Проект Magenta от Google: способен ли компьютер на творчество?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Летом 2015 года группа исследователей из Google решила воплотить в реальность свою мечту в сфере искусственного интеллекта и создать «творческий компьютер». Их программа могла не только классифицировать изображения, но и модифицировать их. Таким образом машина предлагала собственную уникальную интерпретацию произведения искусства.

Исследователи пришли к выводу, что они также могут настроить программу на генерирование изображений. Это, в свою очередь, предоставляет ценный материал для раскрытия креативных механизмов компьютера, помогает понять как машина «думает» при создании новых объектов на основе анализа того, как ранее создавались конкретные классические предметы искусства. Открытие было сделано на гребне волны популярности идеи, что компьютер может быть творческим инструментом.

Почти год спустя в Google анонсировали о старте проекта Magenta, в рамках которого исследовательская группа должна была экспериментировать с креативностью и искусственным интеллектом. В своей работе команда сфокусировалась на создании предметов искусства в различных формах. Предполагалось уделять особое внимание творчеству в сфере музыки и затем направить силы на креативность при работе с материалами в видео-формате и разнообразных визуальных медиа.

Как пишет глава проекта Дуглас Эк (Douglas Eck) в первом посте блога, посвященного Magenta:

С помощью Magenta мы хотим исследовать обратную сторону — разработку алгоритмов, которые могут изучать как генерировать продукты изобразительного искусства и музыкы, в перспективе создавая интригующий и артистичный контент своими собственными силами.

Дуглас Эк на презентации проекта

Первый проект, который был выпущен Magenta — это достаточно простая мелодия, основанная на первых четырех нотах детской песни “Twinkle Twinkle Little Star”. Работа была выполнена исследователем Google Элиотом Уайтом (Elliot Waite). Созданная компьютером мелодия начинается простыми нотами, сочиненными на электронном пианино. Но вскоре она становится все более и более сложной и утонченной. Песня даже содержит несколько действительно хороших музыкальных фраз (но ударные были добавлены позже, человеком).

Художественный интеллект

С самого начала разработчики пытались создать искусственный интеллект, который был бы способен делать творческий выбор. Отец искусственного интеллекта, Марвин Мински (Marvin Minsky), еще в 1960 году писал:

Я абсолютно уверен, что раньше или позже мы будем в состоянии создавать программы, способные решать грандиозные задачи — от комплексных комбинаций эвристических приемов, операций алгебры планирования, приемов определения зависимостей данных — до процедур рекурсивного управления и т.п. Но место для интеллекта мы не найдем ни в одной из этих сфер.

Конечно же, интеллект — это нечто большее, чем просто способность распознавать шаблоны и образцы действий. Но по-прежнему, поиск его «места» остается каверзной задачей для исследователей искусственного интеллекта, вынуждая их занять принципиально новую позицию и модифицировать психологическую методологию.

Мартина Росблатт (Martine Aliana Rothblatt), основатель Sirius XM, автор футуролог и владелец роботизированного партнера Bina48 говорит, что для истинного творчества машина должна быть в состоянии создавать нечто большее, чем просто случайные образцы предметов, которые мы уже видели прежде.

Мартина Росблатт — основатель научной школы Terasem Movement

Как заявляет Росблат в интервью для Popular Science:

Наиболее важный элемент — это идиосинкразия (отличительная особенность, избирательность восприимчивости). Если Вы написали программу, которая всего лишь случайным образом смешивает элементы, то здесь нет никакой креативности. Напротив, многое зависит от индивидуального взгляда наблюдателя. Если он уникален, то тогда он и будет творческим.

Социальный робот Bina48

«Перенос стиля»

За последнее время было реализовано множество проектов, целью которых являлось преодоление порога оригинальности творческого «восприятия» (в особенности в области изобразительного искусства и написания музыки). Например, с помощью современных разработок можно увидеть, как бы Пикассо нарисовал какую-то сцену из XXI столетия, или как могли бы воспроизводиться помпезные чувства Бетховена в музыкальных темах.

