«Инженеры сегодня встроены в глобальный процесс»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Подготовка инженерных кадров должна отвечать новым вызовам в развитии технологий, в том числе процессам глобализации в разработке и производстве высокотехнологичной продукции. Роль частно-государственного партнерства в образовательной сфере становится особенно важна. Об этом говорилось на IV Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации», проходившей недавно в Конгресс-центре особой экономической зоны «Дубна».

dubna-hall.jpgНа всероссийской научно-практической конференции в Конгресс-центре ОЭЗ «Дубна».

Новым требованиям в подготовке инженеров в условиях глобализации было посвящено, в частности, выступление президента группы компаний «Прогресстех», заслуженного работника транспорта России, доктора технических наук, профессора Владимира Кульчицкого:

Наша компания занимается интеллектуальными услугами в области высоких технологий, ее заказчиками являются все ведущие авиастроительные корпорации мира, включая российские. И поэтому мы сталкиваемся с проблемой подготовки кадров постоянно: в условиях обновления кадров на 7–10% при численности инженеров порядка 2,5 тысячи нам нужно 200 человек готовить каждый год. А поскольку мы еще и растем, потребность в кадрах составляет до 400 человек в год. Это серьезная проблема. Дело еще и в том, что качество инженерного образования в стране серьезно упало. Это связано и с тем, что престиж профессии инженера заметно снизился, и с тем, что новые вызовы, которые появились в подготовке инженерных кадров, не учитывались бывшими в Советском Союзе инженерными школами.

Инженеры сегодня встроены в глобальный процесс: в настоящее время нет ни одного государства в мире, которое делает высокотехнологичную продукцию в одиночку. Даже такие крупные разработчики продукции, как США и объединенная Европа, вынуждены быть интеграторами всего лучшего в мире при выпуске своей продукции. Могу сказать, к примеру, что разработка самолета Боинг 787 (последняя разработка компании Боинг) американской является только на 25%. 75% всех поставок выполняются другими государствами: это и Италия, и Япония, и Великобритания, и Россия в том числе  – она выполняет как инженерные разработки, так и является поставщиком практически всех титановых деталей для этого самолета.

dubna-persone-kulchitskiy-1.jpgВыступает профессор Владимир Кульчицкий.

Поэтому сегодня требования к подготовке инженеров включают в себя не только знание профессиональных навыков, но и умение интегрироваться в общий процесс создания техники в мире. Нужно представлять, как она создается, представлять стандарты других государств, уметь работать в интернациональных командах, непосредственно осуществлять интерфейс с поставщиками агрегатов, которые производятся в других государствах.

Мы ведем активную работу по подготовке кадров – работаем со студентами, начиная с 4-го курса ,во многих вузах страны: в МГУ, в МГТУ им. Баумана, в Дубне, на Украине. Готовим кадры по специальным программам, которые обеспечивают дополнительную подготовку инженеров с учетом современных тенденций, в том числе знания иностранных языков, глобализации и представления об этом. Например, мы участвуем в программе Global Design Challenge, в которой интегрировано большое количество вузов мира: два российских, два украинских, два американских, один европейский и шесть индийских – обращаю на это внимание, потому что во всех развивающихся странах вопрос подготовки кадров становится крайне важным, и главным нашим конкурентом в борьбе за интеллектуальный заказ сегодня являются индусы. Развитие у них идет очень быстро как раз потому, что большое внимание образованию уделяется именно на государственном уровне. В ходе реализации проекта были созданы интернациональные команды из разных вузов, каждой команде поставлена задача разработать новую компоновку для летательного аппарата будущего. Они обменивались между собой, были команды, которые работали вместе, рассматривали разные нестандартные подходы. Участие в таких крупномасштабных программах позволяет создать представление у студента и будущего специалиста о той реальной работе, в которой он будет участвовать.

Подводя итог своему выступлению профессор Кульчицкий отметил, что советское инженерное образование соответствовало потребностям советской экономики, в том виде, в котором она существовала, но при этом год от года деградировало. После распада Советского Союза инженерное образование деградацию ускорило. Это было связано и с потерей статуса инженеров, и с тем, что направления в области разработки новой техники появились новые, принципиально иные: за последние 25 лет произошла техническая и технологическая революция, которая полностью изменила облик этой работы, а вузы остались в прошлом.

На самом деле сегодня происходит возрождение, – подчеркнул Владимир Кульчицкий. – Оно происходит постепенно: есть вузы, которые ориентируются на новые технологии. Но самый интересный момент – надо четко об этом сказать: эти вузы не в Москве, и они не будут в Москве никогда. Инженерная подготовка будет сосредоточена в городах на расстоянии не ближе, чем Дубна. И я считаю, что Дубна в этом смысле – прекрасное место, где будут готовиться очень хорошие инженерные кадры, как и во многих других городах в провинции. К сожалению, нефтяная экономика сдвинула, деформировала представления о том, что хорошо, что плохо. Могу сказать, что сегодня из 10 тестируемых нашими специалистами выпускников вузов тесты компании как инженер проходит один, и с большой натяжкой: это не значит, что он готов к работе – одного мы можем подготовить к работе за свои деньги. И мы вкладываем эти деньги в подготовку специалистов для компании – платим стипендии, дополнительно привлекаем профессорско-преподавательский состав и т.д. Но для того, чтобы из 10-ти хотя бы 4 были обучаемыми, нужна существенная государственная поддержка, скоординированная с компаниями, которые потребляют эти кадровые ресурсы. Только в таком частно-государственном партнерстве можно создать новую инженерную школу, которая будет соответствовать замечательным традициям русской инженерной школы, а впоследствии и советской инженерной школы.

dubna-persone-kulchitskiy-vasiliev-amelin.jpg«Прогресстех» участвовал в конференции целой командой: Владимир Кульчицкий, президент этой группы компаний, Николай Васильев и Александр Амелин, генеральные директора компаний «Прогресстех» и «Прогресстех-Дубна».

Стоит отметить, что выступление В.А. Кульчицкого не прошло бесследно: в состоявшихся в перерыве конференции переговорах с директорам департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Минэкономразвития России Андреем Соколовым была достигнута предварительная договоренность о создании площадки для подготовки кадров для технико-внедренческих компаний на территории Инновационно-технологического центра ОЭЗ «Дубна», с привлечением для практического обучения студентов старших курсов профильных университетов. Готовность стать соучредителями такого центра высказали руководители двух групп компаний – «Прогресстех» и «Промтех», но наверняка к ним присоединятся и другие резиденты ОЭЗ.

Новости ОЭЗ «Дубна» http://www.dubna-oez.ru/

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

NanoNewsNet.ru