Бибер и Билан машут ручкой. A.I. теперь поёт песни
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Самые активные реальные певцы способны выпустить один, может быть, два музыкальных альбома за год. У рэперов иногда получается три-четыре микстейпа. Но компания Auxuman собирается выпускать по полноценному музыкальному альбому, с такими звездами как Йона, Мони, Джемини, Зоя и Хексе, каждый месяц. Секрет такой продуктивности? Машинное обучение и нейросети. Фирма строит «следующее поколение виртуальных артистов», которые призваны полностью заменить реальных звезд.
Стартап Auxuman основан в марте этого года в Лондоне, в июне получил финансирование, и буквально на днях стал выпускать свои первые (тестовые) треки – которые, между тем, уже находят определенную публику. Композиции созданы от лица AI-персонажей, каждый – со своим характером и любимым жанром.
Вот, например, AI-певица YONA и её песня ONE. Эффект «зловещей долины» во всей красоте. Не смотреть перед сном:
Дебютный альбом Auxuman был представлен 27 сентября, дальше компания обещает генерировать музыкальные альбомы каждый месяц, постепенно совершенствуя свою AI-систему. Музыка публикуется на YouTube, Soundcloud и других платформах.
В общем-то, выходит та же история, что и со сгенерированными «звездами» инстаграмма, о которых мы на Хабре уже рассказывали. Только здесь технология чуть посложнее, а путей к выходу на прибыль поменьше. Пока Микела со своим 3D-лицом «фоткается» рядом с разными продуктами от морщин и зарабатывает миллионы, Auxuman рассчитывает на прибыль от стриминга и продаж. То есть, на то, что их песни реально смогут конкурировать с настоящими живыми людьми современности.
Машины, пишущие музыку
Основатель стартапа Эш Куш, британско-иранский музыкальный продюсер, рассказывает: Композиции генерируются несколькими системами. Одна отвечает за слова, другая за мелодии. Для каждого персонажа есть также его цифровой поющий голос. Если в песне есть слова, текст создается моделями, натренированными на поэмах, статьях и интернет-дискуссиях, касающихся темы песни. Йона и её друзья, по сути, отображают текущую человеческую жизнь в интернете. Так они всегда остаются релевантными и говорят на языке, понятном молодежи.
Увидеть результат можно здесь (осторожно для людей с тонкой душевной натурой):
Вероятность, что кто-то на полном серьезе будет деньги платить за такие песни, и приносить Auxuman профит, пока что откровенно невысокая. Хотя, если генерировать их тоннами каждый месяц, возможно, что-то и выстрелит?
Другой вопрос – зачем вообще автоматизировать работу певцов. Весь смысл A.I., вроде же, в том, чтобы убрать скучные, грязные и опасные работы, которые никто из людей не хочет делать? Чтобы у народа появилась возможность выражать себя и заниматься чем-то креативным. В мире нет (и, наверное, не будет) дефицита тех, кто хочет стать певцами. Зачем заниматься автоматизацией в этой отрасли?
Куш отвечает, что для появления чего-то нового нужно экспериментировать. И если у людей появляется вопрос «зачем» – возможно, ты как раз находишься на правильном пути.
Всегда находится не так много людей, которые готовы к открытию нового жанра. Мы привыкли к тому, как делается музыка, нам кажется, это уже не изменить. Мы покорны тем формам и жанрам, которые доказали свою успешность. Но в то же время посмотрите, сколько людей не могут найти для себя чего-то нового. А у машин нет лимитов. Они могут смешивать, объединять формы и стили в неожиданных комбинациях, они могут дать нам свежий и захватывающий новый звук.
Задачу, конечно, Эш Куш перед собой ставит неслабую. И, судя по первому альбому, Auxuman её пока однозначно не достигла. Но в целом есть вероятность того, что такой подход даст результат. Не все жанры музыки одинаково популярны. У определенных стилей никогда не наберется критической массы слушателей, которая позволит артистам жить и выпускать песни. Но A.I.-музыкант может быть коммерчески выгоден даже на очень маленькой базе. Если музыка задешево генерируется машиной и распределяется хотя бы небольшой, но увлеченной аудитории, для создателей такого софта это уже профит. Взять десять, двадцать, тридцать таких жанров – и пошло-поехало.
Может ли робот создать что-то новое?
Куш сам себе поставил задачу открытия новых жанров и стилей. Но может ли A.I., работающий на уже существующих данных, быть по-настоящему креативным? Если отдать всё в руки Auxuman и подобных ей систем, не значит ли это, что мы будем вечно слушать одно и то же – то, что уже было создано, просто переработанное, перемешанное, скомпилированное определенным образом. Даже если наш мозг этого никогда не заметит, даже если для того, чтобы услышать что-то похожее, надо будет сидеть на «робомузыке» 10 000 лет, всё равно это немного печально, не так ли?
Эш Куш отвечает: прогресса и так не видно. Инструменты одни и те же, аккорды не меняются. А что такое «креативность» – понять сложно. У каждого для неё найдется свое определение. В прошлом году, например, картина, созданная A.I., продалась на аукционе «Кристис» за $432 500. Машине скормили 15 000 портретов, созданных между XIV и XX веками, и та выдала что-то, отдаленно похожее на мужчину. Процесс шёл как обычно: система разделилась на две, в ней боролись «художник» и «критик». Один рисовал картины, другой их отбраковывал. Можно ли назвать итог плодом креативного труда? У разных сторон есть разные аргументы. Но многие «настоящие» художники однозначно не продадут такую дорогую картину за всю свою жизнь. Даже для арт-покупателей вся их креативность не так важна, как что-то реально новое от никогда доселе не виданной технологии.
На конференции в Монреале
В сфере машинного обучения также существует двойной стандарт, если обсуждать творчество. Система, получившая свои знания из датасетов, автоматически считается не «по-настоящему» креативной. Но разве не то же самое происходит с нами, людьми? Сначала мы учимся, а потом начинаем комбинировать и создавать что-то свое. Человек, имеющий глубокие познания в сфере своей работы, и способный трансформировать старые тренды, считается великим художником и творцом. Но машине, чтобы быть признанной креативной, почему-то надо начинать с нуля, и тренироваться без какого-либо внешнего вмешательства.
Еще один аргумент – машина не может быть творцом, потому что она не пытается выразить определенную эмоцию в своем творении, не пытается выразить себя, не закладывает подтекст и глубокие темы. На это есть два ответа: во-первых, может быть, мы пока что просто не развили A.I. до этого уровня? А во-вторых, литературные критики уже давно рассуждают о том, что творение должно стоять на своих двух ногах, независимо от сущности и намерений его творца («Смерть автора»).
Ну и наконец – «креативный» A.I. уже приносит плоды. Не только в странной сфере современного искусства, но и в реальном мире. Например, его используют для разработки и проверки новых мед. препаратов. Есть надежда, что это может сделать выпуск лекарств дешевле и спасти сотни тысячи жизней. Роботы также занимаются дизайном новых частей для спутников. Чем новая музыка принципиально сложнее? В народе уже сейчас популярны ремиксы, а машины точно зайдут дальше.
В заложниках у хайпа
Многие люди отметут такие полусырые AI-идеи как «просто хайп». И, конечно, отчасти это правда. Вряд ли люди заплатили бы почти полмиллиона на аукционе «Кристис» за «вторую в мире картину, написанную искусственным интеллектом». Но Куш говорит, что машины могут стать отличными помощниками в прикладной работе, так же, как они стали во многих других индустриях. Они не обязаны полностью заменять людей, они могут помочь. Например, одним из первых применений таких «музыкальных роботов» должна стать озвучка роликов, коротких фильмов и презентаций, где тратиться на людей-авторов не хочется, а оригинальных стоковых песен на всех не хватает.
«Музыка от роботов» – далеко не новая история и не только хайп на AI-тренде. Её разработки идут с 1960-х годов, первые композиции делались еще на советских ЭВМ «Урал». Идея тогда была проще: дать машине отследить паттерны, а затем воссоздать их в новых комбинациях. Но новые технологии выводят идею на совершенно другой уровень. Это уже (почти) креативно и (почти) можно слушать. OpenAI Илона Маска уже несколько лет использует нейронную сеть для создания для вас музыки в любом стиле, от Моцарта до Битлз. А Aiva.AI бесплатно генерирует вам свои «эмоциональные» треки (кстати, более-менее).
В 2016-м Sony выпустила трек «Dady’s Car» . Его в Sony называют «первой поп-песней», написанной ИИ. Впрочем, это не до конца правда: без помощи человека получилась только голая мелодия, слова и аранжировку делал французский музыкант Бенуа Карре. В том же году свой первый трек продемонстрировал проект Google Magenta. У него получился 90-секундный кусок клавишной композиции с ритм-секцией, сочинённой искусственным интеллектом.
Но Auxuman идёт дальше, их идея – полная замена артиста. Не только музыка, но и слова, песня, и даже онлайн-персона звезды, с лицом, фото, видео, аккаунтами в «Инстаграмме» и всеми другими атрибутами. Единственное, чего пока не может предоставить такой робот – это живой концерт. Но японцы со своей Хацунэ Мику и другими вокалоидами уже давно решили эту проблему.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев