Шум в помещении перегружает оперативную память мозга

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Плохая слышимость в шумном помещении связана не только с тем, что наше ухо не может уловить слова собеседника, но и с тем, что мозг не справляется с обработкой звуковой информации.

Нам трудно поддерживать разговор, находясь в шумном помещении, а потому обычно мы стараемся найти место потише, чтобы переговорить с человеком. Может показаться, что дело в плохой слышимости: слова собеседника не доходят до нас, и мы всё время просим повторить сказанное.

Но, как выяснили исследователи из Института сознания и мозга Общества Макса Планка (Германия), дело тут не столько в плохой слышимости, сколько в перегруженности оперативной памяти.

c0131915-meg_brain_scan-spl.png Рис. 1. Магнитоэнцефалограф определяет активность мозга по магнитным полям от электрических потоков. (Фото James King-Holmes/Henry Luckhoo).

Мозг просто не успевает обрабатывать слуховую информацию, которая обрушивается на него в зашумлённом помещении.

Эксперимент состоял в том, что людей просили в течение секунды или около того запомнить на слух несколько цифр — например, «2… 5… 9… 3». В этом не было ничего сложного, добровольцы повторяли услышанный ряд с более чем 90-процентной точностью. Одновременно исследователи с помощью магнитоэнцефалографии регистрировали электрическую активность мозга. В первую очередь их интересовала альфа-активность, которая отражает активную работу мозга: чем больше мозг загружен, тем сильнее альфа-ритм.

Как и ожидалось, чем больше цифр нужно было запомнить, тем отчётливее проявлялись альфа-волны.

Но оказалось, что интенсивность альфа-ритма зависела не только от количества информации, но и от способа её подачи, в данном случае — от акустических условий. Если голос, который произносил цифры, был сильно искажён, зашумлён и т. п., то даже небольшой числовой ряд вызывал в мозгу напряжённую активность.

В статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, авторы сообщают, что и на анализ собственно информации, и на отделение её от шумового мусора тратятся одни и те же нейронные ресурсы.

Слушая собеседника в шумном кафе, мы стараемся держать в уме нить разговора, но иногда осмысленные слова приходят с таким довеском из бессмысленного шума, что оперативная память уже не может с ними работать.

Учёные полагают, что эти результаты пригодятся при лечении людей с нарушениями слуха, а также при разработке более совершенных слуховых аппаратов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (12 votes)
Источник(и):

1. Общество Макса Планка

2. compulenta.ru