Оксана Демьяненко: «Особенность сколковской гимназии – в ее возможностях»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Международная гимназия «Сколково» встречает 1 сентября на новом месте, в иннограде, с новым директором Оксаной Демьяненко и со значительно выросшим числом студентов и педагогов. Студентами в сколковской гимназии называют учащихся от трех до семнадцати лет.

В подробном интервью Sk.ru г-жа Демьяненко рассказала о том, кто и как будет учить детей участников экосистемы «Сколково» в международной гимназии, где в одном здании, но с разными входами, разместились детский сад и средняя школа (на первом году своего существования сколковская гимназия находилась в деревне Зайцево).

Судьба: директор школы

Оксана Демьяненко называет «судьбой» свой приход в сколковскую гимназию, но в ее устах это не звучит пафосно. В свое время десятиклассницей в Пскове она пришла в школу, которую построил ее отец, тогда директор школы (ныне это Псковский педагогический комплекс, одно из лучших учебных заведений города на реке Великой), а сейчас ректор Государственного университета. А 1 сентября нынешнего года в первый класс школы, директором которой стала Оксана Демьяненко, пойдет ее семилетняя дочь Ксения.

Выпускница Псковского педагогического университета (специальность: преподаватель английского и немецкого языков) Московской Высшей школы социальных и экономических наук и Манчестерского университета (магистратура: социальное управление и социальная работа) довольно долго бегала от судьбы. Оксана Демьяненко вела эфир на ВГТРК «Псков» и работала в Москве в крупнейшем образовательном издательстве «Просвещение», где издавала профильные журналы; координировала дипломную программу IBO и работала в государственных структурах, включая Министерство образования, а также в бизнес-структурах, преподавала в школе (в той самой, которую построил ее отец). Весной нынешнего года ее пригласили возглавить гимназию «Сколково».

Г-жа Демьяненко называет профессиональные критерии, которые привлекли ее в инноград: помимо бренда «Сколково», это модель гимназии «на вырост» в том смысле, что школа сама растит свое пополнение, начиная с детского сада, а в будущем, по мере расширения экосистемы «Сколково», ее нынешние размеры могут кратно возрасти. Это также модель международного бакалавриата, выбранного для сколковской гимназии. Впрочем, школе еще предстоит получить аккредитацию IB, и это один из вызовов, стоящих перед новым директором и коллективом.

Нынешний учебный год пройдет во временном помещении, пока завершается строительство нового собственного здания гимназии. Если здание будет сдано в срок (а Оксана Демьяненко говорит, что не сомневается в этом), последнее препятствие для получения статуса гимназии международного бакалавриата отпадет; остальные условия школа уже выполнила. В практических терминах статус IB означает, что старшеклассники будут иметь возможность сдавать экзамены по международным стандартам и получат международный диплом, позволяющий поступать в зарубежные вузы.

Шестой кластер «Сколково»

Новый амбициозный директор – под стать амбициозным задачам, которые ставит Фонд перед своей гимназией. Вице-президент «Сколково», директор по развитию городской среды Елена Зеленцова называет гимназию «шестым инновационным кластером» Фонда – наряду с пятью технологическими кластерами, составляющими профессиональную основу деятельности иннограда.

«Если мы говорим об инновациях, – а «Сколково» – это про инновации, – то одна из сфер и областей жизни в России и в мире, которая нуждается в принципиально новом подходе, осмыслении и каких-то прорывных практиках, – это, безусловно, среднее образование. Наверное, на сегодня, помимо разного рода технологий – биомедицинских, космических, ядерных и других, – самой главной технологией является образование детей. Потому что от него все зависит, оно формирует будущее. Человеческие прорывы происходят и в социальных технологиях, в новых технологиях передачи знаний, в новых технологиях творческого развития людей и раскрытии их потенциала. Поэтому школа, конечно, – это та точка на входе, где мы формируем будущие инновации», – считает Елена Зеленцова.

Как подчеркивает директор сколковской гимназии, «особенность школы – в ее возможностях, которыми надо суметь воспользоваться». Гимназия находится в экосистеме, где на каждого студента приходится более десятка сколковских стартапов, где действует Сколковский институт науки и технологий, а рядом – лаборатории крупнейших мировых технологических компаний- партнеров Фонда, таких, например, как Boeing.

