метро» построено. В четверг мы отметим окончание бурения тоннелей, но впереди еще много работы", – сказал собеседник агентства.

Будущий рентгеновский лазер на свободных электронах, предназначенный для исследования структуры вещества на молекулярном и атомном уровне, а также изучения химических реакций в режиме реального времени, будет находиться в окрестностях Гамбурга в системе туннелей общей длиной 5 километров 777 метров.

В конце июня 2010 года две буровые машины TULA (TUnnel for LAser) диаметром 6,17 метра, длиной 71 метр, весом 550 тонн и стоимостью 18 миллионов евро начали бурить эти туннели и спустя почти два года закончили эту работу.

По словам Молодцова, на церемонию окончания бурения прибудут политики и ученые из стран-участниц проекта.

Лазер European XFEL совместно строят 12 стран – Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия, Франция, Швейцария и Швеция.

Общая стоимость проекта примерно 1,1 миллиарда евро, при этом доля России – около 250 миллионов евро, это вторая по величине доля после взноса Германии.

Молодцов отметил, что бурение туннелей не самая дорогостоящая, и не самая продолжительная часть работы.

«Стоимость бурения – около 220 миллионов евро. Это примерно одна пятая от общей стоимости», – сказал он.

По его словам, на следующей стадии будет идти работа по созданию инфраструктуры – будет подведена вода и электричество.

«Потом будет устанавливаться самая дорогая часть, которая стоит больше, чем 500 миллионов евро – линейный ускоритель электронов длиной почти два километра. Это будет самый длинный ускоритель в Европе», – сказал собеседник агентства.

XFEL представляет собой ускоритель электронов со специальным устройством – ондулятором, состоящим из периодически расположенных магнитов, отклоняющих электроны от прямолинейной траектории. Разогнанные до околосветовой скорости электроны в ондуляторе под действием магнитного поля отклоняются, испытывают ускорение и генерируют рентгеновское излучение, возникающего при ускоренном движении заряженных частиц на скоростях, близких к скорости света.

«Самая большая часть работы еще впереди. Туннели люди научились рыть давно, а самая тонкая часть – это установка ускорителя, которая довольно долго длится», – сказал Молодцов.

Он отметил, что сверхпроводящие магниты для лазера будет делать петербургский НИИ электрофизической аппаратуры имени Ефремова, а последние секции ондулятора – новосибирский Институт ядерной физики имени Будкера.

Научное руководство реализацией проекта, а также формирование научно-исследовательской программы использования European XFEL с российской стороны возложено на НИЦ «Курчатовский институт».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

1. РИА Новости