Учёба меняет мозг

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Интенсивная умственная работа, сопровождающая подготовку к экзамену, заставляет мозг изменить строение проводящих путей, чтобы обеспечить лучший обмен информацией внутри себя.

Интенсивные умственные тренировки сказываются на анатомическом строении мозга; иными словами, мозг подстраивается под те проблемы, которыми ему приходится заниматься. В экспериментах нейрофизиологов из Калифорнийского университета в Беркли (США) несколько десятков студентов в течение трёх месяцев корпели над подготовкой к вступительному тесту в юридический колледж.

Состояние их мозга оценивалось с помощью диффузионной МРТ. Этот метод позволяет следить за перемещением воды в белом веществе, которое образует проводящие пути мозга — что-то вроде нейронных шин.

c0137139-myelinated_nerves_sem-spl.png Рис. 1. Срез через аксон, окружённый миелиновой оболочкой. По изменению в миелинизации аксона можно судить об интенсивности его работы. (Фото Steve Gschmeissner).

Белое вещество состоит из аксонов с изолирующей миелиновой оболочкой, образованной глиальными клетками. Известно, что при интенсивном обмене данными миелинизация аксонов усиливается, чтобы сигнал передавался быстрее. Возрастает и число глиальных клеток, подпитывающих нейроны. Такие изменения происходят при обучении, и их можно увидеть с помощью диффузионной МРТ.

В статье, опубликованной в Frontiers in Neuroanatomy, авторы сообщают, что у студентов, занимавшихся подготовкой к тесту, усилились соединения между фронтальными долями полушарий и между фронтальными и теменными долями. В ходе экзамена проверяются способности правильно понимать текст, логически мыслить и аналитически рассматривать проблемы. Считается, что аналитические умозаключения находятся в ведении левого полушария;

при этом, по словам учёных, особое значение имеют связи между теменной и фронтальной долями коры. Похоже, когда мозг чувствует, что обычных ресурсов не хватает, он подключает другое полушарие.

Особый упор в подготовке студентов был сделан на умение решать новые проблемы, на способность корректировать предыдущий опыт под новые условия. Это же проверяется в IQ-тесте. IQ-показатель считается чем-то незыблемым, этаким неизменным свойством психики. Однако теперь, с учётом новых данных, можно утверждать, что IQ — величина переменная, зависящая от интенсивности нагрузки на мозг и текущих задач, которые приходится решать.

Отдельно нужно подчеркнуть, что такие «учебные» изменения в мозгу происходили у вполне уже взрослых людей.

Нельзя сказать, что эти результаты оказались совсем уж сенсационными. Давно известно, что перестройки мозга происходят, когда человек осваивает какие-то манипулятивные навыки — например, игру на музыкальном инструменте. Кроме того, не так давно удалось выяснить, что мозг может подстраиваться под изменяющиеся потоки сенсорной информации. Но в данном случае необычным оказалось то, что перестройки могут происходить в ходе обработки абстрактных задач логического мышления, которые не требуют сенсорной информации и мускульной активности.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (19 votes)
Источник(и):

1. Калифорнийский университет в Беркли

2. compulenta.ru