Сколковская международная гимназия в цифрах. 133 студента: 5 групп детского сада и 11 классов школы. В гимназии 39 педагогов (включая 5 иностранцев) и 18 человек административного состава. В одном классе в среднем 12 учащихся. Стоимость обучения для детей участников экоситсемы Сколково вне зависимости от возраста – порядка 18 тысяч рублей в месяц (оплата питания – отдельно, 550 рублей в день). В новом учебном году школа располагается на 1942 кв. метрах первого этажа первого корпуса ОЦ Технопарк.

Кстати, гимназия кое-что сообщает и о самом «Сколково»: самый большой спрос на места – в младших группах детского сада.

По словам Оксаны Демьяненко, гимназия активно использует отечественный и международный педагогический опыт, в том числе, и самый передовой опыт финнов. Но – не весь. Например, гимназия не собирается по примеру северных соседей заменять компьютером письмо от руки или отказываться от домашних заданий. Говоря о финском опыте, где школьники не пишут от руки, директор категорична: «Такого у нас нет, и, надеюсь, не будет».

Школа-стартап

Там, где сегодня оборудованы школьные классы, еще недавно находились офисы сколковских компаний, и все здание сохраняет атмосферу стартапов. В сущности, и сколковская гимназия, с учетом ее годовалого возраста и инновационности – тоже своего рода стартап.

«Люди, создающие стартапы – особые люди, – говорит Оксана Демьяненко. – Они готовы брать на себя риск и ответственность, отдаются работе со страстью, с энтузиазмом. Я надеюсь, что и гимназия в этом отношении будет настоящим стартапом».

С приходом нового директора в педагогическом коллективе добавились новые, в основном, молодые лица. У нескольких преподавателей пока нет даже педагогического образования, но это сильные предметники – выпускники МГУ, Физтеха, Стэнфорда. Педагогическое образование они обязательно получат (это стандарт гимназии), но школе важны их глубокие знания своих областей и широта профессионального кругозора.

«Я считаю, что 80% успеха школы – это личность педагога, – говорит директор. – Все наши педагоги ориентированы на работу по международным стандартам, все знакомы с системой IB. Им предстоит создать рабочие образовательные программы, которые отвечают национальным и международным требованиям. Каждый учебный курс имеет в своей основе рабочую программу педагога. Федеральные стандарты нового поколения, которые сейчас действуют в России, взвешены и продуманны. Они не противоречат международным стандартам, что дает широкие возможности для развития и применения в Гимназии лучших международных практик. Наши педагоги работают по технологии международного бакалавриата (IB). Вообще IB – это, прежде всего, технологии, в том числе, технологии отбора содержания, например учитель литературы в школе IB имеет большой творческий простор для того, чтобы отобрать литературные произведения для изучения. Мы привыкли, что в нашей системе есть перечень произведений, обязательных к прочтению; в IB все курсы, включая и курс литературы, выстраиваются по-другому – исходя из исследовательских целей и задачи развития критического мышления. Поэтому педагог может проявить творчество в выборе того содержания, которое считает необходимым для достижения этих целей. Нам предстоит доработать программы, которые уже начали создаваться, с учетом того, что уже к следующему учебному году мы хотим стать школой международного бакалавриата, а также в связи с тем, что мы школа «Сколково».

Особенность – в возможностях

Наша особенность – в наших возможностях, – продолжает Оксана Демьяненко. – Сможем мы ими воспользоваться или нет, – это наша ответственность. В инновационном центре очень много мотивированных партнеров, участников стартапов. С кем-то из стартапов мы уже активно взаимодействуем. Мы должны переосмыслить и проанализировать, как заинтересовать детей довольно сложным содержанием сколковских компаний; найти новые формы совместной работы и профессиональной ориентации – не только лекции, периодические мастер-классы – это то очевидное, что можно делать сразу, – но также на уровне старшей школы организовать стажировки, взаимодействие с молодыми специалистами стартапов, возможно, наставничество. Если это получится, для меня это будет показателем того, что мы хорошее дело сделали».

Другой возможностью, которую предоставляет инноград своей гимназии, является Сколтех. В прошлом году гимназия уже сотрудничала со Сколковским институтом, вовлекая в образовательный процесс в гимназии профессоров и магистрантов Сколтеха. Эта практика будет продолжена в новом учебном году: 1 сентября в лаборатории Сколтеха для старшеклассников пройдет первый урок биологии и химии.

С нового учебного года в гимназии вводится новый предмет: технология и робототехника, благо это одно из главных направлений и Фонда, и Сколтеха, а глава Робототехнического центра Фонда Альберт Ефимов активно помогает гимназии – и не только как отец двух гимназистов. «На конструирование дети нацелены с первого класса, с дальнейшим выходом на соревнования, на самостоятельную творческую работу, – поясняет директор. – Надеюсь, в этом году наши гимназисты поедут на соревнования ЕВРОБОТ».