Эти художественные проекты (исследователи называют их «переносом стиля»), являющиеся подразделом искусственного интеллекта, помогли смоделировать технику разных выдающихся художников для последующего применения в создании нового продукта. Во время исследований, проводившихся в немецкой лаборатории Bethge Lab, разработчики провели ряд манипуляций с цифровыми рисунками, применив к ним стили таких мастеров, как Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Василий Кандинский, и Эдвард Мунк.

В верхнем левом углу расположенно оригинальное фото, которое было переработано в стилях картин: «Кораблекрушение Минотавра» Уильяма Тёрнера (Shipwreck of the Minotaur by J.M.W. Turner) — верхний правый угол, «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога (The Starry Night by Vincent van Gogh) — нижний левый угол и «Крик» Эдварда Мунка (Der Schrei by Edvard Munch ) — нижний правый угол

Для этого разработчики использовали алгоритм, распознающий объекты изображенные на картинах. Благодаря чему удалось игнорировать непосредственно саму картину и сосредоточиться на том, как данные объекты изображены. Это дало возможность отделить содержание от стиля исполнения картины и затем более точно изучить его.

Конечно, некоторые специалисты утверждают, что обработанные картины не являются новым продуктом. По их мнению — это всего лишь переработка прежде сотворенного человеком творчества. В частности, футуролог Джарон Ланье (Jaron Lanier), который является автором термина «виртуальная реальность» и главой исследовательской группы в Microsoft, считает, что машина никогда не будет действительно творческой.

Джарон Ланье — ученый в области визуализации данных и биометрических технологий

Как заявляет Ланье:

Искусственный интеллект работает посредством повторного использования данных, полученных от человека и его продуктов. То есть, творчество все равно исходит от человека и проблема заключается в том, что человек становится анонимным. Мы удалили самих себя из «уравнения».

Исследователь искусственного интеллекта и создатель сайтов Creative AI и Ethical Machines podcast, Самим Винигер (Samim Winiger) убежден, что креативность — это способ оперирования, а не унаследованный талант или какая-то искра.

Винингер подчеркивает:

Вы учитесь быть креативным, Вы учитесь играть на гитаре. Если взглянуть на этот вопрос под таким углом, то творческий процесс становится демистифизированным и Вы можете начать использовать инструменты для оптимизации собственных процессов.

Сам Винигер рассматривает подобные инструменты, как способ увеличения человеческой креативности, а не как ее замену. По такому сценарию, например, магазин одежды будет в состоянии смоделировать платье на основе предпочтений клиентов и затем, сразу же на месте все изготовить.

И эта идея уже реализована на практике. Например, суперкомпьютер IBM Watson помог компании модной одежды Marchesa смоделировать платье для ежегодного Met Gala, предлагая различные варианты цвета и материала. Во время производственного процесса, в Marchesa предоставили IBM Watson для обработки пять эмоций: радость, страсть, волнение, поощрение и любопытство. IBM Watson проанализировал предыдущие платья от Marchesa и с помощью своего инструмента, который соединяет цвета с эмоциями, спроектировал набор цветовых предпочтений для одежды. Оказанная компьютерная поддержка позволила сузить набор тканей с 40000 всего до 150 вариантов и предоставить 35 дизайнерских рекомендаций.

Как пишет Эк, проект Magenta преследует цель создания действительно творческой музыки и изобразительного искусства. Идея заключается в том, чтобы не имея ничего кроме самой машины и посредством нажатия одной клавиши сразу же получить музыкальный фрагмент. И чтобы такой фрагмент содержал в себе все элементы, которые в него мог бы включить композитор.

В будущем Magenta также будет работать над цифровой модификацией музыки через повторение музыкальных тем и музыкальных характеристик. Пока неизвестно, когда программа будет доступна для общественности. На данный момент выпущена лишь альфа-версия Magenta.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 2.5 (2 votes)
Источник(и):

geektimes.ru