Короткий путь к Искусственному интеллекту?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Давайте признаемся: мы как-то буксуем. Разработки в сфере ИИ, при всех значительных затратах, не дают ожидаемого «выхлопа». Конечно, кое-чего получается, но дело идет… медленно. Медленнее, чем хотелось бы. Может, задача не решается потому, что решается не та задача?

Сейчас у нас есть много алгоритмов, выполняющих те или иные (отдельные) когнитивные функции. Одни обыгрывают нас в игры, другие водят машины, третьи… Не мне вам рассказывать.

Мы создали программы компьютерного зрения, которые различают дорожные знаки лучше, чем мы сами. Программы, которые рисуют и пишут музыку. Алгоритмы ставят медицинские диагнозы. Алгоритмы могут заткнуть нас за пояс в распознавании котиков, но… конкретно этот, который для котиков, ни в чем ином, кроме распознавания котиков. А мы-то хотим такую программу, которая решала любые задачи!

Нам нужен «сильный» или «универсальный ИИ», но без собственного сознания, чтоб не смог отказаться решать поставленную задачу, верно? Где нам его взять?

Чтобы понять, как работает интеллект, мы обращаемся к единственному примеру, который у нас есть. К человеческому мозгу, в котором, как мы считаем, «живет» интеллект. Кто-то возразит – мозги есть у многих живых существ! Давайте начнем с червяков? Можно и с червяков, но нам нужен алгоритм, который решает не червяковые, а наши, человеческие задачи, верно?

Наш мозг. Представьте его себе. Два кило (по максимуму) податливого розовато-серого вещества. Сто миллиардов (тоже возьмем по максимуму) нейронов, каждый из которых готов отрастить до десяти тысяч динамических связей – синапсов, которые могут то появляться, то исчезать. Плюс несколько типов сигналов между ними, да еще и глия сюрприз подкинула — тоже что-то проводит, помогает и способствует.

Для справки: нейроглия или просто глия — совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Составляет около 40% объёма ЦНС. Количество глиальных клеток в среднем в 10–50 раз больше, чем нейронов.

Дендриты недавно удивили — оказывается, они выполняют куда больше функций, чем считалось ранее. Мозг — очень сложная штука. Если не верите — спросите у Константина Анохина. Он подтвердит.

Человек все делает с помощью мозга. Собственно, мы — это и есть он. Отсюда совершенно неудивительным является представление человека о том, что «мозг = интеллект» и еще более неудивительна идея скопировать устройство мозга и — вуаля! — получить искомое. Но мозг — это не интеллект. Мозг — это носитель. «Железо». А Интеллект — это алгоритм, «софт». Попытки повторить софт через копирование железа — это провальная идея. Это культ карго. Вы же знаете, что такое «культ карго»?

Аборигены островов Меланезии (увидев во время WWII, как самолеты привозят оружие, продовольствие, медикаменты и многое другое), соорудили из соломы копии самолетов и будку диспетчера, но никак не помогли себе в получении товаров, потому что не имели никакого представления о том, что скрывается за внешним видом самолетов. Так и мы, разобрав до винтиков калькулятор, не найдем внутри ни одной цифры. И, тем более, никакого намека на какие-либо операции с числами.

Пару лет назад Андрей Константинов в одном из номеров журнала «Кот Шрёдингера» (№1–2 за 2017 г.), в своей колонке «Где у робота душа», написал: «Со времён Лейбница мы так и не нашли в мозге ничего, кроме „частей, толкающих одна другую“. Конечно не нашли! И не найдем. По компьютерному „железу“ мы пытаемся восстановить программу, а это невозможно.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (2 votes)
Источник(и):

Хабр