1 сентября

Точно так же, как гимназия, в которой первоклассников и дошкольников значительно больше, чем старшеклассников, сообщает нечто важное о людях, работающих в «Сколково», так планы на 1 сентября лучше всего характеризуют саму гимназию.

«Идея 1 сентября – это уроки с рассказом интересных людей о том, что происходит в науке, в образовании, в музыке, в искусстве – и не только из уст учителя, – говорит г-жа Демьяненко. – В начальной школе – это урок музыки от Российского филармонического оркестра и урок чтения от издательства «Самокат». Мне бы хотелось, чтобы студент гимназии относился к книге с первого дня как к чему-то сакральному; лично я уверена в том, что интерес к книге, в том числе, к печатной книге, будет всегда.

Для средней и старшей школы будут организованы интерактивные экскурсии по Сколково, которые готовятся совместно Фондом и гимназией, а проведет их библиотекарь нашей гимназии Виктория Державина, которая помимо всего прочего имеет богатый опыт экскурсовода и создания детских экскурсий не только в Москве, но и в целом России.

7-е и 8-е классы идут на урок физики в образовательный центр «Боинга», а к 5-м, 6-м классам приезжает команда робототехников со своим оборудованием и проводит урок робототехники. Ну, а гимназисты старших классов, как было сказано, отправятся в Сколтех на урок биологии и химии.

Сотвори себе ученика

Отдельная программа у детского сада, она реализуется силами молодых и мотивированных педагогов. «Вообще коллектив дошколки сильно вырос, как, собственно, и количество учащихся, пришли новые педагоги и воспитатели. У нас пять групп, причем две из них младшие, – говорит директор. – Педагоги очень творческие, думающие, готовые разделить ценности гимназии».

В гимназии выстраивается программа преемственности. То, что мы имеем возможность реализовывать системную образовательную деятельность с детьми с трех лет, – это большое конкурентное преимущество гимназии и возможность достичь высоких образовательных результатов в начальной, основной и старшей школе. С трех до шести лет детей можно хорошо подготовить к обучению в школе. Это самый сензитивный возраст для развития природных задатков, интеллекта, личностных качеств ребенка. В гимназии этому этапу образования уделяется особое внимание.

Мы всех своих детей называем студентами. В этом году студентов первого класса в гимназии 19 человек. Если говорить о малокомплектной школе, каковой формально мы сейчас являемся, это два класса. Фактически – это один ученический коллектив, с которым работают два педагога – русскоязычный и англоязычный, а обучение проходит в малых группах, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку».

Американский английский

К двум американцам, которые преподавали в гимназии английский в прошлом году, в нынешнем присоединяются две их соотечественницы. По словам Оксаны Демьяненко, это не был целенаправленный выбор в пользу американского английского: преподавателей набирали в соответствии с их профессиональными качествами и опытом. Пятый преподаватель-иностранец – из Малайзии, но с родным английским языком. Два англоязычных педагога работают в начальной школе и в подготовительном классе, остальные  – в основной и старшей школе: историк, преподаватель английского языка и биолог – сертифицированный учитель международного бакалавриата. В будущем, по мере роста гимназии, количество native speakers будет расти, уверена директор.

Политика инклюзии

«При поступлении в гимназию проводится входная диагностика, позволяющая оценить образовательный потенциал будущего студента, а, следовательно, и ресурс самой гимназии, который необходим для того, чтобы ребенок имел все шансы развиваться. Разработан документ «Политика инклюзии», пока его рабочий статус – проект. Документ имеет важное значение, так как по сути обосновывает ресурсную базу гимназии. Гимназия работает сейчас со всеми детьми, не ведет отбор по результатам академической успеваемости и образовательному потенциалу, но при этом должна дать возможность развития каждому ребенку: и тому, кто, к примеру, нуждается в дополнительных занятиях с логопедом или психологом, и тому, кто способен взять больше и идти с опережением по индивидуальной образовательной траектории. Так определено в Концепции развития гимназии, принятой в 2015 году, этого требуют стандарты международного бакалавриата, и это особая ответственность гимназии, так как реализовывать индивидуальные учебные планы студентов – сложно и дорого, но результат того стоит.

И, конечно, нам хочется, и мы будем работать на то, чтобы с каждым годом было больше мотивированных детей, которые приходят в гимназию за знаниями, за возможностями, потому что хотят изобретать, исследовать, общаться, учиться новому и неожиданному. Такие студенты помогают формировать ту самую уникальную развивающую образовательную среду, которая является главным ресурсом и главной ценностью хорошей школы».

