Минобрнауки России предлагает завершать аспирантуру обязательной защитой диссертации
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Чиновники Минобрнауки России и ведущие учёные страны обсудили проблемы вузовской аспирантуры в рамках форума «Наука будущего» в Казани, сообщает издание «Коммерсант». Министерство готовит масштабную реформу вузовской аспирантуры — ведь лишь 30% аспирантов доходит до защиты диссертации.
«Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств»,— пожаловалась заместитель министра образования Людмила Огородова. В ведомстве также предлагает отменить требование обязательной педагогической практики.
Заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования Сергей Пилипенко подробно перечислил проблемы существующей системы. Он напомнил, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалось «воспроизводство научно-педагогических кадров» — подготовка университетских преподавателей.
«Но сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и так далее,— сказал Пилипенко.
Тем не менее, в наследство от старой модели сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт — даже в дипломе указано «преподаватель-исследователь».
«Мы бьемся, чтобы педагогическую составляющую вынести из аспирантуры, потому что у нас на неё есть лишь три года. Нам и трех лет не хватает, чтобы подготовить исследователя»,— подчеркнул Пилипенко.
Он констатировал также, что сложности возникают уже при приеме в аспирантуру.
«На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система — три классических экзамена и все»,— рассказал замглавы департамента.
Другая проблема — итоговые требования к выпускнику. Сейчас он должен сдать госэкзамены, «ориентированные как раз на педагогические компетенции», и научный доклад о своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается.
«Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? — задался вопросом чиновник.— Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения учёных степеней».
Все эти проблемы Минобрнауки РФ планирует решить с помощью «комплексных изменений».
«Очень важным является разработка механизмов, которые позволили бы сделать образование непрерывным»,— сказал господин Пилипенко.
Для этого чиновники собираются отменить обязательный перечень вступительных испытаний, чтобы образовательные организации могли сами формировать список экзаменов для поступающих в аспирантуру. «Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема,— подчеркнул чиновник.— Еще одна важная вещь — ввести на этапе поступления конкурс портфолио». Но главное нововведение — сделать обязательной защиту диссертации при окончании аспирантуры. При этом чиновники пока не уточнили, как это будет оформлено законодательно.
Математик, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов предложил дать возможность защитить диссертацию в течение года после окончания аспирантуры: «Трех лет может быть недостаточно для серьезного исследования». По мнению Сергея Пилипенко, этот вопрос сложнее, чем кажется, так как связан с армейским призывом: окончание аспирантуры без защиты диссертации снимает с учащихся мужчин отсрочку от призыва в армию.
«У нас есть возможность в ряде случаев защищаться в течение четырех лет, но эта ситуация абсолютно не согласована с профессионалами»,— поддержала его Людмила Огородова.
Между тем учёные считают, что педагогические навыки все-таки могут оказаться полезными для аспиранта. «В топовых университетах США примерно две трети математиков после аспирантуры уходят в банки или в систему госуправления, но многие остаются заниматься наукой,— поделился Станислав Смирнов.— И таких людей надо учить работать со студентами. Система должна быть гибкой — педагогику можно преподавать, но не стоит ее навязывать».
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев