Новые ферменты в 15 тысяч раз эффективнее в уничтожении боевых химических веществ

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Работая в тесном контакте с военным ведомством, учёные из Техасского сельхозуниверситета (США) создали протеины, которые в 15 000 раз более эффективны в разрушении боевых отравляющих веществ, чем их природные аналоги. Отчёт о работе (внимание, г-да военные, информация несекретна) опубликован в журнале Biochemistry.

Один из видов почвенных бактерий способен производить фермент фосфотриэстеразу (PTE), который обезвреживает некоторые (фосфорорганические) пестициды, а заодно и боевые отравляющие агенты, такие как зарин и табун.

Это автоматически делает РТЕ потенциально полезным при защите от воздействия химического оружия.

Если присмотреться к структурам отравляющих фосфорорганических соединений, легко заметить, что многие из них обладают хиральным фосфорным центром. И хотя Sp-энантиомер гораздо токсичнее Rp-изомера, поражённому бойцу это вряд ли поможет. А потому в войска поставляется смесь обоих изомеров. К сожалению, структура «кармана» природного PTE такова, что этот фермент может эффективно бороться только с наименее токсичной Rp-формой таких нервно-паралитических агентов, как GB, GD, GF, VX и VR, а вот с Sp-энантиомером возникает закавыка.

newsubstance.jpg Рис. 1. Схема гидролиза боевых фосфорорганических отравляющих веществ, катализируемого PET (иллюстрация ACS).

Поэтому химикам пришлось серьёзно взяться за модернизацию PTE: не пропадать же добру. Для этого был применён метод, называемый «направленной эволюцией»: он имитирует естественный отбор, который, по идее, должен приводить к улучшенным формам биохимических веществ в живых организмах.

«Направленная эволюция» начинается с того, что в гене, кодирующем интересующий нас белок, производится случайная мутация (одновременно запускается огромное количество случайных мутаций, но по одной на каждую бактерию, содержащую этот ген). Это приводит к получению солидной библиотеки протеинов-мутантов, которые затем тестируются на появление определённой активности. После отбора наилучшего кандидата мутация закрепляется.

Вот так авторам работы и удалось получить мутировавший экземпляр фермента, активность которого по отношению к самому токсичному Sp-энантиомеру возросла в 15 тысяч раз. По сравнению с природным PTE, конечно.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (10 votes)
Источник(и):

1. Американское химическое общество

2. compulenta.ru