Роботизированные автомобили должны научиться понимать людей

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Компаний, которые занимаются разработкой роботизированных автомобилей, все больше. Оно и понятно — ведь многие ученые, футурологи, специалисты по искусственному интеллекту предсказывают, что в будущем люди будут передвигаться на транспортных средствах, которые едут сами, без контроля водителя. Роботизированные автомобили, а речь именно о них, уже появились. Правда, они еще не идеально разбирают обстановку на дорогах, но аппаратное и программное обеспечение таких машин постоянно совершенствуется и общий прогресс заметен.

Управляют движением автономных машин алгоритмы, и довольно сложные. Они разбирают ситуацию на дорогах и руководят транспортным средством. Если автомобиль «видит» зеленый свет, то компьютерная система дает разрешение транспортному средству двигаться. На светофоре красный? Тогда нужно остановиться. Набор правил дорожного движения достаточно четкий, хотя и не математически точный. Но, в принципе, научить компьютер кататься по дорогам идеально все же можно. Или нет? Специалисты из Стокгольмского университета утверждают, что разработчики автономных систем управления машин не учитывают еще один фактор — социальный. Езда на автомобиле, по их словам, это не просто передвижение из точки А в точку Б, но еще и социальное взаимодействие водителей. И без учета этого фактора обучить компьютер ехать по дороге без происшествий не получится.

Бэрри Браун (Barry Brown), специалист по взаимодействию компьютерных систем и человека, утверждает следующее:

«Управление автомобилем — это не только набор механических операций, но также и сложная социальная активность. До момента, пока все автомобили не станут автономными, автопилоты будут безопасными и эффективными только в том случае, если они смогут взаимодействовать с водителями-людьми. Разработчики автономных автомобилей должны учитывать выбор и влияние других водителей и пассажиров».

Ученый недоволен тем, что разработчики роботизированных авто не желают открывать свои проекты для общественности. Тем не менее, какие-то данные собрать можно и из тех источников, которые все же попали в общий доступ. Речь идет о видеороликах с YouTube, где показано передвижение роботизированных автомобилей. Большинство записей сделано водителями Tesla или людьми, которые решили по той либо иной причине снять Tesla в движении на дороге. Есть и ролики с автомобилями Google, Volvo и Honda.

По словам ученых, записи, сделанные пользователями YouTube — отличный источник информации о работе систем автономного управления автомобилями. Также эти видео показывают, каким образом люди взаимодействуют с роботизированными автомобилями. Всего специалисты проанализировали 69 различных роликов, загруженных на YouTube 63 пользователями из США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Гонконга, Исландии и Канады. В среднем продолжительность одного ролика составила 9 минут. Но 7 видеозаписей гораздо длиннее — в этом случае продолжительность каждого ролика превышает полчаса. В одном из случаев автор видео снимал весь свой путь по дороге при помощи системы из 8 регистраторов.

В самом начале ученые оговорили один важный момент — информацию о работе автономных машин они будут черпать лишь из видео, а не новостных ресурсов или документов, предоставленных компаниями, которые разрабатывают робомобили. И это дало свои результаты — работу систем удалось изучить без предварительно сформировавшегося мнения. Помогало и то, что многие ролики дополнялись комментариями участников съемки и пользователей YouTube.

Авторы работы изучали два основных аспекта движения робомобилей по дороге. Первый — это взаимодействие водителя с системой компьютерного управления. В случае наличия в машине такой системы водитель учится с ней взаимодействовать. Ученые старались наблюдать за важными моментами этого взаимодействия. Второй аспект — взаимодействие автопилота с другими водителями на дороге.

Ситуация на дороге, изученная участниками проекта. Первый кадр — солнечный блик на камере Tesla. Второй кадр — система начинает сигнализировать об опасности. Третий — автопилот направляет машину на встречную полосу. Четвертый — водитель перехватывает управление, исправляя ситуацию (кадры — скриншоты из видео не самого лучшего качества, — прим. ред.)

Как оказалось, во многих случаях машины с автоматической системой управления работали отлично. Но были выявлены и проблемы. Например, тот же Autopilot в автомобилях Tesla иногда неправильно распознавал дорожную разметку, путал полосы или вообще практически прекращал нормально функционировать из-за яркого солнечного света, бьющего спереди (из-за солнечных бликов и ряда неудачных совпадений случилась авария с участием автомобиля Tesla и фургона, в которой погиб владелец электромобиля).

В целом, выяснилось, что большинство авторов видео не полагаются на все 100% на системы управления своих машин. И это оправдано, поскольку опасных моментов было довольно много. Один из них, например, имел отношение к взаимодействию автопилота и других водителей. Мотоциклист, обгоняя Tesla, показал переход на другую полосу. Компьютерная система жест не распознала и подрезала мотоциклиста.

Второй случай показал разницу между действиями автомобилиста и системы компьютерного управления. По дороге ехало два роботизированных автомобиля, между которыми был положенный правилами ПДД интервал, предполагающий безопасность обоих транспортных средств и их водителей. Но внезапно появился третий автомобиль, ведомый человеком. Его водитель решил, что расстояние между едущими впереди машинами как раз идеально подходит для него и перестроился. Автопилоты же стремятся всегда сохранять безопасную дистанцию, даже на светофорах, когда водители-люди подгоняют свои машины впритык друг к другу, практически не оставляя свободного пространства.

В целом, водители на дорогах часто используют вербальные сигналы, пропуская, например, пешехода или другой автомобиль. Автопилот, понятное дело, такие сигналы не распознает. И разница в поведении робомобиля и человека водителя на дороге разительно отличается.

По этой причине, считают авторы исследования, разработчикам компьютерных систем управления автомобилями необходимо принять во внимание очень важный фактор — социальную составляющую передвижения по дорогам. Это сделать сложно, но необходимо, ведь пока что на дорогах водителей-людей гораздо больше, чем роботизированных автомобилей. Разработчикам последних в буквальном смысле слова нужно научить свои системы «понимать» людей, а не лишь считывать знаки дорожного движения и разметку. С этим можно спорить, но рациональное зерно здесь есть.

Ученые надеются на то, что результаты их исследования будут использоваться разработчиками робомобилей, с целью создания более эффективных систем управления и полноценных автопилотов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

geektimes.ru