Что ждет российский стартап на китайском рынке

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Много лет назад Джека Ма не взяли на работу кассиром в китайскую KFС, которая в 1987 году первой из западных сетей ресторанов быстрого обслуживания вышла на рынок КНР. Собеседовавшие его сотрудники компании сочли, что экзотическая внешность Джека может быть неоднозначно воспринята посетителями. Спустя несколько десятилетий Ма, основатель Alibaba Group, решил вопрос несостоявшегося трудоустройства кардинально – он купил сеть KFC China

«Мы в Китае считаем: самый простой способ получить работу в компании – купить эту компанию», – пошутил на семинаре «Российские технологии в Китае: пути выхода на рынок» в Сколково предприниматель из КНР Бо Цзи, который пересказал собравшимся эту историю Джека Ма. Сам г-н Цзи – личность тоже довольно примечательная. Это один из самых известных за пределами своей страны пропагандистов «китайского технологического чуда».

Свой путь в бизнесе он начал с продвижения на китайском рынке жвачек Wrigley, затем работал в китайских подразделениях Monsanto, Cargill, Pfizer.

Сейчас Бо Цзи также эффективно продвигает за пределами своей страны инновационный сектор КНР. Для этого г-н Цзи, один из руководителей бизнес-школы в Пекине (более половины из 10 тысяч выпускников Сheung Kong Graduate School of Business занимают руководящие посты в китайских компаниях; в этой школе учился и Джек Ма), создал программу China Start, помогающую зарубежным стартапам выйти на рынок КНР. В рамках почти часового выступления на блестящем английском (послушать его в Технопарке Сколково собрались в основном представители российских стартапов) Бо Цзи рассказал про перспективы китайской инновационной экономики. А они, как следовало из рассказа лектора, поражают масштабами.

Вот лишь несколько примеров. В 2024 году, по прогнозам, китайская экономика по размеру перегонит американскую. За 2016 год в КНР появилось 3,6 тысяч новых фондов для поддержки стартапов. Таким образом, общее число подобных институтов выросло до 15-ти тысяч. На долю Huawei приходится больше всего патентов в мире, по их количеству эта китайская компания обгоняет Apple. Китай – один из мировых лидеров по переходу к обществу без наличных. По уверению спикера, только карточками и приложением на телефоне расплачиваются 87% китайцев, коих в 2018 году насчитывается без малого 1,4 млрд. В их числе  – и сам Бо Цзи. В этой связи гость из Китая удовлетворенно заметил, что во многих местах в Москве он видел логотип китайской национальной платежной системы China UnionPay. Китай – мировой локомотив развития финтеха. Другие стремительно развивающиеся области – здравоохранение, образование логистика и искусственный интеллект.

«Китайский рынок беспилотных транспортных средств и мобильных сервисов становится основным в мире, и к 2030-му году он значительно опередит американский», – убежден Бо Дзи.

По его словам, нешуточная борьба за передовые технологии разгорается между китайской «большой тройкой» разработчиков беспилотников. Это компании Baidu, AliBaba и Tencent, известные под единой аббревиатурой BAT.

Совершенно фантастически вещи, следовало из доклада, происходят со сроками доставки китайским покупателям заказов из интернет-магазинов. В Пекине, заказав онлайн свежие морепродукты или рыбу, вполне реально получить их через полчаса. Магазин мог бы доставить и быстрее, но коммерсанты рассчитали: 30 минут – оптимальный временной лаг, чтобы заказчик успел сварить рис, почистить овощи и проделать прочие подготовительные процедуры. Впрочем, и это не предел. 6 минут – тот показатель, за который уже в скором времени китайские пользователи будут получить заказанный в интернете товар. Тем более что прецеденты уже есть.

Секрет потрясающей скорости доставки – в совокупности нескольких факторов. Это, в частности, использование алгоритмов искусственного интеллекта, которые позволяют эффективно прогнозировать, какие товары закажут пользователи, живущие в том или ином районе, и, следовательно, пополнить расположенные там склады именно этими предметами. Сказалось и то, что Alibaba Group консолидирует многочисленные сервисы доставки и унифицирует их работу.

Рассказывая про деликатные моменты работы на китайском рынке, Бо Цзи выбирал такие же деликатные формулировки. Да, в Китае существует проблема пиратства и нарушения интеллектуальных прав, но к ней надо относиться спокойно.

«Если ваш товар копируют, значит, он востребован; кроме того, пираты формируют рынок для вас», – уверяет г-н Цзи.

Да, китайское правительство недолюбливает криптовалюты, но, говорит Бо Цзи, при Центробанке страны активна структура, занимающаяся блокчейном и криптовалютами, и в этом году стоит ждать либерализации законодательства. Да, в Китае заблокирован Google, но, по словам Бо Цзи, пользователи в КНР вскоре смогут получить доступ к поисковику.

Реальным опытом ведения бизнеса в КНР и анализом плюсов и минусов работы на китайском рынке в рамках семинара поделились представители двух сколковских компаний, CDNvideo и «Тион». Первая является одним из лидеров российского рынка сетей распределенной доставки контента. В минувшем году контрольный пакет CDNvideo приобрел китайский интернет-гигант Wangsu Science & Technology Co Ltd. Что касается «Тиона», то этот резидент кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» в конце 2015 года открыл офис продаж в Китае и начал продвигать там свои приборы приточной вентиляции – бризеры. В 2016 году их продажи превзошли ожидания производителей, рассказывал Sk.ru генеральный директор «Тион Китай» Антон Центалович.

По опыту гендиректора CDNvideo Ярослава Городецкого, успеху российского барьера в Китае, как правило, препятствуют языковой, культурный и регуляторный барьеры. С культурными различиями надо смириться, остальные препятствия можно попробовать преодолеть. Вопреки расхожей точке зрения, китайцы принимают решения быстро. Если сотрудничество забуксовало, вероятнее всего, китайской стороне оно не очень интересно. И еще несколько наблюдений Я. Городецкого: китайцы трудоголики, любят учиться и высоко ценят российскую инженерную школу из-за успехов СССР в космосе.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

sk.ru