Школа на вырост

«Гимназия продолжит расти, как это прописано в документах Фонда; будет построен семейный кампус, здание старшей школы, и количество учащихся может вырасти до полутора тысяч. Сейчас в гимназии учатся дети резидентов, партнеров и работников «Сколково». Как и когда в гимназию смогут поступать дети со стороны, вопрос, который будет обсуждаться. Пока мы руководствуемся тем, что заявлено в программных документах гимназии, принятых в 2015 году: с 2017 года в гимназии должна появиться квота для детей с высоким потенциалом к обучению, родители которых не являются резидентами Сколково».

Детей-иностранцев пока в сколковской гимназии нет, но они обязательно должны прийти в будущем, убеждена директор. Однако для того, чтобы выстроить всю программу обучения на английском языке для иностранных граждан, требуется время. Впрочем, пока было только 4 запроса на англоязычное обучение. «У нас стоит задача в этом году концептуально проработать английский профиль, понять, как он выстраивается и подготовиться к его запуску. Рациональный путь – выстроить обучение на английском языке по программам международного бакалавриата».

Теория познания

Уже в этом году в начальной школе все предметные области будут в той или иной степени изучаться и на английском языке. Во-первых, это тот самый возраст, когда легко усваивается информация на разных языках, во-вторых, потому что технология обучения в начальной школе, как она организована в гимназии, позволяет работать в едином тематическом контексте по всем предметным областям, а язык для детей – это, прежде всего, инструмент в той исследовательской деятельности, которую они ведут на всех занятиях. Знакомимся с гимназией – значит, исследуем, все что вокруг, решаем задачки из нашей конкретной гимназической жизни, знакомимся с людьми, в том числе, и с теми, кто говорит по-английски, учимся взаимодействовать со всеми и по разным вопросам, и таким образом, познаем себя.

В основной школе часть часов английского языка как предмета ведется англоязычным преподавателем, и в старшей школе тоже. В старшей школе появляется возможность изучать несколько предметов на английском языке. Это, во-первых, теория познания, которая является ядром всей программы международного бакалавриата. Этот предмет у нас в программе есть, он ведется на английском языке в 10-м и 11-м классах, а у девятиклассников является предметом по выбору. Также в этом году в 10-м и 11-м классах есть возможность изучать на английском языке мировую историю и биологию.

Каждому гимназисту по айпаду

Хотя Оксана Демьяненко убеждена, что не надо торопиться перенимать финский опыт по замене письма от руки в школе, каждый студент гимназии, начиная с первого класса, получает по айпаду .

«У нас нет компьютерного класса, но мы можем активно использовать компьютеры на любом уроке. Мобильный сейф и одновременно зарядное устройство перемещается по всем кабинетам. Электронные образовательные ресурсы нам нужны, хотя бы уже потому, что сейчас у нас нет предметных лабораторий и пользоваться мы планируем лабораториями виртуальными. Отбор этих ресурсов – одна из задач педагогов и администраторов гимназии. Айпады без контента для образования имеют мало ценности».

Путь к сердцу ребенка лежит через школьный завтрак

И на закуску – о школьных завтраках, обедах и полдниках. У гимназии нет собственной столовой. Четырехразовое питание гимназистов обеспечит компания, обладающая пятилетним опытом работы с частными детскими садами и школами: привезет и сервирует в обеденном зале. При соблюдении всех нормативов СанПиН гимназия ориентируется на обеспечение вкусного и полезного питания, при возможности учитывать индивидуальные запросы. Пока в меню нет специальных гипоаллергенных и безглютеновых блюд, но если появится такая необходимость, предварительная договоренность с компанией есть, заверяет директор.

В гимназии четырехразовое питание: горячий завтрак, второй завтрак (фрукты, соки, булочки), горячий обед и горячий полдник. Поскольку гимназия работает до 18.30, с учетом дополнительных занятий, горячий полдник необходим всем студентам, считает Оксана Демьяненко.

Школа сама организует множество дополнительных занятий (от изостудии, классов вокала, спорта и хореографии, до дискуссионного клуба для старшеклассников), но при этом часть родителей будет забирать детей после полдника (15.30) и отвозить в музыкальные или спортивные школы. В нынешнем учебном году все дополнительные занятия входят в общую оплату обучения ребенка.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.2 (6 votes)
Источник(и):

sk.ru