В митохондриях голого землекопа нашли проявление «программы антистарения»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В клетках голого землекопа обнаружен еще один механизм, который защищает его от окислительного стресса. Это фермент гексокиназа, который у него связан с мембраной митохондрий и снижает количество образующихся при дыхании свободных радикалов. Его можно считать проявлением «программы антистарения», поскольку у короткоживущих мышей его количество и активность с возрастом снижаются.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Несмотря на то, что большинство современных геронтологов рассматривают старение как неизбежное следствие процессов, которые протекают в живом организме, некоторые группы исследователей считают его запрограммированным явлением. Как правило, они объясняют существование «программы старения» с точки зрения выгоды для популяции в целом. А в качестве примеров действия программы приводят разных животных, которые гибнут вскоре после спаривания — например, лосось или австралийская сумчатая мышь.

Тем не менее, до сих пор до конца не ясно, в чем эта программа старения могла бы заключаться и на каком уровне она реализуется.

Российский геронтолог Владимир Скулачев предложил свой вариант ответа на этот вопрос — концепцию феноптоза, альтруистичной гибели клеток в организме животного. Согласно этой концепции, в ходе старения клетки должны умирать чаще, что и приводит в конечном счете к смерти особи.

Однако идею программы можно понимать и наоборот. Возможно, дело не в том, что какой-то процесс целенаправленно убивает клетки, а в том, что в организме стареющего животного целенаправленно отключаются процессы защиты от причин старения. И это бездействие можно рассматривать как программу старения, а сами процессы защиты — как «программу антистарения».

Чтобы ее обнаружить, исследователи обычно сравнивают долго- и короткоживущих животных из максимально близких друг к другу видов. Классическая пара — это лабораторная мышь (живет 2–3 года) и голый землекоп (более 30 лет).

На этот раз след такой «программы антистарения» группа исследователей под руководством Владимира Скулачева нашла внутри митохондрий.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

N+1