В МГУ открыли криобанк биотехнологического растительного материала в рамках проекта «Ноев Ковчег»
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В центре превосходства в области биотехнологий МГУ имени М.В Ломоносова открыли криохранилище культур клеток и меристем растений в рамках проекта «Ноев ковчег». Криобанк рассчитан на 50 000 образцов, которые будут храниться в парах жидкого азота при температуре –180° C. Среди образцов будут меристемы ценных сельскохозяйственных видов и культуры клеток – продуценты ценных биологически-активных веществ растительного происхождения, предназначенные для биотехнологического применения.
В новом криохранилище сначала планируют разместить дубли наиболее ценных образцов из коллекции Института физиологии растений (ИФР РАН). Среди них есть культуры клеток редких видов, растущих от Байкала до Амура. Некоторые из них, например культура клеток полисциаса папоротниколистного (Polyscias filicifilia), уже используются для получения лекарственных препаратов (Витагмал, Трифитол и др). Ряд других — женьшень японский (Panaxjaponicus), диоскорея дельтовидная (Dioscorea deltoidea), представляют большой интерес для создания лекарственных препаратов, нутрицевтиков или косметики.
Когда в рамках проекта «Ноев Ковчег» будут разработаны системы замораживания ценных генотипов, то их дубли планируется хранить в криобанке ИФР РАН. Дублирование — основной принцип надёжного хранения. Таким образом, система биотехнологических коллекций и криобанков России будет одной из наиболее надежных в мире.
Однако подготавливать биотехнологические образцы к хранению непросто. Для каждой культуры клеток или меристемы нужно индивидуально разработать процедуру заморозки. «Сначала мы постепенно адаптируем клетки к низким температурам, затем добавляем криопротектор в среду, затем охлаждаем клетки до – 40° C. Нам приходится подбирать индивидуальную программу для каждой культуры, — рассказывает профессор Александр Носов, заведующий кафедрой физиологии растений МГУ, — благо всё это можно делать, не переходя в другое помещение».
Криобанк рассчитан на 50 000 образцов, которые будут храниться в парах жидкого азота при температуре –180° C
В отдельном помещении криобанка находится система автономной генерации жидкого азота из воздуха. «*Установка состоит из нескольких частей: компрессор нагоняет воздух под давлением, затем происходит отделение азота от примесей других газов, и на последнем этапе происходит сжижение азота, — рассказывает Владимир Лобаков, главный инженер Центра превосходства в области биотехнологий МГУ. — *Система полностью автономна: она включается, когда количество жидкого азота в конечном резервуаре меньше нижнего предела, и отключается, когда превышен верхний порог».
Биологический материал будут хранить не в самом жидком азоте, а в его парах. «Для животных объектов есть данные (правда немногочисленные), что при хранении непосредственно в жидком азоте возможна их перекрестная контаминация, — комментирует Александр Носов. —* Хранение в парах жидкого азота эту возможность полностью исключает. Одна из научных задач нашего криобанка – изучить, насколько эта опасность вероятна для растительных объектов»*.
Всего в России существует два криобанка биотехнологического материала: в ИФР РАН и теперь в МГУ. Новый криобанк создали при поддержке РНФ в рамках направления «Растения» проекта «Ноев Ковчег». В мире подобных хранилищ единицы. Знаменитое международное крихранилище на Шпицбергене предназначено лишь для семян, хранить в нём культуры клеток и меристемы невозможно.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев