Чему научил 2018, или практические шаги, как начать внедрение цифровых технологий уже в 2019
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Итак, пока 2018 ещё с нами, подводим диджитал-итоги и рассказываем, какие ИТ-технологии стали особенно актуальны, как оцениваем прошедший год и что самое время сделать, чтобы следующий год стал более «цифровым».
Главным выводом 2018 стало то, что большинство организаций высокотехнологичного комплекса России (ВТК) имеют достаточно низкий уровень адаптивности к цифровой трансформации.
Одной из главных причин такого состояния является дефицит на предприятиях компетентных специалистов по современной цифровой повестке.
Рынок сам не изменит ситуацию
2018 дал многим руководителям в компаниях понимание роли прогнозных технологий в управленческом процессе, что является сущностным признаком цифрового перехода. Наиболее значимыми новациями в цифровизации производственного процесса признаны технологии аддитивного производства. Это в большинстве случаев касается тех организаций, у которых осуществлены инвестиции в новое оборудование.
Хотя по состоянию на сегодняшний день порядка две трети организаций производственного сектора пока не готовы к использованию цифрового представления изделия. У этих компаний всё ещё наблюдается достаточно низкий уровень адаптивности из-за низкого уровня зрелости цифровых компетенций у ключевых сотрудников и учета отдельных элементов цифровой трансформации в практике стратегического управления организациями.
При этом они практически все понимают, что приход цифровых технологий — это не вопрос выбора. Это как времена года. Просто жизнь будет теперь всегда с цифровыми технологиями. Вопрос лишь в сезонном факторе (адаптивности технологий под конкретные процессы компаний).
Также необходимо помнить, что рынок сам не изменит ситуацию: владельцы большинства таких промышленных предприятий не в состоянии профинансировать необходимое техническое перевооружение производства. Для больших заводов это десятки — сотни миллионов долларов. Часто дешевле построить новые заводы с новым оборудованием с нуля.
При инвестиционных ресурсах, которыми располагают компании перерабатывающих отраслей, такие расходы на цифровизацию нереальны. Они могут автоматизировать только финансовую сферу, а на производстве им, как правило, остается лишь до бесконечности продлевать сроки эксплуатации имеющегося оборудования, по возможности докупая те или иные критически важные элементы.
Уменьшаем влияние человеческого фактора
Так что же нас ожидает в следующие пару лет в условиях ограничения финансирования проектов по цифровизации в различных компаниях?
С наивысшей вероятностью в ближайший период во внешней среде проявятся и будут внедряться на предприятиях ВТК (высокотехнологичного комплекса) России такие технологии, которые охватят следующие три блока изменений.
Во-первых, это развертывание цифровой инфраструктуры (электронные торговые площадки, широкополосная связь). Во-вторых, цифровые угрозы (весь блок киберугроз и клубок процессов, ведущих к деградации естественного интеллекта); В-третьих, разработка и доступность новых производственных и управленческих технологий, опирающихся на цифровые достижения.
Однако прежде всего нужно выполнить некоторые условия, и они применимы для любых типов компаний:
- Компьютеризировать рабочие места и производственное оборудование.
- Использовать современное программное обеспечение по подготовке производства, управлению производством и управлению ресурсами.
- Создать на предприятии единое информационное пространство, с помощью которого все автоматизированные системы управления предприятием, а также промышленное оборудование, производственный персонал смогут оперативно и своевременно обмениваться информацией.
Самое главное — избавиться от влияний человеческого фактора. Так, внедрение и использование, например, систем MDC (Machine Data Collection) позволит мониторить работу всех производственных объектов (оборудование, рабочие места основных рабочих, сервисные службы и т. д) в целях управления производством. Важно — это всё должно стать прозрачным. Это и есть фундамент для перехода к цифровому производству.
