В России ученые разрабатывают экологически чистый криогенный двигатель

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева разрабатывают двигатель на жидком азоте. Этот двигатель может применяться в будущем на экологичном автотранспорте для особо охраняемых природных зон, а также на беспилотных летательных аппаратах.

Действие криодвигателей основано на том, что в условиях окружающей среды криотопливо — например, жидкий азот — нагревается, превращается в пар высокого давления и совершает полезную работу в расширительной машине роторно-поршневого типа.

Основная задача этой лаборатории — изучение возможностей использования энергии холода, то есть энергии, заложенной в криогенных веществах и продуктах. В лаборатории начата работа по созданию криогенного двигателя, в настоящее время идет серия испытаний одного из главных элементов создаваемого двигателя — системы хранения криогенного топлива, – Дмитрий Угланов, заместитель директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета.

По размерам и весу перспективный криодвигатель сопоставим с поршневыми двигателями внутреннего сгорания такой же мощности. По словам разработчиков, расход криотоплива в нем будет составлять от 5 до 15 кг на киловатт-час. Макетный образец мощностью 1,2 кВт они оценивают примерно в 18,5 тыс. рублей.

Для работы такого типа криогенного двигателя используется баллон, заполняемый жидким азотом, температура которого ниже –196 градусов Цельсия. Азот благодаря теплоте окружающей среды нагревается и, превратившись в газ высокого давления, совершает полезную работу в расширительной машине.

Кроме того, за счет перепада температур между криогенным рабочим телом и окружающей средой дополнительную энергию позволяет получить используемый в системе хранения каскад термоэлектрических генераторов.

Система хранения низкотемпературного вещества, разработанная самарскими учеными, создана на основе емкости с криогенной заправкой специальной конструкции, оснащенной различными датчиками и клапанами. В ходе лабораторных испытаний отрабатываются технологические процессы хранения криотоплива и использования низкопотенциальной энергии криопродуктов.

Преимуществом криодвигателя его создатели называют высокую экологичность, а также возможность применения в разработках специального назначения. Например, беспилотники с двигателем на криотопливе не оставят теплового следа, а значит, их нельзя будет отследить с помощью средств инфракрасного слежения — в отличие от аппаратов с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем.

По словам Угланова, создание криогенного двигателя займет три-четыре года.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.9 (10 votes)
Источник(и):

ХайТек