Ученые выяснили, как человеческий мозг адаптируется ко лжи
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Команда исследователей из Университетского колледжа Лондона установила опытным путем, что самая маленькая ложь может привести к неконтролируемым последствиям. Когда вы немного приукрашиваете правду ради собственной выгоды, рано или поздно приходится придумывать новую ложь, чтобы поддержать предыдущую. Со временем вырастает целая паутина, которая в первую очередь вредит ее создателю. Ученые представили первые эмпирические доказательства того, как одна корыстная ложь накладывается на другую и показали, как и почему это происходит в наших головах.
Ложь – неотъемлемая часть социального мира, влияющая на многие сферы: от личных взаимоотношений до политики и экономики. В беседах с исследователями многие мошенники описывали, как незначительная ложь подталкивала их со временем к преступлениям. Однако до сих пор никто не проводил эксперимент, который смог бы доказать подобную гипотезу. Ученые поставили перед собой задачу опытным путем продемонстрировать постепенное увеличение частоты лжи и исследовать механизм, который этим процессом управляет. Их главная цель заключалась в том, чтобы выяснить, обостряется ли нечестность в течение долгого времени, или снижается реакция на ложь в миндалинах. Результаты исследования были опубликованы 24 октября в журнале Nature Neuriscience.
В эксперименте принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет. Часть из них выполняли задания в камере МРТ, другие же тестировались в испытательных боксах. Участник эксперимента работал в паре с «актером», которого представляли как одного из таких же испытуемых. Тестируемому присваивали роль советника, а «актеру» — роль оценщика. Эксперимент развивался по нескольким сценариям. В самом начале эксперимента оценщика и советника помещали в разные комнаты. Затем в течение 4 секунд советнику показывали картинку с банкой монет. Советник должен был предположить, какая сумма находится в банке и отправить свой ответ через компьютер оценщику. Оценщику показывали ту же картинку за 1 секунду, и затем он должен был свериться с вариантом советника, принять решение и огласить его. За наиболее точный ответ бонусы получают оба – и оценщик, и советник. В этом случае испытуемому не нужно было лукавить, однако во второй части эксперимента события развивались куда интереснее.
На следующих этапах советнику конфиденциально сообщали, что сумма в каждой банке будет варьироваться в диапазоне от 15 до 35 британских фунтов, и что его партнер об этом не знает. Переоценив или недооценив количество монет в банке, советник выигрывает ту сумму, на которую ему удастся обмануть оценщика. И чем дольше длился эксперимент, тем сильнее участники искажали информацию о количестве денег в банке. Если в первый раз советники искажали данные на 1–2 британских фунта стерлингов, то к концу эта разница составляла уже 8.
Когда испытуемый лгал впервые, миндалевидное тело в его мозге, отвечающее за эмоции, было особенно активным. Именно эта часть мозга заставляет чувствовать себя неловко, когда мы обманываем. Однако, с каждой последующей ложью активность миндалин снижается, человек больше не чувствует «стоп-сигнал» и продолжает говорить неправду. Так исследователи выяснили, что чем сильнее снижается активность миндалин, тем больше одна ложь обрастает новыми подробностями пропорционально времени, которое тратися на обман. Проще говоря, чем больше врешь — тем больше врешь. Этот процесс можно назвать эмоциональной адаптацией.
Снижение чувствительности ко лжи в течение долгого времени
Идея заключается в том, что когда человек впервые сталкивается с эмоциональными стимулами, скажем, фотографией с места аварии, он достаточно серьезно это переживает. Нейроны в миндалинах, выражаясь буквально, ярко вспыхивают. Но если этот человек становится, например, экспертом-криминалистом, который изо дня в день только и делает, что работает на месте аварии или рассматривает фотографии с места происшествия, мозг адаптируется и нейроны успокаиваются. Он больше не реагирует так эмоционально. Это справедливо и для многих других чувственных переживаний.
«Это очень интересный взгляд на то, как мозг реагирует на повторный и учащающийся обман. Необходимо провести еще ряд испытаний, чтобы точно установить связь лжи и притупления эмоциональной реакции. Возможно, эффект постепенного нарастания можно наблюдать и в других типах поведения» — отмечает доктор Рализа Стоянова, старший разработчик проектов в группе когнитивной нейробиологии и психического здоровья Welcome Trust.
Ученые предполагают, что ослабление реакции миндалин в ответ на ложь может отражать снижение эмоциональной реакции на принятие «обманных» решений или их неверной оценке, заметности самого факта лжи для человека. Кроме того, результаты испытаний свидетельствуют о том, что постепенное усиление непорядочности зависит от мотивации, которая подталкивает ко лжи. Когда участники обманывали в пользу кого-то другого, они не начинали лгать больше или меньше, а делали это постоянно на одном и том же уровне. Но как только заходила речь о личной выгоде, с каждым новым обманом границы сдвигались.
Реакция мозга на ложь в зависимости от мотивации
Однако стоит оговориться, что не все люди одинаково много врут. 25 из 80 участников были оценены во второй фазе исследования с помощью фМРТ. Было обнаружено, что у тех участников, которые сильно преувеличивали сумму в ходе эксперимента, нейронная активность снизилась. Как правило, те, кто лгали во время эксперимента, сообщали, что они были склонны обманывать и в реальной жизни. Этот факт еще не опубликован, но обсуждался в ходе брифинга. Поэтому можно предположить, что не все мы обречены часто и много лгать.
Но не стоит думать, будто вы неуязвимы. Руководитель исследовательской группы Нил Гаррет подчеркнул, что самый крохотный обман может быть опасен по той простой причине, что каждая успешная ложь представляет собой биологическую предрасположенность фантазировать дальше, изобретая, возможно, еще большую.
Снижение реакции миндалин, по мнению исследователей, может иметь серьезные последствия, которые распространяются на другие области принятия решений. Они могут включать, например, вспышки агрессии. Взятые вместе, результаты исследования показали, что биологический механизм, который лежит в основе постепенного нарастания лжи, обеспечивает новое понимание этой составляющей человеческого поведения.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев