ДНК стала «паровозом» на углеродных рельсах-нанотрубках

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Ученые из американского Университета Пердью создали систему микроскопического транспорта, основанную на ДНК-двигателях, передвигающихся вдоль рельс из углеродных нанотрубок. Описание системы опубликовано в журнале Nature Nanotechnology.

В роли «паровоза» в системе выступали дезоксирибозимы, то есть молекулы ДНК, обладающие каталитической активностью, подобно ферментам или более известным рибозимам. Присоединенные к нужному грузу дезоксирибозимы катализировали реакцию гидролиза РНК.

Молекулы РНК, которые выступали в роли «топлива» для движения «паровоза» (и определяли при этом направление движения), были присоединены к «рельсам» — углеродным нанотрубкам.

Работоспособность системы ученые продемонстрировали с помощью передвижения нанокристаллов сульфида кадмия (CdS) на расстояние более 3 микрометров.

Скорость движения составила около 1 нанометра в минуту. При этом работу системы транспорта ученые могли контролировать, добавляя в раствор те или иные регуляторные вещества.

Недавно другая группа биохимиков создала схожую систему транспорта, но собранную на других компонентах: в роли мотора в ней использовался природный моторный белок кинезин, а в роли рельс — микротрубочки. Включением и выключением движения управляла ДНК: путем добавления тех или иных олигонуклеотидов ученые заставляли грузы «вставать» на «рельсы» или диссоциировать обратно в раствор. Подобная, но гораздо менее эффективная система на основе ДНК была создана в 2009 году.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

1. lenta.ru