Интернет вещей на «гребне популярности»
Лидерами по объему инвестиций в краткосрочной перспективе двух-трех следующих лет сохранится за Интернетом вещей в России, где они в основном будут представлены в производственном секторе и транспортных компаниях. Кроме того, в первую пятерку по инвестиционной активности войдут энергетика, потребительский сегмент (ритейл) и госсектор. Примечательно, что неплохие темпы роста покажут кросс-индустриальные решения.
На 2018 год большинство внедряемых решений в области IoT – это бизнес-модели первого поколения: Интернета вещей 1.0. Для этой модели характерен акцент на установке различных датчиков и сенсоров и на организации их подключения. Сервисы и приложения по анализу собираемой информации, конечно, тоже используются, однако «глубина» проработки данных невелика.
При переходе к модели Интернета вещей 2.0 акцент будет смещаться на аналитику. Будет использоваться преимущества облачной модели, средства машинного обучения и когнитивные вычисления. При этом в платформах IoT активнее будут применяться открытые программные интерфейсы API для обмена данными с другими системами, а также различные приложения с открытым программным кодом.
Хотя нужно помнить тот же Интернет вещей бессмыслен без средств анализа собираемых данных, тогда как средства аналитики превращаются в ничто при отсутствии источников этих данных (подключенных устройств).
Цифровизация: выбор и внедрение технологий
На текущий момент в производстве большие объемы информации считываются с контрольно-измерительных приборов и записываются на серверы. Практика и исследования показывают, что впоследствии в среднем используется только 5% этой информации.
Для большинства крупных российских предприятий характерна массовость выпускаемой продукции (commodity). В этом случае основной упор цифровизации в выборе технологий будет направлен на сокращение операционных затрат, повышение уровня качества и своевременность поставок конечному потребителю.
Для предприятий, выпускающих специальную или кастомизированную продукцию, цифровые технологии в первую очередь позволят разрабатывать продукты, которые в лучшей мере удовлетворяют потребности клиента. Это станет возможным за счет встраивания сенсоров в продукты, которые будут делиться информацией об их использовании.
Три практических шага, чтобы начать внедрение цифровых технологий уже в 2019:
- Внедрить технологические мероприятия по повышению уровня использования доступной информации при принятии управленческих решений с 5% хотя бы до 30%. К таким мероприятиям относятся: структуризация полученной информации, ее классификация, определение уровней, на которых она может быть полезной для принятия управленческих решений, разработка алгоритмов дальнейшего движения обработанной информации, ее хранения и использования полученных данных для анализа и сравнения показателей производственного процесса в дальнейшем.
- Привлечь внешний опыт (партнеры, бизнес-консультанты и т. д.) для определения приоритетных мероприятий и проектов по цифровизации производства. Действовать сейчас нужно быстро, но новые технологии требуют новых компетенций, а резкое изменение процессов управления производством может повлечь сбой системы и панику. Взгляд со стороны и внешний опыт крайне важны производственным компаниям, впервые приступающим к трансформации.
- Запустить мини-проекты (пилоты) по адаптации, тестированию и разворачиванию новых технологий на производственных участках. В условиях неопределенности лучше работает стратегия «попробовать и скорректировать». Это более безопасно и эффективно, чем разработка подробного плана на многие месяцы вперед.
Как выбрать наиболее «нужные» технологии?
Как сориентироваться в этом, выбрать те технологии, которые нужны именно промышленным предприятиям? Изучить истории успеха, узнать об опыте других предприятий в разных отраслях. Примеров много: это, к примеру, и завод BMW с применением технологий дополненной реальности и роботами, и российский КАМАЗ, выбравший курс всеобщей роботизации и автоматизации своих производств, цифровые склады, доставка и многие другие.
Главное условие при выборе направления цифровизации — применимость тех или иных технологий должна быть обоснована и оправдана с точки зрения экономики и будущего компании. Правильно выбранная модель трансформации заставляет технологии работать в нужном направлении: изменять сам продукт или снижать затраты и повышать уровень сервиса для клиентов.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев