Встреча Владимира Путина с главой РОСНАНО Анатолием Чубайсом
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Владимир Путин провел рабочую встречу с Председателем Правления Управляющей компании «РОСНАНО» Анатолием Чубайсом. Обсуждались итоги работы и перспективные направления деятельности госкорпорации.
Владимир Путин: Анатолий Борисович, чем похвастаетесь по результатам прошлого года? Компания была создана в 2007 году?
Анатолий Чубайс: В 2007 году.
Владимир Путин: А реальная работа по инвестированию началась как раз в 2008–2009 годах.
Анатолий Чубайс: В 2008-м и 2009 годах, через год.
Владимир Путин: За это время накоплено примерно 216 миллиардов для инвестиций.
Анатолий Чубайс: Да.
Владимир Путин: И ваше внимание сосредоточено на 12 отраслях.
Анатолий Чубайс: Да, так оно и есть.
Это реальный сектор, в который мы, собственно, инвестируем. Действительно, получается, что период собственно активной работы компании около десяти лет. И мы как раз сейчас подводим итог и прошедшего года, и, получается, десяти лет одновременно всей нашей работы.
Десять лет назад при создании нас Вы выделили нам своим решением 130 млрд рублей. Это была стартовая сумма, с которой компания начала свою работу.
И первое, что мы сейчас видим, Владимир Владимирович, что построенные нами заводы к сегодняшнему дню заплатили в федеральный бюджет за весь период работы 132 млрд рублей. Это фактически означает, что государство свои затраты возместило.
Эти средства возникли не сами по себе. Они возникли от построенных заводов — 97 заводов построено на сегодняшний день. Некоторые из них небольшие, некоторые средние. Вы были у нас в Челябинске на нашем пуске. Но это полноценные, работающие, функционирующие предприятия, на которых сегодня 39 тысяч работающих.
И что для нас особенно важно — это предприятия, которые инвестируют сами в науку. Тут есть цифра — 42 млрд рублей инвестиций в науки. Это не РОСНАНО проинвестировало, было бы глупо, если бы мы из бюджета взяли и проинвестировали.
А это построенные нами заводы, которые без своих инвестиций в науке не могут развиваться. У нас есть, как Вы прекрасно знаете, государственные бюджетные отчисления в науку и достаточно высокие. А вот отчисления бизнеса в науку не очень высокие.
И мы гордимся тем фактом, что уже набирается какая-то ощутимая сумма от того, что инвестируется самими нашими наукоемкими предприятиями. В науку почему-то инвестиции естественно продолжаются и наращиваются.
Владимир Путин: В 37 регионах вы работаете, получается?
Анатолий Чубайс: Да, 37 регионов.
Это результаты социально-экономические, но собственно финансовые результаты прошлого года, которые сейчас официально нам аудиторы должны дать, у нас тоже получились позитивные.
Чистая прибыль — 5,6 млрд рублей. Это самая высокая прибыль за все время существования компании. Соответственно, раз есть прибыль, мы готовы к выплате дивидендов государству. И мы с учетом размера прибыли планируем заплатить около 550 миллионов рублей в бюджет в качестве наших дивидендов.
Это возможно потому, что построенные бизнесы эффективны. Мы выходим уже из них, заканчивается первый инвестиционный цикл. Вот эти самые десять лет означали, что мы выбрали проект, вложили, построили завод, освоили производственную мощность, а после этого мы продаем свою долю и возвращаем те средства, которые были вложены.
Доходность наших инвестиций по проектам, из которых мы вышли, а их уже 50, чуть больше 16%. Этот показатель в общем считается…
Владимир Путин: Хорошим.
Анатолий Чубайс: Достойным и хорошим.
Если сказать два-три слова про конкретные созданные, построенные индустрии, построенные кластеры в тех самых 12 отраслях, о которых Вы сказали, Владимир Владимирович, я приведу три-четыре примера.
Вот один из них — медицина, точнее ядерная медицина. Это позитронно-эмиссионная томография, которую мы начинали в России первыми еще лет семь-восемь назад. В общем, отчасти разумный выбор, отчасти повезло: оказалось, что это такой «золотой стандарт» диагностики для онкологии.
А в онкологических заболеваниях вопрос о том, на какой стадии выявлено заболевание, — это просто вопрос спасения жизни, выживание на первых стадиях гораздо больше, чем на четвертой стадии.
Вот благодаря этим инвестициям мы в 11 регионах построили центры ядерной медицины, а через них сегодня прошло уже более 100 тысяч человек с диагностикой.
Владимир Путин: В 10 регионах.
Анатолий Чубайс: Да, 10 регионов, 11 городов. Значит, очень важно, что большая часть из них — это ФОМС, то есть люди бесплатно проходят обследование, и не дай бог, если диагноз получился тяжелым, значит, по крайней мере, вовремя.
А от диагностики мы начали переходить уже к хирургии. Кибернож, так называемый, который в Уфе мы первый установили, — это уже операции неинвазивные, когда вырезают самые болезненные опухоли без крови, без тяжелых последствий и так далее.
В общем, ядерная медицина, как нам кажется, это такое важное социальное направление для нас. Минздрав нас понимает, поддерживает. Дальше думаем вслед за этими регионами пойти и в другие регионы.
Еще одно наше направление, о котором я вам докладывал, мы как-то говорили о нем, это возобновляемая энергетика. Она фактически началась в стране с нуля.
Правительство построило, с моей точки зрения, абсолютно правильную, разумную систему поддержки всей этой индустрии. И сделано так, что не просто энергетика, не просто генерация поддерживается, а есть требования локализации промышленности.
Соответственно, это означает, что в результате появилась не только сама энергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика и отрасль переработки отходов, которой, я знаю, Вы много занимаетесь.
Но вслед за этим рождается промышленность, которая производит оборудование для этих отраслей. Только мы в прошлом году построили завод по производству башен в Таганроге, завод по производству гондол для ветроэнергетики в Нижнем Новгороде и завод по производству лопастей в Ульяновске. Сейчас они полным ходом производят оборудование для нашей российской ветроэнергетики.
А вслед за промышленностью возникает наука. Опять же потому, что ни одна из этих отраслей не может без совершенствования технологий. И параллельно возникает образование. В шести ВУЗах страны сегодня уже есть кафедра возобновляемой энергетики. Получается такой целостный кластер с энергетикой, промышленностью, образованием и наукой.
Владимир Путин: Солнечные фонари, которые Вы мне когда-то показывали, реализуются?
Анатолий Чубайс: Да, это очень удачный проект. Недавно прошли сертификацию этой панели. Она попала в ТОП-3 в мире по КПД, по коэффициенту полезного действия, — 22,7%. И что для нас очень важно, в прошлом году впервые вышла на экспорт в Казахстан. Победили в крупном тендере, и помимо российского применения мы уже как бы с этой высокой технологией идем за пределы России как поставщик высоких технологий.
Владимир Путин: А Вексельберг отдельно работает от вас?
Анатолий Чубайс: Нет, это у нас совместный проект. Поскольку он уже вышел на окупаемость, то мы продали свою долю. Проект продолжает развиваться. У нас кредит остался, но из капитала мы уже вышли, и эти деньги собираемся вкладывать в следующее направление.
Еще два примера. Вы ставили вопрос перед бизнесом по газомоторному топливу. Мы с «Газпромом» готовимся совместно создать фонд. Надеемся, что получится в ближайшее время, проработали проекты для начала в двух регионах — в Белгородской и Ростовской областях. Рассчитываем серьезные проекты и по собственно строительству заправочных станций, и по строительству предприятий.
Владимир Путин: Самые дорогие вещи, на самом деле. Но если пройти этот этап, то конкурентоспособность резко повышается всего комплекса.
Анатолий Чубайс: Да, мы видим, что там экономика, очевидно, есть. Есть и экономика, есть и экология тоже очевидная, то есть это вещь вполне разумная. Просто ее нужно немного подтолкнуть, что мы, собственно, рассчитываем вместе с «Газпромом» и сделать.
Вы мне поручали на одной из наших встреч, Владимир Владимирович, Дальним Востоком основательнее заняться в нашей сфере, в наноиндустрии, в венчурной сфере.
Мы при поддержке Юрия Петровича Трутнева вместе с коллегами создали Дальневосточный фонд высоких технологий, который в прошлом году зарегистрирован. Сейчас отбирает проекты.
Во втором квартале этого года надеемся начать финансирование дальневосточных венчурных проектов, взаимодействуя, естественно, с Дальневосточным федеральным университетом, другими ВУЗами на месте. Нам кажется, что это такое тоже важное направление в нашей работе.
И может быть еще один, последний пример. Электротранспорт. Мы считаем, что тема газомоторного топлива должна дополняться еще и темой электрификации. И в этом смысле мы являемся единственными.
Мы построили единственный в стране завод по литий-ионным аккумуляторам, которые основой для этой технологии являются. И рады тому, что аккумуляторы эти наши пошли в жизнь. Санкт-Петербург наш родной начал первым.
Это прежде всего троллейбусы с так называемым удлиненным ходом, когда надо продлить маршрут троллейбуса: чтобы не строить тяговые подстанции, не строить, соответственно, вообще инфраструктуру, можно просто троллейбус оснастить аккумуляторами. Или электробусы, которые тоже начали с российскими аккумуляторами продвигаться вперед.
Владимир Путин: До Аргентины добрались?
Анатолий Чубайс: Да, у нас есть небольшой экспорт. Он маленький по размеру, но предмет нашей гордости. В Латинскую Америку мы попали с небольшим экспортом. Очень рассчитываем на формирование такого целостного кластера в этой сфере.
Владимир Путин: Хорошо.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев