5 принципов ведения технологического бизнеса, или как изменить мир
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Эта статья о том, что отличает успешный бизнес от провального, какие стратегии развития известны и какими наработками стоит воспользоваться. В статье рассматриваются идеи и подходы, которые помогут выбрать правильный вектор развития.
Подрывная технология
Автор книги «Дилемма инноватора» Клейтон М., провёл исследование с целью установить, на основе каких инноваций строится успешный бизнес, а на основе каких – нет. Инновации, условно деляться на 2 типа: подрывные и поддерживающие.
Поддерживающие, это технологии, совершенствующие и усложняющие продукт, направленные на увеличение стоимости. Подрывные, это технологии, упрощающие продукт и демократизирующие рынок. Только подрывные инновации меняют рынок.
Рассмотрим некоторые из них:
- Появление огнестрельного оружия.
Первое огнестрельное оружие не превосходило арбалеты и луки по дальности, точности, скорострельности и пробивной силе, но в освоении было намного проще. Чтобы научиться метко стрелять из лука требовались месяцы и годы, а выстрелить из ружья и попасть в цель мог любой ополченец. Затем, технологии огнестрельного оружия развивались по модели поддерживающих инноваций и превзошли характеристики луков и арбалетов.
- История развития компьютеров и носителей памяти.
Первые ЭВМ занимали комнаты, потом появились персональные компьютеры, затем мобильные устройства.
Следом за демократизацией вычислительной техники следовали и носители информации. С каждой новой волной первые устройства нового типа основывались на иной технологии, но были проще аналогов и превосходили их по узкому ряду параметров. Найдя рынок и получив финансирование, новая технология начинала развиваться и превосходила по основным параметрам старую технологию.
Так, компании Microsoft и Apple первого успеха добились благодаря демократизации программного и аппаратного обеспечения при появлении персональных компьютеров. Microsoft и Apple имели разные стратегии развития, но именно демократизация технологии позволила совершить стремительный скачок. Вторая волна успеха компании Apple основана на появлении мобильных устройств.
Подрывная инновация — закономерность в построении бизнеса, меняющего отрасль. IKEA демократизировала рынок мебельного ритейла за счёт изменения производственных и бизнес-процессов. MacDonald’s демократизировал рынок общественного питания за счёт введения принципа конвейера. Конвейер позволил Ford сделать доступными автомобили. Google и Яндекс упростили поиск информации.
Действующим лидерам рынка сложно внедрить подрывную инновацию. Это объясняется тем, что их производственные и бизнес-процессы организованы так, что рассчитаны на определённую норму рентабельности на единицу продукта, а подрывная инновация не позволяет достигнуть этого уровня на первом этапе.
Новые игроки изначально строят производственные и бизнес процессы исходя из доступной рентабельности. А когда новая технология становится доходнее чем старая, уже новые игроки занимают лидирующие позиции.
При этом порядок выхода на рынок не имеет значения. Google не был первым поисковиком, а в Apple не изобрели персональный компьютер. Главное, оказаться в числе первых и приложить максимум усилий.
Исследование рынка
90% начинающих компаний погибают по причине отсутствия спроса на продукт. Для минимизации этого риска проводится проблемное интервью с клиентами. Из собственного опыта, требуется опросить не менее 50 клиентов. Вопросы задаются о прошлом клиента в открытой форме, так вы получите «реальную» информацию, а не «фантазии» респондента.
В моём первом технологическом бизнесе связанным с робототехникой (KMG LABORATORY), исследование потребностей рынка не было проведено. Итог — потеря 2 лет и ценный урок. В следующем проекте (DATA4), исследование рынка проводилось перед разработкой, что обеспечило лучшие финансовые показатели.
Помните «Если лошадь начала вонять, с неё пора слезать». Лучше закрыть проект и начать новый, чем продолжать инвестировать, надеясь на чудо.
Этапы развития технологии:
- Функциональность;
- Надёжность;
- Удобство;
- Цена.
Проанализируйте, на какой стадии развития технология, если функциональность уже «избыточна» сделайте продукт надёжнее и т. д.
Секрет успеха управления
В книге «Гении и аутсайдеры» Г.Малкольм исследует причины из которых складывается успех. Успех складывается из четырёх составляющих: когнитивный интеллект, эмоциональный интеллект, трудолюбие и удача.
Чтобы быть успешным необязательно быть очень умным, достаточно быть немного умнее среднего. Если у человека IQ (хоть это и не единственный показатель интеллекта) составляет 110 – 120 пунктов, этого достаточно. Дальнейший рост когнитивного интеллекта никак не коррелирует с уровнем успешности.
Способность к общению, сопереживанию и убеждению людей влияет на успех наиболее сильно.
Согласно Г.Малькольму, человек становится признанным гением в выбранной отрасли, если потратит 10 тыс. часов на саморазвитие. Исходя из собственного опыта, успех зависит от усилий логарифмически. Чтобы добиться роста в 10 раз требуется приложить в 2 раза больше усилий.
И немаловажным фактором является удача. Как показано в книге Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро», профессионализм руководителя и успех фирмы коррелируют с коэффициентом 0.3. Это говорит о том, что соотношение успешных компаний с профессионалами во главе и успешных компаний с менее профессиональными управленцами составляет 60 и 40% соответственно.
Кривая ценности
Авторы книги «Стратегия голубого океана» Ким Чан и Рене Моборн рассмотрели особенности конкуренции компаний.
Компании конкурируют за потребителя, предлагая продукт с определёнными качествами. Эти качества (цена, скорость внедрения, узнаваемость бренда, надёжность и т. д.) представляются в виде кривой ценности.
Если кривая ценности продукта близка к кривой ценности конкурентных продуктов, конкуренция идёт за одного и того же клиента. Это ведёт к падению прибыли.
Если изменить ценностное предложение так, что кривая ценности будет отличаться от кривой ценности конкурентов, продукт создаст собственный потребительский сегмент, где нет конкуренции, и стоимость определяется ценностью продукта для клиента, а не себестоимостью. Новый сегмент рынка часто требует новых качеств продукта, что приводит к добавлению новых качеств в кривую ценности.
Проиллюстрируем кривую ценности на примере цирка Du Soleil.
Изменение кривой ценности позволило цирку Du Soleil уйти от конкуренции за сегмент клиентов «родители с детьми» и предлагать продукт сегменту «взрослые люди и корпоративные клиенты».
Преодоление пропасти
При продвижении продукта на основе подрывной инновации клиенты будут обладать разным уровнем скептицизма.
Клиенты делятся на 5 групп:
- Инноваторы. Хотят использовать продукт первыми, готовы мириться с несовершенством, не обладают большим бюджетом.
- Ранние последователи. Готовы переплачивать за получение права первыми воспользоваться конкурентным преимуществом.
- Раннее большинство. Готовы покупать новый товар по конкурентной цене, при условии наличия лидирующих позиций. Покупают только проверенные отраслью товары.
- Позднее большинство. Готовы покупать товар по заниженной цене с целью «вскочить на уходящий поезд».
- Отстающие. Скептики, не готовы к покупке товара.
70 – 80% рынка приходится на раннее и позднее большинство. Поведение клиентов раннего большинства отличается от ранних последователей, что затрудняет переход.
Для преодоления «пропасти» между ранними последователями и ранним большинством требуется концентрация на одном продукте и одной клиентской нише. Когда продукт становится «привычным», раннее большинство начинает его покупать. Иначе, возникает риск израсходовать ресурсы раньше, чем преодолеть «пропасть» между типами клиентов.
Более подробно эта тема освещена в книге «Преодоление пропасти» Д.Мура.
Заключение
Если вы хотите изменить мир и построить успешную компанию:
- Демократизируйте текущую технологию;
- Исследуйте потребности рынка;
- Будьте умны, коммуникабельны и трудолюбивы;
- Выработайте собственную кривую ценности;
- Концентрируйтесь на продукте и клиентской нише.
И пусть удача сопутствует в ваших начинаниях!
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев